Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1nikolaev_v_i_test_sondi

.pdf
Скачиваний:
633
Добавлен:
21.01.2017
Размер:
4.8 Mб
Скачать

S

 

р

Sch

С

h

S

е hy k

Р

d /77

X

X

X

X

X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X

сферы Я, на А-дуализм: Я и мир сливаются, переставая иметь какиелибо границы; это эго-картина мис­ тического, мифического, магическо­ го Я, вряд ли способного выйти из тумана бессознательного;

С = 0 —: отчуждение от мира; земные предметы утратили свою прежнюю ценность, наступило ужас­ ное одиночество.

Шизофреники частенько выда­ ют зеркальные обращения в векторе Sch. Тогда после эго-картины Sch = О - на следующем профиле мы мо­ жем увидеть Sch = - 0; или эго-кар­ тина Sch = + - за короткое время превращается в эго-картину Sch = - + и т. д.

Синдром 5. «Ипохондрический» синдром. Тревога из-за

вины, страх наказания

0 е

-h y

Ипохондрический синдром дает профилю влечений

- к

очень впечатляющий графический рисунок. В центре про­

0р

филя — от фактора е до фактора р включительно — отчетли­

 

во видно «черное Т», чья конфигурация часто еще больше

 

обращает на себя внимание в результате того, что по краям в полях векторов S и С накапливаются позитивные реакции выборов (S = + + или + 0; С = + + или 0 +).

Анализ ипохондрического синдрома будет говорить о следую­ щем:

Р = 0 спроецированный страх, быть наказанным; вина.

Sch = - 0: невротическое Я. Пациент борется с опасной потреб­ ностью посредством вытесняющих механизмов. Опасной потребнос­ тью является побуждение жить вечно, никогда ни умирать. Но эта потребность отвергается со стороны Я ( - к) и эвакуируется из резер­ вуара осознавания потребностей (р = 0); и тотчас эвакуированная потребность начинает проецироваться в форме страха болезней или в форме бреда заболевания. На основе этого синдрома мы допускаем, что на самом деле ипохондрик является «параноиком времени», пара-

72

ноиком, который пытается расши­ рить свою жизнь на вечные времена, а потому у него и появляются бред и страх, что болезни могут воспрепятс­ твовать его желанию жить вечно. С позиции психологии влечений инте­ ресно то, что монахини, постоянно живущие в страхе, что могут поте­ рять шанс на неземное и вечное спа­ сение своей души, и творческие люди, у которых желание собствен­ ного бессмертия, тоже являющееся одной из форм проявления паранойи времени, постоянно вызывает трево­ гу, очень часто показывают в экспе­ рименте ипохондрический синдром. Этот синдром выдают и воры из-за присущего им страха быть наказан­ ными.

Синдром 6. Синдром «навязчи­ вости»

5 = ± О

Р = ± О Sch = ± О

С = 0 ±

Синдром этот характерен для навязчивых импульсов; но особенно для навязчивых действий, и состоит из следующих векторных картин:

Синдром показывает амбива­ лентность людей с неврозом навяз­ чивости в полях влечений факторов h, е, к и т , то есть в областях бисек­ суальности, доброты и зла, образо­ вания идеалов и привязанности. Одновременно этот синдром пока­ зы вает нам, что такие невротики

73

способны использовать следующие вентили влечений: анальный са­ дизм (s, d), истериформные церемонии (hy) и эвакуацию опасных потребностей из сознания (р).

Синдром 7. «Эпилептический» синдром

а)

Постпароксизмальный синдром

+!!s

 

 

 

 

Sch

C

Ое

s

 

p

 

—!!hy

h s

e

hy

k

P

d m

06

Op

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

В случае эпилепсии мы должны

X

 

 

 

 

различать две фазы:

 

 

 

 

фазу непосредственно после

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

происшедшего приступа, она диа­

X

 

 

 

 

гностируется на основе постпарок­

 

 

 

 

сизмального синдрома;

X

X

 

X

X

 

фазу между двумя приступа­

 

X

X

X

X

ми, для которой характерен интер­

 

пароксизмальный синдром.

 

 

X

 

 

 

 

 

 

Анализ синдрома:

 

 

X

 

 

О е: разрядка потребности в на­

 

 

X

 

 

коплении в себе грубых аффектов

 

 

 

 

типа ярости, ненависти, гнева, мсти­

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

тельности и последующей неожи­

 

 

 

 

 

данной, пароксизмальной, взрывча­

 

 

 

 

 

той их разрядки;

 

 

 

 

 

- hy: после разрядки эпилептик

становится очень стыдливым, хочет спрятаться с глаз окружающих, он стыдится даже самого себя. А в общем, всю векторную картину Р = 0 - можно интерпретировать как спроецированный страх, и именно такой, что после приступа эпилептик тревожится по поводу того, что же скажут о нем окружающие.

Sch = 00: обозначает сумеречное состояние, ступор, наступающие после приступа. Сфера Я пока остается дезинтегрированной;

+11 s: одно из доказательств того, что эпилептический приступ действительно является спасительным выходом из имеющейся внут­ ренней опасности,— приступом, как раз и возникающим в результате невозможности разрядить чрезвычайно большую агрессию (как при­ нято считать в психологии влечений). Природа влечений у эпилепти­

74

кл очень родственна таковой у убийц, совершающих свои преступления под действием сильных аффектов. Мы часто обнаруживаем у эпилеп­ тиков типичный синдром убийцы (смотри синдром 8). Имеется толь­ ко одно дифференциально-диагностически применимое отличие профилей эпилептиков и убийц, а именно: наиболее привычным спа- <тельны м выходом для эпилептиков является разрядка фактора е, а v убийц — разрядка фактора s.

b)

«Интерпароксизмальный» синдром

+!s

 

 

 

 

S

р

Sch

С

-!е

-!h y

 

 

 

 

/7 5

е

hy к Р

d т

-\k

X

 

 

Этот синдром наиболее часто

 

 

мы находим у эпилептиков в интер­

X

 

 

пароксизмальной стадии, то есть у

X

 

 

тех пациентов, у которых приступы

 

 

подавляются антиэпилептическими

 

 

 

X

 

 

препаратами.

X

X

X

Потому здесь и обнаруживается

реакция - е, - к.

X

X

X

В этом состоянии профиль вле­

X

X

X

чений эпилептика напоминает про­

филь ипохондрика. Да и клинически

X

X

X

здесь очень часто можно обнаружить

 

 

 

 

 

 

ипохондрические синдромы (как,

 

 

 

например, приступ желудочных бо­

 

 

 

лей [спазм желудка]).

 

 

 

К интерпароксизмальному син­

дрому часто присоединяются следующие реакции: Ор или + р; С = 0 +!, 1 I , или + +.

Синдром 8. Синдром «убийцы» (синдромы настроенности наубийспкю, «Каин»)

Одной из типичных, диагностически ценных конфигураций про­ филей влечений убийц является так называемое «синее Е убийцы». I )■та конфигурация появляется в результате того, что в негативной половине профиля убийц чаще всего обнаруживаются три вышеука-

75

а) синдром убийцы в

- е

Ь) синдром убийцы-

- е

состоянии аффекта

-(± > р

грабителя

-(± > к

 

- т

 

- т

S

Р

Sch

с

h S

е

hy к Р

d т

 

X

 

 

X

 

 

X

 

X X

X X

X X

X

X

X

X

X

X

занных негативных реакции. В других факторах никаких негативных реакций мы не найдем.

Аффективный убийца показывает в векторе Sch картину Sch = О - или 0 ±, то есть типичную картину А-дуализма или брошенности. Убийца-грабитель чаще всего показывает противоположную эго-кар­ тину, Sch = - 0 или ± 0, то есть симптомы навязчивости. Вот так и возникают две формы синдрома убийцы.

Но по наличию синдрома убийцы еще нельзя выставлять диагноз, говорящий о том, что перед нами человек, совершивший убийство в реальной жизни. Можно только сказать, что испытуемый с таким профилем влечений имеет предрасположенность, инстинктивную готовность убить человека. То есть диагностируется только предрас­ положенность влечений, только готовность совершить убийство, и ни в коем случае не якобы совершившееся преступление. Это же отно­ сится и ко всем другим синдромам.

76

Синдром Я «Пассивно-гомосексуальный» синдром

- s

(синдром сексуальной инверзии)

-by

 

 

 

+ d

 

+171

Так называемое «голубое, гомо­ сексуальное Е» характерно для пас­ сивных гомосексуалистов точно так же, как для убийц характерно только что обсуждавшееся «синее Е убийцы». Различия между ними мы можем представить следующим образом:

Е убийцы Пассивно-гомосексуальное Е

- е - k -т

Синдром пассивной гомосексу­ альности обладает большой диагнос­ тической точностью. Однако пос­ редством этого синдрома мы делаем

видимой только инстинктивную предрасположенность, но не откры­ тую манифестацию гомосексуальности.

Синдром 10. «Дуалюньонистический» синдром

Чтобы правильно понять дуалюньонистический синдром, мы вначале должны обратиться к психологии и патопсихологии персо­ нального дуалюньона.

Главное о персональном дуалюнъоне

Часто бывает так, что внутри семьи между двумя ее членами, чаще нечто между родственниками одного пола, например, между двумя братьями, двумя сестрами, отцом и сыном, матерью и дочерью, обра­ зуется дуалюньон особого рода, или «дуальное единение», как назвал л от феномен Имре Херманн, впервые обративший на это явление внимание как на нормальную связь между матерью и ребенком в мла­ денческом возрасте.

77

а) синдром бросающего,

±к

Ь) синдром брошенного,

Ok

покидающего партнера

0р

оставленного партнера

±Р

S - + или - ±

 

S = + -

 

C = + -

 

 

C = + +, ± + , + ±, ± 0

 

S

Р

Sch

С

 

 

h S

е hy

к Р

d т

 

 

X

X

X X

X X

X

X

Дуальное единение манифестируется в поражающе крепкой привязанности друг к другу По мнению Херманна, дуалюньон как раз и появляется в качестве последствия существования сильной потреб­ ности в привязанности, поддержке и опоре. Дуальное единение, свя­ зывающее партнеров, далеко выходит за рамки обычных связей меж­ ду кровными родственниками и чаще всего напоминает полностью поглощающую и изводящую собой любовную связь, а часто и гомосек­ суальную увлеченность. Некоторые ситуации в жизни способствуют тому, что кровные родственники, а иногда и просто друзья, приклеи­ ваются друг к другу в таких дуалюньонах. Например: в семье умирает мать и отец вынужден принять на себя ее роль. Или: после смерти матери отец хочет покончить с собой, но сын мешает ему осуществить это намерение; после чего сын вынужден в течение длительного вре­ мени присматривать за своим отцом, словно бы он был матерью или

78

женой отца. Или: родители развелись; мать и дочь остаются жить вдвоем и поневоле вынуждены в чрезмерной степени общаться и за­ ботиться друг о друге.

В таких дуалюньонах один из членов семьи играет роль активно­ го, поддерживающего партнера, а другой — роль пассивного, подде­ рживаемого, нуждающего в помощи и опоре. Сохранение дуалюньона и течение длительного времени, как бы того ни хотили его члены, не­ избежно приводит к большим проблемам и трудностям. Тот, кто жер­ твует собой для другого, кто является для него опорой и поддержкой, чаще всего берет на себя роль матери, тот прежде всего через какое-то время захочет ослабить крепкие узы сложившегося союза. Произойти такое может по самым разным поводам. Например, старшая сестра отнюдь не желает посвящать всю свою жизнь младшей и находит мужчину или выбирает профессию для жизни, которым она полностью отдается. А в другом случае старший брат, решивший жениться, хочет избавиться от младшего, приклеившегося к нему. Партнер, предостав­ лявший прежде поддержку, теперь пытается отделиться от нуждаю­ щего в опоре пассивного партнера. Вот тут и возникает у обоих парт­ неров трагедия в жизни влечений. При распаде дуалю ньона у пассивного партнера часто вспыхивает паранойя или параноидная шизофрения. Это типичная судьба покинутого члена дуалюньона.

Да и судьба отделившегося партнера после распада союза часто избирает патологическое направление, правда, чаще всего это заболемание проявляется не в психотической, а в невротической форме. После того как брошенный партнер становится душевнобольным, бросивший его партнер начинает страдать от самообвинений или другого рода навязчивых сомнений. Таким образом, после распада дуалюньона начинается процесс распада самих партнеров. Один из них становится больным неврозом навязчивостей, а другой — парано­ идны м шизофреником, обвиняющим во всем неверного партнера. )кспериментальные эго-картины показывают судьбу влечений у обо­ их покинувших дуалюньон партнеров.

Бросивший дуальный член чаще всего дает двойственную, амбимдлентную k-реакцию с нулевым положением фактора р. Эта картина однозначно показывает, что бросивший партнер активно вел себя по отношению к покинутому; активный партнер стремился отделиться и положить конец запретной связи влечения, объединявшего его с пар­ тнером в дуалюньон. Позитивная k-реакция активного партнера гово­ рит о том, что он пытается самостоятельно определять судьбу своих I{лечений социальным способом. Например, один из братьев (активный член дуалюньона) становится психиатром. Но в полной мере активное отделение от пассивного члена удается отнюдь не всегда. Не всегда

79

удастся всю энергию, скрывающуюся в потребности привязанности, полностью социализировать в профессии. Тогда остатки энергии этой потребности трансформируются в навязчивые представления. Неко­ торые дуальные члены, покинувшие пассивного партнера, продолжа­ ют обвинять себя в том, что спровоцировали у партнера появление болезни тем, что насильственно бросили его.

Брошенный дуальный член чаще всего показывает в эксперимен­ те зеркальную картину отделившегося партнера, то есть амбивалент­ ную реакцию р наряду с нулевым положением к. Негативная реакция р наряду с нулевым положением к является эго-картиной А-дуализма. Она означает, что брошенный дуальный партнер страстно желает полного единения с другим партнером, образования с ним инфантиль­ ного дуального единства. А позитивная реакция р говорит о том, что потребность слияния спровоцировала у него психическую инфля­ цию.

Один из классических случаев дуалюньона

Речь идет о 25-летней студентке театрального вуза, дочери доволь­ но состоятельных родителей. Отец — врач, а мать происходит из бога­ той семьи. Ребенок воспитывался разными гувернантками. Родители жили порознь, в двух удаленных друг от друга помещениях огромной квартиры. Дочь закончила среднюю школу и пошла учиться в музы­ кальную академию, специализируясь в игре на фортепьяно. В этот период начало ухудшаться их материальное благополучие.

В рассматриваемом нами дуалюньоне мать является пассивным, а дочь — активным партнером. Не вызывает никаких сомнений, что мать является параноиком. Она возбуждает самые разные процессы против мужа, затрачивая на это уйму энергии и денег. Из-за лавины таких процессов муж прекратил любого рода контакты с женой и дочерью. Обоих он выставил из своей квартиры, а суд, кроме того, позволил ему не выплачивать алименты, учитывая сутяжническое поведение жены. Отец пытался спасти дочь и забрать ее к себе, но под конец вынужден был сдаться из-за постоянных оскорблений со стороны жены и позво­ лить дочери делать то, чего она хочет, да она и без того явно предпочи­ тала мать. Сейчас бабушка, мать и дочь живут вместе в жестокой нище­ те. Постепенно мать перестала увлекаться судебными процессами, но у нее сфрормировалась новая бредовая система, в центре которой стоит дочь. Мать уверена, что дочь ожидают самые большие успехи. Мать не сомневается, что все мужчины сексуально домогаются дочери. Девуш­ ка с легкостью соглашается с этой бредовой идеей и ограничивает свою жизнь отношениями с матерью, живя бездумно, не задумываясь о за­ втрашнем дне. Дочь прекращает обучаться в музыкальной академии,

80

гак как, по утверждению матери, один из профессоров приставал к ней с непристойными предложениями. После этого в академии разражает­ ся страшный скандал, в результате чего профессор вынужден покинуть се; его реабилитируют только спустя полтора года. Позднее оба дуальных партнера знакомятся в плавательном бассейне со сказочно богатым директором банка. Вот он-то теперь и становится центром параноидной бредовой системы матери. Она утверждает, что Набоб влюбился в ее дочь и даже согласен развестись со своей женой, чтобы жениться на дочери. Но план матери был коварно разрушен одним из родственников банкира. Из любых, самых обычных, банальных вещей, которые неиз­ бежно происходят в жизни каждого из нас, мать создает патологическую систему переживаний, которая сводится к тому, что дочь ее преследу­ ется влюбленными мужчинами. Мать устраивает скандалы прямо на улице, нападает с обвинениями на совершенно незнакомых ей мужчин из-за того, что они якобы по наущению директора банка специально преследуют и наблюдают за нею и ее дочерью. Девушка верит и в эту бредовую идею и даже артистически подыгрывает матери. Во время беседы с психотерапевтом дочь берет на себя роль рассказчика, она с мельчайшими подробностями сообщает обо всех бредовых пережива­ ниях, причем все это время сохраняет странный, совершенно неумест­ ный, явно противоречащий рассказываемому содержанию, трезвый сгиль изложения. Мать с явным воодушевлением прислушивается к рассказу дочери, обращая внимание на то, чтобы ни одна деталь не пропала. Мать ни на минутку не может оставаться без дочери, сопро­ вождает ее каждый день в академию театрального искусства, которую дочь начала посещать вновь. Хотя они испытывают огромную матери­ альную нужду, лицо матери начинает излучать счастье, как только она оказывается рядом с дочерью — они прямо-таки растворяются друг в друге. Мать выглядит как нищенка, зато дочь она заставляет одеваться элегантно. То, что матери удается выпросить в различных благотвори­ тельных обществах, она отдает дочери, прежде всего одежду. Дочь чувствует себя в академии превосходно. Карьера актрисы, скорее всего, - единственно возможный спасительный выход из опасного дуалюньопа, в котором она живет. Дочь уже начала более холодно обращаться с матерью: то тут, то там она не соглашается с матерью, чего ранее никог­ да себе не позволяла.

Отец — врач, сын очень богатого помещика. У отца девушки есть конюшня с беговыми лошадьми, и занимается он главным образом конным спортом. Стены его квартиры украшены фотографиями ло­ шадей. О своем браке он сказал, что был ужасно обманут и потому сразу же после медового месяца развелся. Затем он женился во второй раз, но и во второй раз ему не удалось избежать своей судьбы, так как

81

6 Тест Сонди