Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы к экзамену по исторической грамматике.docx
Скачиваний:
312
Добавлен:
05.06.2017
Размер:
159.79 Кб
Скачать

37.История числительных.

Одной нз особенностей исходной древнерусской морфологической системы было отсутствие чис­лительных как особой части речи, характеризуе­мой своими, только ей присущими грамматическими категориями. В современном русском языке эту особую часть речи образуют количественные числительные, обладающие такими категориями.

Отсутствие в древнерусском языке числительных как особой части речи определялось тем, что названия чисел в этом языке не имели своих особых грамматических категорий н функциониро­вали как другие части речи. При этом разные названия чисел сблн- жалнсв с разными частями речи, ничем принципиально не отли­чаясь от последних.

В древнерусских названиях чисел прежде всего выделялась группа до четырех (одинъ, одьна, одьно; дъва, дъ&к; трье, три; четыре, четыри), которая грамматически сближалась с прилага­тельными. Такое сближение выражалось в том, что они, этн сло­ва, полностью согласовывались с соответствующими существи­тельными: ср. одинъ столъ, одьна сестра, одьно окъно; дъва стола, дъвЬ роуцЪ, дъ&к сел'Ь; трье столи, три роукы, три съта; четыре столи, четыри роукы, четыри съта. Следовательно, этн названия чисел выступали как прилагательные-определения, согласующи­еся в роде, числе и падеже с существительными. Как н прилага­тельные, они различались по родам, согласуясь с родом сущест­вительного, к которому они относились, но не изменялись по чис­лам (одинъ, одьна, одьно изменялись только по единственному числу, дъва, дъвЪ — по двойственному, трье, три и четыре, че- тыри — по множественному), что было связано с количественным значением самих рассматриваемых слов.

В отлнчне от этой группы, названия чисел от пяти до десяти, наоборот, выступали в древнерусском языке в качестве сущест­вительных, т. е. каждое нз ннх принадлежало к определенному (женскому) роду и поэтому по родам не изменялось. Но вместе с тем они, точно так же как и существительные, изменялись по чис­лам, Что же касается существительных, стоящих прн этнх словах, то независимо от числа н падежа последних первые выступали всегда в родительном падеже множественного числа, т. е. здесь постоянно была связь управления. При этом особенно важно от­метить, что слова От пяти до десяти, выступая как существительные, могли иметь при себе определение и согласовывались с гла­голом в роде и числе. В древнерусском языке можно было сказать третьа пать пришьла, дроугаа шесть поудовъ, въ тоу шесть Л’Ьгъ, где пать, шесть имеют при себе определения и соответствуют сов­ременным счетным существительным пятерка, шестерка. Иначе говоря, это былн не числительные, а счетные существительные.

Слово съто склонялось в древнерусском языке как существи­тельное среднего рода с основой на д и грамматически характери­зовалось теми же свойствами, что и слова от пяти до десяти.

Что касается названий чисел от одиннадцати до девятнадцати и двадцать, тридцать, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемь­десят, то их образование и история являются процессом превра­щения словосочетаний в простые целые числа. В современном языке числительные одиннадцать, двенадцать и под.— это прос­тые числа, и онн не разлагаются на один + десять, два + десять и т, д. В древнерусском же языке это было иначе. Одиннадцать и под. образовывались из трех слов: одинъ на десАте, т. е. один + предлог на местн. пад. от десять. Следовательно, это было ■сложное слово, и понималось оно как составное. Лишь постепенно в мысли складывалось простое целое понятие об „одиннадцати" и т. п., а в языке появлялось н соответствующее слово (см. § 220).

На протяжении истории русского языка прошли многие про­цессы, приведшие постепенно к оформлению особой части речи — числительных. В этом сыграли роль определенные измене­ния в формах склонения отдельных слов-названий чисел, утрата двойственного числа, сближение склонений дъва, дъвЪ н трье, три, четыре, четыри, утрата родовых различий в три, четыре н дру­гие процессы морфологического характера. Произошли определен­ные изменения также н в синтаксическом отношении: с утратой двойственного числа в имен, и отчасти в внн, пад, устанавливают­ся неразложимые сочетания два, три, четыре с род. пад. ед. ч. су­ществительных, которые являются параллельными сочетаниям пятьдесять + род. пад. мн, ч. Такой параллелизм в нмен,- внн. пад. приводит к тому, что в косвенных падежах названия чи­сел от пяти до десяти, как от двух до четырех, начинают согласо­вываться с существительными, с которыми они сочетаются. По­добная зависимость этнх слов в свою очередь создает почву для утраты ими различия единственного н множественного числа, а также н различия рода.

Особые синтаксические связи и утрата ранее свойственных названиям чисел грамматических категорий приводят к выделе­нию числительных в отдельный класс, в новую часть речи. В морфологическом отношении признаком числительных как части речи является отсутствие категории числа и ро­да {кроме числительных один и два, различающихся по родам). Все этн процессы проходят в течение XIII—XIV в в. в преде­лах числительных до десяти, а затем распространяются н на дру­гие числительные.