Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы к экзамену по исторической грамматике.docx
Скачиваний:
312
Добавлен:
05.06.2017
Размер:
159.79 Кб
Скачать

44 В. История сослагательного и повелительного наклонений.

В исходной системе древнерусского языка формы по­велительного наклонения выступали во 2-м л. ед., 1-м —2-м л. мн. н дв. ч. как нетематическнх, так н тематических глаголов. Все они по происхождению являются праславянскнмн и восходят к формам индоевропейского желательного наклонения.

В этом плане следует отметить, что в древнерусских памятни­ках XI—XII вв. фиксируются как будто бы еще формы 3-го л. ед.ч. повелительного наклонения: дай емоу гь бъ блгниы ?тыхъ, и бъ мира сего боуди, д а и же емоугь бъ мать. Однако в этнх конструкциях выражено, скорее, не побуждение, а пожелание. Поэтому можно считать, что в древнерусском языке форма 3-го л. ед. ч. сохранялась толь­ко как реликт прежнего желательного значения праславянского повелительного наклонения, и не включать ее в древнерусскую парадигму повелительных форм.

Формообразующей основой повелительного наклонения высту­пала основа настоящего временн, к которой присоединялись суф­фиксы -и- нлн -t- и соответствующие личные окончания.

Формы древнерусского повелительного наклонения выступают в первых памятниках пнсьменностн в следующем виде:

I класс

Ед.

ч.

2-е л.

неси

Мн.

ч.

I -е л.

нееЬмъ

2-е л.

нес-Ьте

Дв.

ч.

1-е л.

несФвФ

2-е л.

нес-Ьта

II класс

111 класс

IV класс

станн

знан

хвалн

стан'Ьмъ

знанмъ

хвалнмъ

станете

знайте

хвалите

стан’Ьв’Ь

з'нанв-Ъ

хвалнвФ

стан-кта

знаита

хвалнта

Нетематические глаголы

Из нетематическнх глаголов внимания заслуживают ieru, eidbru н дати, так как быти и ujAtu образовывали формы повелительного наклонения по об­разцу тематических глаголов: от быти — боуди, боудкмь и т. д.; от uA.ru — им\и, им\имъ ИТ. л .

Ед.

ч.

2-е л.

•Ьжь

в-Ьжь

дажь

Мн.

ч.

1-е л.

•Ьдимъ

в-Ьднмъ

дадимъ

2-е л.

•Ьдите

ведите

дадите

Дв.

ч.

1-е л.

■кднв-Ь

в+див-Ь

даднв-к

2-е л.

-Ьднта

вйдита

даднта

Приведенные образцы спряжения повелительного наклонения показывают, что у тематических глаголов во втором л. ед. ч. вы­ступала одна форма с конечны)* [и] во всех четырех тематических классах. При этом, в связи с тем что этот [и] по происхождению восходит к дифтонгу [oi], в глаголах с основой на [к], [г], [х] в форме второго л. ед. ч. происходило изменение этих согласных в мягкие свистящие; причем одновременно с этим в корне выступало чередование [е] с [ь]. Таким образом, напрнмер, от глаголов печи, течи, жечи повелительное наклоне­ние в указанных формах выступало в виде пьци, тьци, жьзи.

По этому образцу исконно образовывалось повелительное на­клонение и от видкти: еижь. В старославянском языке древнерусскому еижь соответствовало внждь. Точно так же подтверждаются и реконструированные формы тематических глаголов. Так, напрнмер, во 2-м л. ед. ч.: въстани, помьни, съхрани, въэложи, бкгаи н т. д., а также: мози, рьци, тьци; в 1-м л. мн. ч.: сътворимъ, поклонимся, въэлюбимъ н иокмъ, станкмъ, съберкмъ, пьцкмъ\ во 2-м л. мн. ч.: плачите ся, хвалите, веруйте н възьмкте, придкте, станете, моэкте н т. д. Все эти формы зафиксированы в памятниках XI в. Онн устойчиво держатся в письменности и последующего времени, вместе с тем эти формы начинают подвергаться изменениям уже в древнерусский период.

В отношении нетематическнх глаголов следует отме­тить, что, хотя формы е4жь, вкдите (а также формы от приста­вочных образований данного глагола) достаточно употребитель­ны в памятниках XII—XIII вв., все Же наряду с ними отмеча­ются формы вкдаи, выдайте от однокорневого глагола вкдати, ко­торый вытеснил в древнерусском языке дкдкти.

Что касается нетематическнх глаголов дати и ксти, то, как уже говорилось (§ 228), форма 1-го л. мн. ч. повелительного наклонения от этнх глаголов — дадимъ, кдимъ была использована в качестве формы 1-го л. мн. ч. настоящего временн, и это вы­звало перекос в настоящее время н формы 2-го л. мн. ч. повели­тельного наклонения — дадите, кдите. Следовательно, в данных глаголах должна была быть выработана новая форма 2-го л. мн. ч. повелительного наклонения. В выработке этой новой формы сыграла роль история 2-го л. ед. ч.

Во 2-м л. ед. ч. повелительного наклонения выступали формы дажь, 4жь, изменившиеся после утраты конечного [ь] и оглуше­ния [ж] в дашь, кшь. Форма была перенесена в настоящее время^ но сохранилась н в повелительном наклонении (ср. ты ешь хлеб — произнесенное с разной интонацией, слово ешь может являться н Формой 2-го л. ед. ч. наст, врем., н формой 2-го л. по­велит. накл.). Под влиянием этой формы к во 2-м л. мн. ч. возник­ло новое ешьте, ставшее формой повелительного наклонения.

Что же касается формы дашь, то, будучи перенесена в настоя­щее время, она не сохранилась в повелительном наклонении, где развилась новая форма, образованная от иной основы,— дай. Эта форма возникла, как видно, под влиянием глаголов с основой на [j], тнпа знай, читай. Под влиянием дай во2-м л. мн. ч. появилась форма дайте, закрепившаяся в русском языке. Форма дай отража­ется в памятниках очень рано; так, в послесловии к Остромнрову

евангелию: дай кмоу господь бгъ. Ср. еще в Лаврентьевской ле­тописи колебание между старой н новой формой: и пакы продайте имкныь,,. и дадите нищимъ.

Изменения, затронувшие 2-е л. ед. ч. тематических гла­голов, былн связаны прежде всего с утратой [н] в тех случаях, ко­гда он оказывался в безударном положении: др.-русск. буди, стани, ркжи совр. будь, стань, ркжь. Однако прн этом следует иметь в виду, что утрата конечного [н} во 2-м л. происходила тогда, когда уже смягчились полумягкие, в результате чего мягкость конечно­го согласного стала показателем данной формы повелительного наклонения.

Наконец, во 2-м л. ед. ч. произошла унификация звукового об­лика глаголов с основой на заднеязычные [к], [г), [х]: здесь бы­ли устранены чередования заднеязычных со свистящими и [е] с [ь], т. е. форма повелительного наклонения по звуковому соста­ву сблизилась с формами настоящего временн: вместо пьци, тьци, берези, стерези развились пеки, теки, береги, стереги.

В 1-м л. мн. ч. исконная форма повелительного накло­нения была утрачена, хотя в памятниках пнсьменностн она фикси­руется вплоть до XIV в. Вместе с тем начиная с XII—XIII вв. для выражения побуждения к совместному действию отмечаются обра­зования в 1-м л. мн. ч., внешне сходные с 1-м л. мн. ч. настояще­го временн: възидемъ. Одна­ко это была не просто замена одной формы другой формой, а вы­работка нового средства выражения побуждения к самостоятель­ному действию; это новое средство внешне соответствовало форменого л. мн. ч. настоящего временн, но сохраняло семантику н инто­нацию утраченной древнерусской формы.

Дальнейшее развитие формы повелительного наклонения, вы­ражающей совместное действие, было связано с появлением у этой формы возможности присоединять агглютинативный суффикс -те, что явилось результатом взаимодействия форм 1-го н 2-го л. мн. ч. Самые ранние свидетельства таких образований относятся к XVII в.: п о с п •к ш а и м ъ т е... къ... царю (Пов. царя Да­вида), гр'кнемъте, братцы.

Что касается 2-го л. мн. ч. повелительного наклонения, то исходные формы с суффиксальными -'к- н -и- для глаголов раз­ных классов в памятниках устойчиво употребляются до XIV в. Од­нако уже с XI в. наблюдаются такие факты, когда вместо -t- в гла­голах I—II классов выступает -и-: приведите, останите с а, окра- дите, рците (Остр, ев.), поидивЪ (Снн. пат.), кльните (Пут. Мин.), возмите (Дух. Кл. Новг.) н мн. др. Появление -и- вместо -i- во м л. тематических глаголов I—II классов — это, без сомне­ния, результат сближения способа образования данной формы этих глаголов со способом ее образования у глаголов III—IV клас­сов. Но в результате такого сближения оказалось, что суффикс -и- равно выступает у всех глаголов во 2-м л. ед. н мн. ч. повелительно­го наклонения. Это обстоятельство превратило -те во 2-м л. мн. ч. в агглютинирующую частицу, служащую для образования дан­ной формы. Именно тот факт, что -те стало такой агглютинирую­щей частицей, дал возможность перенести ее в 1-е л. мн. ч. пове­лительного наклонения. Агглютинирующий характер ■те отчетливо выявляется в тех случаях, когда эта частица высту­пает в формах 2-го л. мн. ч., отражающих редукцию [н|: будте (гр. 1341 н 1399 гг.), не обидьте, не двиньте. Этb формы сохраняются и в поздних памятниках, сохраняются они и в совре­менном языке.