Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

I_Bentam_-_Vvedenie_v_osnovania_nravstvennosti

.pdf
Скачиваний:
52
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
9.96 Mб
Скачать

Введение в основания нравственности и законодательства 233

ширных целей, к которым должна бы стремиться благо­ склонность: это было бы жестокостью не только против публики, но и против тех самых лиц, в пользу которых она говорит: я разумею, в последствиях, хотя она и же­ лает противного в своих намерениях. Это была бы жес­ токость против публики, потому что — при недостатке в должном охранении — публика оказалась бы подвер­ женной вреду преступления; жестокость даже против самого преступника, потому что он был бы наказываем без всякой ясной мысли и без шанса достигнуть той бла­ готворной конечной цели, которая одна может оправды­ вать введение зла наказания.

X.

Правило 2. Но будет ли данное преступление предот­ вращено в данной степени данным количеством наказа­ ния — это всегда только шанс; и для приобретения этого шанса, каково бы ни было применяемое наказание, многое применяется авансом. Впрочем, чтобы дать ему лучший шанс перевесить прибыль от преступления, — чем б о л ь ш е в р е д п р е с т у п л е н и я , тем б о л ь ш е д о л ж н а бы ть т р а т а , к а к у ю с т о и т с д е л а т ь п у т е м н а к а з а н и я 1.

XL

Правило 3. Дальнейшая цель — та, чтобы побудить человека выбирать всегда наименее вредное из двух пре­ ступлений; поэтому, — к о г д а в с т р е ч а ю т с я два

п р е с т у п л е н и я , то н а к а з а н и е

за б о л ь ш е е

п р е с т у п л е н и е

д о л ж н о б ы ть

д о с т а т о ч н о

для т о г о , ч т о б ы п о б у д и т ь

ч е л о в е к а

п р е д п о ч и т а т ь

м е н ь ш е е 2.

 

1 К примеру, если когда-либо стоит идти на такую трату, как столь ужасное наказание, как сожжение живьем, то это будет оправдано скорее, имея в виду предотвращение преступлений типа убийства или поджига­ тельства, чем для предотвращения выпуска фальшивых денег.

2 Esprit des Lois, 1. VI, chap. 16.

234

Иеремия Бентам

 

ХП.

Правило 4. Когда человек решился на какое-то пре­ ступление, то дальнейшая цель — побудить его делать не больше вреда, чем необходимо для его намерения: поэто­

му— н а к а з а н и е

д о л ж н о быть

 

п р и н о р о в л я е ­

мо к

ка ждому

преступлению

т а к и м

о б р а ­

зом,

ч тоб ы

для

к а ж д о й ч а с т и

в р е д а

здесь

мог

быть

м о т и в , к о т о р ы й

бы удерживал

преступника от

произведения

этого в р е д а 1.

Надобно заметить, что прибыль, хотя часто, но не по­ стоянно, бывает пропорциональна вреду: например, когда вор вместе с теми вещами, какие он желал иметь, крадет и те, которые ему совсем не нужны. Это может случиться по легкомыслию, лени, торопливости и проч.

ХШ.

Правило 5. Последняя цель — та, чтобы, какого бы мы ни остерегались вреда, остерегаться от него насколь­ ко можно дешевле: поэтому— наказание ни в каком случае не должно быть больше того, чем сколько нужно для того, чтобы согласовать его с д а н н ы м и з д е с ь п р а в и л а м и .

XIV.

Правило 6. Нужно заметить далее, что так как люди при различных обстоятельствах различным образом и в разной степени принимают действие одной и той же воз­ буждающей причины, то наказание, по имени одно и то

1 Если бы кто усомнился в этом, пусть тот представит себе преступ­ ление разделенным на столько отдельных частей, сколько можно разли­ чить частей в произведенном им вреде. Положим, например, что преступ­ ление состоит в том, что какой-нибудь человек дал вам десять ударов или украл у вас десять шиллингов. Если за данные вам десять ударов он на­ казывается не больше, чем за пять, то пять ударов из десяти составят пре­ ступление, за которое нет никакого наказания; поняв это, человек, даю­ щий вам пять ударов, наверное даст их еще пять, потому что он может иметь удовольствие дать вам их даром. Таким же образом, если за кражу десяти шиллингов человек наказывается не больше, чем за кражу пяти, то кража других пяти шиллингов остается преступлением, за которое нака­ зания нет. Это правило нарушается почти на каждой странице всех кодек­ сов, какие я только видел.

Введение в основания нравственности и законодательства 235

же, не всегда произведет (или действительно, или даже видимо для других) в двух разных лицах одну и ту же

степень страдания: поэтому — для того, чтоб

к о л и ­

чество

н ак а з ан и я, де йс т в и т е л ь н о

н а л а г а е ­

мое на

каждого и н д и в и д у ал ьн ог о

п р е с т у п ­

ника,

с о о т в е т с т в о в а л о к ол иче ств у,

п р е д ­

п о лаг ае мо му для п одобных преступ ник ов

вообще, в сегда

надобно пр ин и ма ть в р а с ­

чет

различ ные

о б с т о я т е л ь с т в а , о к а з ы в а ю ­

щие

влияние на

ч у в с т в и т е л ь н о с т ь 1.

XV.

Из приведенных правил пропорций четыре первые, как мы можем видеть, служат для обозначения границ на

стороне уменьшения или границ, н и ж е

которых нака­

зание не должно быть у м е н ь ш а е м о ;

пятое — для

обозначения границ на стороне увеличения или границ, выше которых наказание не должно быть у в е л и ч и ­ в аем о . Пять первых правил рассчитаны на то, чтобы служить руководством законодателю; для той же цели в некоторой степени рассчитано, правда, и шестое, но главным образом оно должно служить руководством для судьи в его старании сообразоваться, с обеих сторон, с намерениями законодателя.

XVI.

Оглянемся немного назад. Первое правило, чтобы сделать его более удобным для применения к практике, быть может, нуждается в несколько более подробном разъяснении. Надо заметить, что для большей точности нужно было вместо слова « к о л и ч е с т в о » употреблять менее ясный термин «ценность» . Потому что слово «количество», собственно, не заключает в себе обстоя­ тельств несомненности или близости, обстоятельств, ко­ торые всегда должны браться в расчет при определении ценности известной доли страдания или удовольствия2.

1 См. гл. VI (Чувствительность).

2 См. гл. IV (Ценность).

236 Иеремия Бентам

Далее, с одной стороны, доля наказания есть доля стра­ дания; с другой — прибыль от преступления есть доля удовольствия или того, что ему равнозначно. Но при­ быль от преступления обыкновенно б ы в а е т более н е ­ с о м н е н н а , чем наказание, или (что все равно) по крайней мере кажется такой преступнику. Во всяком случае эта прибыль бывает обыкновенно более н е п о ­ с р е д с т в е н н а . Отсюда следует поэтому, что для того, чтобы сохранить превосходство наказания над прибы­ лью от преступления, ценность наказания должна быть поднята каким-нибудь другим путем пропорционально тому, чем оно уступает относительно двух пунктов — н е с о м н е н н о с т и и б л и з о с т и . Но оно не может

получить прибавки к своей ц е

н н о с т и

иначе, как по­

лучая прибавку в отношении

о б ъ е м а

(magnitude).

Итак, везде, где ценность наказания оказывается недо­

статочна или

относительно н е с о м н е н н о с т и , или

относительно

б л и з о с т и , в сравнении с прибылью от

преступления, — там оно должно получить прибавку от­ носительно о б ъ е м а 1.

XVII.

Еще дальше. Чтобы увериться в том, что ценность на­ казания действительно становится выше ценности пре­ ступления, в некоторых случаях может оказаться необ­

ходимым брать в расчет не только прибыль от

и н д и ­

в и д у а л ь н о г о преступления, к которому

должно

прилагаться наказание, но также и прибыль от д р у г и х подобных преступлений т о г о же р о д а , которые пре­ ступник мог уже совершить без улики. Как ни суров этот подсчет наугад, в некоторых случаях невозможно будет не прибегнуть к нему; именно в таких случаях, где при­ быль есть денежная прибыль, где шанс улики очень мал и где вредный акт такого свойства, что указывает на при­ вычку; например, в случаях подделки монеты. Если не

1 Поэтому, например, простое вознаграждение никогда не считается достаточным наказанием за воровство или грабеж.

Введение в основания нравственности и законодательства 237

прибегать к упомянутому способу, то привычка к этому преступлению — по балансу расчета — наверное будет прибыльной привычкой. В таком случае законодатель может быть совершенно уверен, что он будет не с п о ­ с о б ен прекратить это преступление и что все наказа­ ние, за него налагаемое, останется без действия и без пользы. Одним словом (употребляя те же выражения, ко­ торые мы уже выставили), все это количество наказания будет н е д е й с т в и т е л ь н о .

XVIII.

Правило 7. По рассмотрении этих вещей, в дополне­ ние и объяснение к правилу 1-му, могут быть введены следующие три правила:

Чтобы дать в оз мо ж но ст ь ценно ст и н а к а ­ зания перевесить ценность прибыли от пре ­

ступления,

нак а з ан и е

до лжно

быть у в е л и ­

чено

относительно

объема

пропорционально

тому,

чего

ему н ед ос та ет

отн ос ит е л ьн о

н е ­

сомненности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XIX.

 

 

 

 

 

 

 

Правило 8. Далее,

наказ ани е

должно

быть

увеличено

о тн о с ит е л ьн о объема п р о п о р ц и ­

онально тому, чего

н ед о ст ает

ему

о т н о с и ­

тельно близости .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XX.

 

 

 

 

 

 

 

Правило 9. Где акт

по л о ж ит е л ьн о

у к а з ы в а ­

ет

на

п ри вы чк у, нак а з ан и е

должно

быть

увеличено

н аст ол ько ,

чтобы

дать

ему

в о з ­

можность

п е ре в е си ть

не

только

прибыль

от

и н д и в и д у а л ь н о г о

пр ест уп л ен и я,

но

и

прибыль от друг их п одобных

п р е с т у п л е ­

ний,

которые мог

со вер ш ить

 

тот

же

п р е ­

ступник безнак аза нно .

 

 

 

 

 

 

 

238

Иеремия Бентам

XXI.

На требование наказания могут — в некоторой не­ большой степени — иметь влияние и некоторые другие обстоятельства или соображения; но так как свойство их не столь удобно показать, или оно не столь постоянно, или приложение их не так определенно, как в предыду­ щих, то можно сомневаться, следует ли ставить эти об­ стоятельства на один уровень с другими.

ххп.

Правило 10. Когда н ак аз ани е,

которое по

своему

каче ст ву

особен но

хорошо р а с с ч и ­

тано для

у д о в л ет в о ре н ия

его

намерения,

не может

иметь

меньше изв ес тн о го к о л и ­

чества,

то

при

у п о т р е бл е н и и

его иногда

может

быть полезно немного

расширить

его выше

того

кол иче ств а,

которое было

бы строго не об х о д и мо по другим о с н о в а ­ ниям.

ххш.

Правило 11. В част но ст и, это может и н о г ­

да

иметь место

в так их

случаях,

когда

пред по ло жен но е

наказ ани е

такого

с в о й с т ­

ва,

что оно

ос об ен н о хорош о ра ссч ит ан о

для

того,

чтобы

служить

нравств енн ым

ур о к о м 1.

1Можно сказать, что наказание рассчитывается таким образом, чтобы отвечать цели нравственного урока, когда — вследствие печати позора, которую оно накладывает на правонарушение, — оно рассчитано так, чтобы возбуждать у публики чувства отвращения к тем пагубным привы­ чкам и расположениям, с которыми связан данный проступок, и тем самым — внушить противоположные благодатные привычки и располо­ жения.

Это то, что должно оправдать применение столь сурового наказания, как бесчестье быть выставленным на публичное осуждение, предусмот­ ренное для того, кто поднял руку на женщину или на своего отца...

Отчасти в силу этого принципа, как я полагаю, военные законодатели нашли оправдание осуждению на смерть того солдата, кто поднял руку на старшего по званию.

Введение в основания нравственности и законодательства 239

XXIV.

Правило 12. Вышеупомянутые соображения клонятся к тому, чтобы требовать увеличения наказания; следую­ щее правило действует для его уменьшения. Есть (как мы видели) известные случаи1, где вследствие влияния случайных обстоятельств наказание может иметь шанс сделаться бесполезным только в одной части. Поэтому —

при

о п р е д е л е н и и к о л и ч е с т в а н ака з ания

должно быть

об р а ща е мо вн има н и е на

о б ­

с т оят е л ьс т ва ,

к оторые мог ут сделать

в с я ­

кое

нака з ание

бе с пол е з ным .

 

XXV.

Правило 13. Должно заметить, что чем больше разно­ образен и подробен какой-нибудь разряд положений зако­ на, тем больше шанс того, что какая-нибудь данная статья его будет забыта: и при этом от^нее не будет никакой поль­ зы. Различения более сложные, чем сколько могут понять те, на поведение которых они должны оказывать влияние, будут даже хуже, чем бесполезны. Вся система получит смутный характер: и таким образом уничтожено будет не только действие пропорциональности, установляемой этими статьями, но и действие всего, что с ними связано. Начертить точную линию направления в подобном случае кажется невозможно. Впрочем, для памяти может быть не лишним прибавить следующее правило: если между стат ьями закона, п р е д н а з н а ч е н н ы м и у с о ­ в е р ше н с т в о в а т ь о т н о ше н и е ме жду н а к а з а ­ ниями и преступлениями, встретятся такие,

которые

с в о ими

о с о б е н н о х о р о ш и м и

д е й ­

ствиями

не

в о з н а г р а д я т не у д о б с т в а ,

какое

они сдела ли

бы в

кодексе, у в е л и ч и в а я его

з а пут а нн ос т ь , —

эти стат ьи д о л жн ы

быть

о п у ще н ы 2.

 

 

 

1 См. гл. XV (Случаи, не подлежащие наказанию), § 4.

2 Я опасаюсь, что, несмотря на это правило, могут подумать, что я довел свою заботу о пропорциональности слишком далеко. Но до сих пор

240

Иеремия Бентам

XXVI.

Надобно заметить, что политическая санкция, к кото­ рой относится род наказаний, разбираемых в этой главе, есть только одна из четырех санкций, которые все могут внести свою долю в произведение одних и тех же резуль­ татов. Поэтому можно сказать, что при назначении коли­ чества политического наказания должно обращать вни­ мание на содействие, которое оно может встретить со стороны этих других управляющих сил. Правда, что от каждого из этих различных источников может иногда проистекать весьма могущественное содействие. Но дело в том, что (оставляя в стороне нравственную сан­ кцию в случае, где сила ее положительно принимается и видоизменяется политической санкцией) воздействие этих других сил никогда не бывает достаточно опре­ деленно, чтобы на нем можно было основываться. Это воздействие никогда не может быть рассчитано в точных долях, подобно политическому наказанию, и измерено в числе, количестве и ценности. Поэтому зако­ нодатель обязан составить полный комплекс наказа­ ний, как если бы он был уверен, что не получит ни­ какого содействия ни от одной из этих сил. Если он может это сделать — тем лучше; если же нет — то он необходимо должен на всякий случай составить этот комплект совершенно независимо (от всего ос­ тального).

XXVII.

Здесь нелишне будет перечислить еще раз те различ­ ные обстоятельства, которые надо иметь в виду при ус­ тановлении пропорции между наказаниями и преступле­ ниями. Эти обстоятельства, кажется, следующие:

на нее почти не обращали никакого внимания. Монтескье был чуть ли не первым, кто имел какое-нибудь представление о такой вещи. Поэтому в таком предмете мне казался лучше скорее излишек, чем недостаток. Труд­ ность была в том, чтобы придумать образец подобной модели: когда она есть, то, если что покажется излишним, это легко выбросить.

Введение в основания нравственности и законодательства 241

1.Со стороны преступления:

1.Прибыль от преступления;

2.Вред преступления;

3.Прибыль и вред от других больших или меньших преступлений разного рода, которые преступник мог предпочитать;

4.Прибыль и вред от других преступлений того же рода, в которых преступник, вероятно, был уже виновен.

II. Со стороны наказания'.

5.Объем наказания, состоящий из его интенсивности

ипродолжительности;

6.Недостаточность наказания относительно несо­ мненности;

7.Недостаточность наказания относительно близости;

8.Количество наказания;

9.Случайная выгода относительно качества наказа­ ния, не строго необходимая относительно количества;

10.Употребление наказания особенного качества, в смысле нравственного урока.

III.Со стороны преступника:

11.Ответственность класса лиц, способного к пре­ ступлению;

12.Чувствительность каждого отдельного преступника;

13.Частные заслуги или полезные качества отдельно­ го преступника — в том случае, когда наказание может лишить общество блага от этих заслуг или качеств;

14.Большое число преступников по какому-нибудь особенному случаю.

ГУ. Со стороны публики, в каком-нибудь особом случае:

15.Наклонности народа в пользу или против какогонибудь количества или способа наказания;

16.Наклонности иноземных держав.

V.Со стороны закона, т.е. публики, в течение из­ вестного времени:

17.Необходимость делать для простоты небольшие жертвы относительно пропорциональности.

242

Иеремия Бентам

XXVIII.

Быть может, найдутся люди, которые с первого взгляда сочтут потерянным трудом ту мелочную осмот­ рительность, какую мы употребили в установлении этих правил: потому что грубое невежество, скажут они, ни­ когда не ломает головы над законами, а страсть не рас­ считывает их. Но зло невежества допускает лечение; а что касается положения, что страсть не рассчитывает, то это несправедливо, как большая часть таких слишком общих и решительных положений. Когда речь идет о таких важных вещах, как страдание и удовольствие, и притом то и другое в самой высшей степени (то есть о единственных вещах, которые могут иметь важность), то кто же не рассчитывает? Правда, люди рассчитывают — одни с меньшей точностью, другие с большей; но все люди рассчитывают. Я не сказал бы, что даже сумасшед­ ший человек не рассчитывает. Страсть рассчитывает — больше или меньше — в каждом человеке; в разных людях, смотря по пылкости или холодности их располо­ жения, по твердости или раздражительности их характе­ ра, по свойству действующих на них мотивов. К счас­ тью, из всех страстей наиболее поддается расчету та страсть, излишеств которой общество всего больше может опасаться вследствие ее силы, постоянства и все­ общности1: я разумею ту страсть, которая соответствует мотиву денежного интереса; так что эта мелочная осмот­ рительность (если ее можно так назвать, когда идет дело об установлении правил наказания) имеет наилучшие шансы быть действительным средством — там, где эта действительность имеет величайшую важность.

1 См. гл. ХП (Последствия), § 33.