Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

I_Bentam_-_Vvedenie_v_osnovania_nravstvennosti

.pdf
Скачиваний:
52
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
9.96 Mб
Скачать

Введение в основания нравственности и законодательства 223

ное и должным образом полученное, — есть лучшее до­ казательство, какое можно привести за то, что лицу, дав­ шему его, не было в целом сделано никакого вреда, по крайней мере никакого непосредственного вреда. Пото­ му что никто не может судить так хорошо, как сам чело­ век, о том, что доставляет ему удовольствие или неудо­ вольствие.

V.

2. Где вред был п е р е в е ш е н : хотя акт и произвел вред, но этот акт был необходим для произведения блага, имевшего большую ценность, чем этот вред. Сюда может принадлежать все, что делается в виде предосто­ рожности против внезапного бедствия, как и все, что де­ лается при исполнении некоторых родов власти, необхо­ димых в каждом обществе, т.е. власти домашней, судеб­ ной, военной и верховной.

VI.

3. Где есть несомненное равномерное вознагражде­ ние, и притом во всех случаях, где может быть соверше­ но преступление. Это предполагает две вещи: 1) что пре­ ступление таково, что допускает равносильное возна­ граждение; 2) что такое вознаграждение непременно окажется. Последнее из этих предположений может быть сочтено чисто идеальным, таким, которое в данной ему здесь всеобщности не может быть доказано фактом. Поэ­ тому на практике оно не может бьггь поставлено в числе оснований абсолютной безнаказанности. Оно может быть, однако, допущено как основание для уменьшения того наказания, которого потребовали бы другие, незави­ симые от этого соображения.

§3. Случаи, в которых наказание должно быть недействительно

VII.

Это случаи: 1. Где уголовное положение не было у с т а н о в л е н о , пока не совершился акт. Сюда отно­ сятся: 1) Законы e x - p o s t f a c t o , когда сам законода­

224

Иеремия Бентам

тель не определяет наказания, пока акт не был совершен. 2) Приговоры, выходящие за пределы закона, где судья своей собственной властью назначает наказание, которое не было назначено законодателем.

VIII.

2. Где уголовное положение, хотя и установленное, не д о в е д е н о до с в е д е н и я лиц, на которых, как кажется, оно намерено действовать. Таков случай, где закон упустил употребить какую-нибудь необходимую меру для обеспечения того, чтобы всякое лицо, находя­ щееся в области действия закона, было поставлено в из­ вестность обо всех случаях, в которых (при своем насто­ ящем общественном положении) оно может подверг­ нуться взысканиям закона.

IX.

3. Где уголовное положение, хотя и доведенное до сведения человека, может не п р о и з в е с т и на него никакого действия, т.е. может не отклонить его от совер­ шения какого-нибудь акта того рода, о котором идет речь. Так бывает: 1) В крайнем д е т с т в е ; когда чело­ век еще не приобрел того состояния или расположения ума, в котором перспектива таких отдельных зол, как представляемые законом, может оказать влияние на его поведение. 2) В б е з у м и и ; когда лицо, если уже и до­ стигло этого расположения, но затем лишилось его вследствие влияния какой-нибудь постоянной, хотя не­ видимой причины. 3)В о п ь я н е н и и ; когда человек был лишен этого расположения преходящим влиянием видимой причины, как, например, употребления вина, или опиума, или других веществ, которые таким же об­ разом действуют на нервную систему: состояние, .кото­ рое действительно есть не что иное, как временное без­ умие, произведенное известной причиной.

X.

4. Когда уголовное положение (хотя бы, будучи дове­ дено до сведения человека, оно могло очень хорошо

Введение в основания нравственности и законодательства 225

предотвратить совершение им актов того рода, о кото­ ром идет речь, предполагая, что он знал, что оно отно­ сится к этим актам) может не иметь этого действия от­ носительно того и н д и в и д у а л ь н о г о акта, который человек хочет совершить; т.е. потому что человек не знает, что акт принадлежит к числу тех, к которым отно­ сится уголовное предусмотрение. Это может оказаться: 1) В случае н е н а м е р е н н о с т и ; где человек не наме­ ревается совершать акта и потому не знает, что он может совершить акт, который впоследствии он мог совер­ шить1; 2) В случае н е с о з н а т е л ь н о с т и , где хотя че­ ловек может знать, что он готов совершить самый акт,

но, не зная всех существенных о б с т о я т е л ь с т в ,

со­

провождающих его, он не знает о его т е н д е н ц и и

к

произведению вреда, с учетом которого он был признан подлежащим наказанию. 3) В случае дур но го п р е д ­

по л о ж е н и я или неверного расчета; где, хотя человек

иможет знать о тенденции акта к произведению этой степени вреда, он, хотя и ошибочно, предполагает, что акт сопровождается некоторыми обстоятельствами или таким рядом обстоятельств, что если бы акт сопровож­ дался ими действительно, то он или не произвел бы этого вреда, или произвел бы такую большую степень блага, что законодатель не счел бы его в таком случае подлежащим наказанию2.

XI.

5. Где хотя бы уголовная статья имела полное и пре­ обладающее влияние, если бы действовала одна, но вследствие г о с п о д с т в у ю щ е г о влияния на волю какой-нибудь противоположной причины она должна по необходимости быть недействительна; потому что зло, которому человек готов подвергнуться в случае несовер­ шения акта, так велико, что с ним не может равняться зло, определяемое уголовной статьей в случае соверше­

1 См. гл. VIII (Намеренность).

2 См. гл. IX (Сознательность).

226

Иеремия Бентам

ния акта. Это может оказаться: 1) В случае физической опасности; где есть вероятность зла, могущего произой­ ти от непосредственных сил природы. 2) В случае угро­ зы вредом; где есть вероятность зла, могущего произой­ ти от намеренных и сознательных действий человека1

ХП.

6.Где хотя уголовная статья может иметь полное и

преобладающее влияние на волю человека, но его ф и ­ з и ч е с к и е с п о с о б н о с т и (вследствие господству­ ющего влияния какой-нибудь физической причины) не в состоянии следовать решению воли: так что акт есть со­ вершенно н е в о л ь н ы й . Таков случай ф и з и ч е с к о ­ го п р и н у ж д е н и я , произведенного какими бы то ни было средствами; где, например, рука человека наталки­ вается на какой-нибудь предмет, до которого его воля располагает его не прикасаться; или удаляется от при­ косновения к какому-нибудь предмету, к которому воля располагает его прикоснуться.

§ 4. Случаи, в которых наказание неприбыльно

ХШ.

Это случаи: 1. Где, с одной стороны, характер пре­ ступления, с другой — характер наказания в о б ы к н о ­ в е н н о м п о р я д к е в е щ е й , таковы, что при срав­ нении зло последнего окажется больше, чем зло первого.

1 Влияние м о р а л ь н о й

и р е л и г и о з

н о й

санкций или, другими

словами, мотивов л ю б в и

к р е п у т а ц и и

и

р е л и г и и есть другая

группа причин, сила которых может в известных случаях оказаться боль­ ше (силы) наказания, которое законодатель с п о с о б е н или хотя бы с ч и т а е т уместным применить. Поэтому для иего было бы благоразум­ ным держать их в поле зрения. Однако сила этих влияний изменчива и различна в разные времена и в разных местах, тогда как сила влияний, которые рассматривались ранее, является постоянной и одинаковой всег­ да и везде. Поэтому на них не следует всегда смотреть как на основания для признания полной безнаказанности: как и в указанных выше случаях несовершеннолетия и опьянения, выяснять существо фактов (в делах та­ кого рода) часто бывает непрактично.

Введение в основания нравственности и законодательства 227

XIV.

Зло наказания делится на четыре ветви, постигающие

столько

же

различных разрядов людей: 1) Зло п р и ­

н у ж д е

н и я

или страдание, которое наказание причи­

няет человеку, делая для него невозможным совершение какого бы то ни было акта, от совершения которого его удерживает перспектива наказания. Это чувствуется теми, кто с о б л ю д а е т закон. 2) Зло п р е д в и д е ­ ния (apprehension) или страдание, которое человек, на­ влекший на себя наказание, чувствует при мысли о том, что подвергнется ему. Это чувствуется теми, кто нару­ шил закон и кто чувствует себя в опасности, что закон будет над ним исполнен. 3) Зло п е р е н е с е н и я его1 или страдание, которое человек чувствует в силу своего наказания — с того времени, когда он начал переносить его. Это чувствуется теми, кто нарушил закон и над кем он теперь совершается. 4) Страдание симпатии и другие п р о и з в о д н ы е роды зла, проистекающего для людей, которые находятся в с в я з и с разными сейчас упомянутыми разрядами лиц, первоначально страдаю­ щих2. Из этих четырех долей зла первая будет больше или меньше, смотря по характеру акта, от которого чело­ век удерживается; вторая и третья — смотря по характе­ ру наказания, которое связывается с преступлением.

XV.

Что касается, с другой стороны, зла преступления, то оно также, конечно, будет больше или меньше, в зависи­ мости от характера каждого преступления. Поэтому про­ порция между одним и другим злом будет различна для каждого отдельного преступления. Поэтому случаи, в которых наказание бывает неприбыльно на этом основа­ нии, могут бьггь исследованы не иначе, как посредством исследования каждого отдельного преступления: что и будет предметом главной части нашего труда.

1 См. гл. V (Удовольствия и страдания).

2 См. гл. XII (Последствия), § 4.

8*

228

Иеремия Бентам

 

XVI.

 

2.

Где хотя в о б ы к н о в е н н о м

п о л о ж е н и и

в е щ е й

зло, происходящее от наказания,

не больше

блага, способного произойти от силы, с которой оно в те­ чение той же протяженности времени действует для ис­ ключения зла преступления, но может сделаться больше

по

влиянию

каких-нибудь с л у ч а й н ы х о б с т о я ­

т е

л ь с т в . К

числу этих обстоятельств могут относить­

ся: 1) Большое число преступников в какой-нибудь осо­ бенный момент; такое, что оно выше обыкновенной меры увеличило бы в зле наказания q u a n t u m второй и третьей доли и тем увеличило бы также и количество четвертой доли. 2) Чрезвычайная ценность заслуг како­ го-нибудь одного преступника — случай, в котором дей­ ствие наказания лишило бы общество блага от этих за­ слуг. 3) Неудовольствие н а р о д а , т.е. неопределенного числа членов т о г о же общества, в случаях, где (вследствие влияния какого-нибудь случайного события) они увидят, что преступление или преступник не долж­ ны быть наказываемы таким способом или в такой сте­ пени. 4) Неудовольствие и н о с т р а н н ы х д е р ж а в ; т.е. правительства или значительного числа членов како­ го-нибудь и н о с т р а н н о г о общества или обществ, с которыми связано то общество, о котором идет речь.

§ 5. Случаи, где наказание не нужно

XVII.

Это случаи: где цель положить конец известным дей­ ствиям может быть столь же успешно достигнута по более низкой цене: например, наставлением столько же, сколько страхом; образованием понимания столько же, как непосредственным влиянием на волю. Сюда принад­ лежат, кажется, все те преступления, которые состоят в рассеивании вредных мнений в деле о б я з а н н о с т е й , каких бы то ни было — политических, нравственных или религиозных. И при этом все равно, будут ли такие принципы рассеиваться с искренним убеждением или даже без убеждения в их благодетельности. Я говорю

Введение в основания нравственности и законодательства 229

даже без убеждения: потому что хотя в таком случае наставление не помешает писателю стремиться внушать свои принципы, но оно может удержать читателей от принятия их: а без читателей его стремление внушать эти принципы не сделает никакой беды. В таком случае государю обыкновенно незачем будет принимать в этом деятельную роль: если интерес одного индивидуума будет в том, чтобы внушать принципы, которые вредны или могут считаться вредными, то, конечно, интерес других индивидуумов будет в том, чтобы обличать их. Но если государю необходимо нужно будет принять участие в споре, то наиболее приличное оружие для оп­ ровержения заблуждения есть перо, а не меч.

Глава XVI

Опропорции между наказаниями

ипреступлениями

I.

Мы видели, что общая цель всех законов есть пред­ отвращать вред, т.е. когда он этого стоит; но что там, где нет других средств сделать это кроме наказания, есть че­ тыре случая, где дело этого не стоит.

П.

Когда вред с т о и т э т о г о , то законодатель, руко­ водящийся в своих взглядах принципом полезности, при своем стремлении достигнуть сколько возможно этой общей цели естественно предполагает себе следующие четыре второстепенные цели.

Ш.

1. Его первая, наиболее обширная и наиболее жела­ тельная цель есть предотвратить, насколько только воз­ можно, и все стоящие того роды преступлений, каких бы то ни было1; другими словами, действовать так, чтобы не могло бьггь совершаемо вообще никаких пре­ ступлений.

IV.

2. Но если человек необходимо должен совершить преступление того или другого рода, ближайшая цель за­

конодателя есть с к о р е е побудить его

совершить

м е н е е вредное преступление, чем б о л е е

вредное;

другими словами, побудить его выбирать всегда н а ­ и м е н е е вредное из двух преступлений, которые будут соответствовать его цели.

1 Под п р е с т у п л е н и е м я разумею здесь акты, которые, как ему кажется, имеют стремление произвести вред.

Введение в основания нравственности и законодательства 231

V.

3. Когда человек решился на какое-нибудь частное преступление, ближайшая цель есть расположить его де­ лать не б о л ь ш е вреда, чем сколько н е о б х о д и м о для его намерения; другими словами, сделать так мало вреда, как это сообразно с благом, какое он имеет в виду.

VI.

4. Последняя цель состоит в том, чтобы, каков бы ни был вред, который предполагается предотвращать, пред­ отвращать его сколько возможно дешевле.

VII.

С этими четырьмя целями должны быть сообразны правила, которыми должна быть определяема пропорция между наказаниями и преступлениями.

VIII.

Правило 1. Первая цель, как видели, та, чтобы предот­ вращать все роды преступлений, насколько это стоит де­ лать; поэтому — ценность наказания должна быть во всяком случае не менее, чем сколь ­ ко достаточно для того, чтобы перевесить ценность п р иб ы л и 1 от преступления2.

1 Под п р и б ы л ь ю от преступления надо понимать не только де­ нежную прибыль, но и какое бы то ни было удовольствие или выгоду, ко­ торую человек получает или ожидает получить от удовлетворения жела­ ния, которое приводит его к совершению преступления.

Эта прибыль (т.е. ожидание прибыли) от преступления и составляет п о б у ж д а ю щ и й мотив или, где их несколько, сумму побуждающих мотивов, приводящих человека к совершению преступления. С другой стороны, наказание (т.е. ожидание наказания) составляет у д е р ж и в а ю ­ щи й мотив, который или сам по себе, или в соединении с другими может действовать на него в п р о т и в о п о л о ж н о м направлении, по­ буждая его воздержаться от совершения преступления. Оставляя в сторо­ не случайные обстоятельства, сила искушения равняется силе соблазняю­ щего или побуждающего мотива или мотивов. Итак, сказать, как говори­ ли это писатели с великими заслугами и великими именами, что наказа­ ние ие должно возрастать с силой искушения, значит то же, что сказать в механике, что движущая сила или м о м е н т с и л ы не должен возрас­ тать с моментом т я ж е с т и .

2 Beccaria. Dei delitti, § 6, trad, par Morellet, § 23.

232

Иеремия Бентам

Если бы эта ценность была меньше, то преступление все-таки будет наверняка совершено (если только не вмешаются какие-нибудь другие соображения, независи­ мые от преступления, и если эти соображения не подей­ ствуют успешно в качестве предохраняющих мотивов): вся совокупность наказаний будет выброшена: она будет совершенно н е д е й с т в и т е л ь н а 1.

IX.

Против вышеприведенного правила часто возражали на основании его кажущейся суровости: но это может быть только по недостатку должного понимания его. Сила искушения, c a e t e r i s p a r i b u s , равняется при­ были от преступления; количество наказания должно

возрастать

с прибылью от преступления:

поэтому,

c a e t e r i s

p a r i b u s , оно должно возрастать

с силой

искушения. Это не подлежит спору. Правда, что чем сильнее искушение, тем менее решительно указание, ко­ торое акт преступления дает об испорченности располо­ жения преступника2. Итак, если только в разбираемом случае не окажется какого-нибудь отягчения, происходя­ щего из необыкновенной испорченности расположения, или по большей мере, если в разбираемом случае ока­ жется присутствие основания для облегчения, происхо­ дящего из невинности или благотворности расположе­ ния преступника, — сила искушения может действовать

всмысле понижения требования наказания. Но действие

ееникогда не может простираться так далеко, чтобы она могла выказать свойство делать наказание недействи­ тельным, что, конечно, будет, если понизится уровень видимой прибыли от преступления.

Частная благосклонность, которая была бы склонна к уменьшению наказания ниже этого уровня, действовала бы как против тех целей, к которым, собственно, хотел бы стремиться этот мотив, так и против тех, более об­

1 См. гл. XV (Случаи, не подлеж. наказанию), § 1. 2 См. гл. XI (Расположения), § 42.