Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шоттенлоэр Г. Рисунок в гештальт терапии.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
1.77 Mб
Скачать

Нарисуй свое имя

Способность рисунков «говорить» может уси­лить сплоченность в группах, где затруднен ре­чевой контакт. Так, например, в группе, где никто друг друга не знает, подобным образом можно преодолеть первоначальную робость и ускорить знакомство. Попытка изобразить свое имя, как правило, сразу же раскрывает центральные проб­лемы занимающихся.

Предложение ученикам звучит приблизительно так: «Нарисуй, какое настроение у тебя возникает, когда ты вспоминаешь свое имя», или просто: «Нарисуй свое имя».

МЕТАФОРА

Это упражнение практикуется при работе с группой и является многоцелевым. Так, например, его удобно применять в случае, когда в группе чувствуется некоторое напряжение, но механизм этого напряжения, как и настроение участников, еще не до конца понятны.

Инструкция к упражнению очень проста. Обыч­но я говорю: возьмите бумагу, карандаш и нари­суйте что-нибудь на тему: «Я чувствую себя, слов­но...».

Сначала неплохо показать на примерах, что имеется в виду: стрела выражает состояние ярос­ти, круг — закрытости; улитка показывает: «Я ничего не желаю знать»; решетка может быть иллюстрацией к чувству, словно тебя заперли.

Для наглядности я могу нарисовать на доске несколько подобных значков, однако, тут же сти­раю их, чтобы они послужили только в качестве импульса, но не повлияли на содержание детских рисунков. Дети очень хорошо усваивают этот спо­соб, так как могут легко мыслить образами и спонтанно идентифицироваться с выдуманными объектами.

Я могу применять это упражнение и в инди­видуальной работе, если, например, процесс за­стопорился или очень трудно начать общение.

Рисунок 17 (стр. 161) показывает, как может развиваться работа над рисунком-метафорой.

Мартина [15 лет) изобразила две спира­ли, одну над другой, при этом большая из них лежит на меньшей.

«Большая, с толстым сердечником, — это моя мама, — объяснила девочка, — а мень­шая — это я. Она лежит на мне и душит».

Утром у Мартины, как это часто бывает, произошел конфликт с мамой, которая слишком озабочена домашними проблема­ми и чрезмерно опекает дочку. Девочка ощу­щает это так, словно мама хочет держать ее крепко привязанной к себе. Ей трудно сопротивляться, поскольку мать — сильная, доминантная женщина.

«Я нарисовала вокруг прямоугольник, когда ты попросила что-нибудь добавить. Мне пришло в голову, что не хватает его. Мы обе сидим внутри и выхода нет».

Так, ЭТОТ маленький непритязательный набросок показывает основную проблема­тику Мартины, осознанную во время рисо­вания. В то же время это позволяет автору рисунка дистанцироваться. Держа перед собой рисунок, девочка может на какое-то время отстраниться от запечатленной фан­тазии и, наконец, охарактеризовать свой конфликт как притуплённое, мучительно неприятное и бесформенное ощущение. Став образом, оно теряет свою неулови­мость.

Еще один пример.

Клавдия [14 лет) нарисовала большого, сильного льва, сидящего в клетке с тонкими, хлипкими прутьями. Тем самым девочка отобразила, что вынужденное послушание больше не в состоянии держать в узде ее прорывающуюся жизненную силу.