Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шоттенлоэр Г. Рисунок в гештальт терапии.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
1.77 Mб
Скачать

Формы работы в группе

Для группы подходят две организационные формы: продолжительная группа, которая встре­чается раз или два в неделю, и интенсивная группа, выезжающая на несколько дней, напри­мер, на выходные.

Вторая форма особенно результативна при ра­боте с подростками, а также для совместных за­нятий родителей и детей. Как правило, в таких группах возникают напряжение и интимность, они становятся для всех значимым опытом. Бла­годаря тому, что члены группы много времени проводят вместе — едят, гуляют, спят, — отно­шения между ними углубляются, возникают про­цессы переживания, которые, однако, через не­которое время снова должны быть прерваны.

Важно, чтобы руководитель группы подбирал на эти дни упражнения, соответствующие психо­логическому состоянию группы, чтобы он пра­вильно определил тему и создал условия, в кото­рых данная тема могла бы развиваться. Это можно сделать при помощи вводных упражнений, таких как: «Мое имя» или «Я между...». Выполнение этих практик может инициировать развитие новых интересных тем.

В течение всего цикла занятий нарисованные картины развешиваются так, чтобы комната впи­тывала атмосферу группы и отражала текущий процесс. Таким образом, каждый рисунок посто­янно находится в поле зрения. Он излучает свою атмосферу, и любой участник практики всегда может обратиться к нему. Если есть фотоаппарат, рисунки можно фотографировать и протоколиро­вать процесс.

Школьные классы

Школьный класс — особая форма группы, в которой, тем не менее, действуют те же законы групповой динамики. Само собой разумеется, что школьный класс — не терапевтическая группа. Однако знания и опыт, накопленные в психологии и психотерапии (прежде всего, в области гума­нистической психологии), могут оказать учителю серьезную помощь в создании условий, оптималь­но влияющих на эмоциональное и духовное раз­витие школьников. Тем более занятия будут при­носить огромное удовлетворение и самому учи­телю.

Прежде всего, идеи большинства представлен­ных мной упражнений можно использовать на уроках изобразительного искусства. Даже если упражнения не будут терапевтически проработа­ны, они все равно помогут осуществить интен­сивное, живое обучение. Эти уроки дают возмож­ность получить ценный опыт познания себя и других, вызвать затрагивающие всех дискуссии на насущные темы (как показано на примере разового занятия в выходные с учениками стар­ших классов).

Часто меня спрашивают, не опасно ли обра­щаться к сфере психодинамики. Исходя из своего опыта, могу сказать — нет, не опасно. Разумеется, при условии, что ведущий или учитель не ис­пользует учеников для удовлетворения собствен­ных амбиций. Каждый человек, если у него нет особенно сильных нарушений, инстинктивно чув­ствует, насколько далеко он может зайти в своем путешествии в глубины психики, особенно в те скрытые области, где нет возможности проработать пережитое. Перед этой границей он остано­вится. Поэтому очень важно никому насильно не навязывать своего опыта. Но важно также отли­чать, когда речь идет о преодолении барьеров, стоящих перед всем новым и неизвестным. В этом случае клиент или ученик нуждается в под­держке и ободрении.

Обычно люди хорошо чувствуют, может ли дру­гой человек оказать им психологическую поддерж­ку, когда они отважатся заглянуть в неизведанные глубины своей души. Если такого доверия нет, они не переходят эти границы, но остаются в роли хорошего знакомого. Редко ребенок или под­росток откроет взрослому области сокровенного, если почувствует угрозу от подобного опыта. Как правило, такая самозащита функционирует очень надежно, и отказаться от нее достаточно трудно, даже если в ней нет необходимости.

Отважившись на путешествие «в глубь души», человек не добавит ничего к тому, что в нем уже есть, но многое сможет увидеть в себе. Импульсы, приходящие снаружи, способствуют лишь обна­ружению того, что есть внутри. В действитель­ности мы боимся не власти другого человека, а динамики неизвестного, неосознанного в нас самих.