Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Комаров А.А. Технология материалов стенописи.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
4.47 Mб
Скачать

III.I. Грунт для фрески (современный)

Известковое тесто 1,0

Песок кварцевый (средней или мелкой фракции) 2,0

Вода (до рабочей консистенции) 0,3—0,5

Нередко и то, что второй слой, накрывку (intonaco), наносят по давно уже положенному первому слою (arriciato), но, естественно, перед этим его хорошо промачивают водой, а иногда даже протирают еще и лещадью (торцом среза ствола дерева) или обрезком доски.

Конечно, это не лучший состав грунта, о чем свидетельствует история стенописи.

Грунты античности (8, 20, 24 и 38). Негашеную (горькую, едкую, комковую) известь хорошего качества, полученную при обжиге плотных известняков, не имеющих глинистых включений, толкли и гасили с избытком воды в творилах, получая жирное известковое тесто.

Витрувий пишет о двух способах гашения — римском и греческом.

Первый (римский): известковое тесто следует долго (до 3 лет) вымачивать в творилах и периодически тщательно его перелопачивать, то есть перемешивать с тем, чтобы дать возможность погаситься всем частицам извести.

Второй (греческий) отличается от первого тем, что известь при ее вымачивании в творилах периодически не только перелопачивали (тщательно перемешивали), но еще и не менее тщательно уминали деревянными пестами, то есть месили и толкли ее специально для этого сделанными дубовыми бревнами, пока известковое тесто не приобретало определенной вязкости и тягучести (24).

Наполнители: в нижние слои — вводили (вмешивали) гальку, крупный кварцевый песок, крупнодробленый известняк — ракушечник или мрамор; в верхние — тонкоизмельченный мрамор или известняк — ракушечник.

Для придания грунтам прочности, пористости (воздухопроницаемости) и влагостойкости в них следует ввести тот или иной наполнитель или их смесь. Так, грунты с введением в них дробленого кирпича или черепицы (цемяночные наполнители) отличаются высокой прочностью, атмосферо- и гидростойкостью. Они имели очень широкое применение в античных постройках.

III.2. Античный многослойный грунт— текториум (20. С. 41—46)

Два-три слоя нижнего (грубого) грунта: Известковое тесто 1,0

Наполнитель (дробленые кирпич, известняк, мрамор, галька, крупный кварцевый песок — в той или иной их комбинации и пропорциях) 1,75—2,0

Вода (до рабочей консистенции) 0,2—0,3

Каждый слой толщиной в пределах 1 —1,5 см.

Три-четыре слоя тонкого грунта:

Известковое тесто 1.0

Наполнитель (тонкоизмельченный мрамор или известняк — ракушечник) 0,65—1,0

Вода (до рабочей консистенции) 0,1—0,2

Каждый слой в пределах 0,5 см.

Итого: 7 слоев. Общая толщина грунта в пределах 6—7 см.

Растворы делать крутые, с малым количеством воды. Наносить их на стену лопаткой (шпателем), ею же притирать, уплотнять и выравнивать. Верхний слой тщательно выровнять и выгладить до блеска его поверхности89.

Каждому предыдущему слою перед нанесением последующего дать несколько подсохнуть (нажим большим пальцем не оставляет следа). Такой «слоеный пирог» дает возможность долго по нему работать90, не растрескивается по высыхании. По свидетельству Витрувия (24), куски античной штукатурки можно было использовать как столешницы — столь велика была их прочность91.

Опыт античности по обжигу известняков на известь, по ее гашению и приготовлению известкового теста нашел развитие в Византии и в Западной Европе в эпоху Возрождения. На известь пережигали известняки лучшего качества (мраморы) и гасили ее в творилах с избытком воды92 в известковое тесто. Затем длительное время ежедневно снимали с поверхности воды пленочку углекислого кальция, меняли воду, тщательно перемешивали (перелопачивали) и нередко, как то делалось по греческому способу гашения, «убивали известь пестами», то есть месили ее и мяли специальными бревнами93. Альберта (XV в.) свидетельствует, что так известь промывали в течение 3 месяцев; Паломино (XVI в.)— в течение 4—6 месяцев, Поццо (XVII в.) — от 6 месяцев до 1 года, а Гуевара (XVI в.) и Пачеко (XVII в.)— от 2,5 до 3 лет.

При таких промываниях и других процессах известь избавляется от излишней «остроты» и «жара» и превращается в довольно липкую и тягучую массу, содержащую минимальное количество гидрата окиси кальция и состоящую в основном из углекислого кальция кристаллического строения.

Наполнители. И здесь продолжение античной традиции: наполнителями известковых растворов являются галечный и кварцевый песок различной фракции (в нижние слои сюда же добавляют и дробленый кирпич, черепицу, известняк — ракушечник и мрамор). Эти же наполнители, но мелко дробленные (точнее, толченые), вводят и в растворы верхних слоев грунта.

Начиная с XII века и по XIV век в Италии (провинции Византии) в нижние слои вводили незначительное количество рубленой соломы или тресты льна, в верхние (тоже незначительное количество) мелко рубленых волокон льна. Эти волокнистые добавки встречаются, хотя и редко, в грунтах еще XV века.

Во второй половине XIII века в Италии выдающийся мастер стенописи Джотто (1266—1327) первым отошел от византийской традиции, как в иконографии своих композиций, так и в подготовке поверхностей под росписи. Он и его ученики начали возрождать античные традиции. Правда, они не воссоздали античный многослойный текториум, а применяли трехслойные и главным образом двухслойные грунты, но накрывочный (верхний) слой их грунтов тщательно заглаживался и полировался, имел сильный блеск поверхности, как у античных росписей.

Грунт наносили на стену не сразу на всю ее поверхность (как это имело место с текториумом), а по мере продвижения работы. Верхний слой — только на 1 день работы.

Джотто и его ученики писали главным образом жидкими полупрозрачными красками (колерами) по белому, сильно заглаженному грунту с расчетом на просвет его сквозь красочный слой. Широко использовали цветовые подкладки и лессировки. Делали они и многочисленные ретуши яичной темперой по уже просохшему красочному слою фрески, которая является материалом, имеющим малую атмосферостойкость94 (ил. 31, 32).

Методика работы фреской, разработанная Джотто и его учениками, использовалась почти до конца XV века.

В XV веке работали такие выдающиеся мастера фрески, как Мазаччо (1401 — 1428), Филиппо Липпи (1406— 1469), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро делла Франческа (ок. 1420—1492), Андреа Мантенья (1431 —1506), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1445—1510), Пьетро Перуджино (1452—1523) и другие.

В работах этих мастеров преобладали многослойные и трехслойные монолитные грунты, верхний слой которых — известково-мраморное intonaco— тщательно выглаживался и полировался до блеска поверхности. Для этого в его состав вводили белое мыло. Писали по этим грунтам в достаточной степени жидкими красками (колерами) с расчетом на просвет белого intonaco.

К концу века начинают преобладать двухслойные грунты (в нижнем слое — известково-песчаные), но нередко еще и с добавками дробленого кирпича или известняка); в верхнем (intonaco) — чисто известковые, иногда, с малым количеством мелкого песка. Поверхность intonaco заглаживается уже менее тщательно и все реже полируется. Краски (колеры) все чаще кроющие, не рассчитанные на просвет сквозь них тона грунта. Нередки и многочисленные ретуши (штрихом и точками) по просохшему красочному слою фресок цельнояичной темперой. В последние десятилетия XV века intonaco уже только матовое, незаполированное.

У более ранних мастеров этого века (Мазаччо, Липпи, Гоццоли и др.) заполированность поверхности равномерная (имеющая сильный блеск) по всей фреске. У более поздних (Мантеньи, Боттичелли, Перуджино) лицо и обнаженные части тела заполированы сильнее, одежды, драпировки и прочее — меньше95 (ил. 33—38).

Трехслойные грунты XV века в Италии. Трехслойные грунты — одни из наиболее прочных, что подтверждено испытанием их временем. Рецептура этих грунтов известна из описаний архитекторов и художников того времени (Леона Баттисты Альберти, Джорджо Вазари и Ченнино Ченнини).