Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом Фаткуллиной И..doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
556.54 Кб
Скачать

4.2. Отцовство в Новом Завете

4.2.1. Иисус являет Отца

У преддверия христианской эры Израиль полностью сохраняет сознание, что Бог - Отец Своего народа и каждого из Его верных. Наименование Отца, очень редкое в апокалипсисах и кумранских103 текстах, авторы которых может быть опасаются его употребления в эллинском смысле, встречается часто в раввинистической письменности, где даже употребляется дословно выражение «Отче наш, сущий на небесах».104

Иисус Христос исполняет лучшее, что было в еврейской мысли относительно отцовства Бога. Он вводит нечто новое, превосходя тот универсализм, до которого дошло одно из течений позднего иудейства. Для этого последнего отцовство Бога ассоциировалось с тем, что Он Творец, но не возникала еще мысль о том, что Бог является Отцом всех людей и что все люди братья. Если оно принимало, что божественное милосердие распространяется на «всякую плоть», то обычно оговаривало, что только сыны Божий, т.е. праведные Израиля воспринимают его во всей полноте. Конкретно, к ним одним применялось учение о «наказании Ягве», вдохновляемом отцовской любовью.105 Для Иисуса, наоборот, община «малых сих», еще ограниченная фактически лишь одними кающимися иудеями, исполняющими волю Отца,106 будет включать также язычников,107 которые займут место «сынов Царства».108

4.2.2. Отец Иисуса

Бог открыл Себя через Иисуса как Отец Единородного Сына.

Иоахим Иеремиас - один из авторитетнейших знатоков арамейского языка, показал, что обратный перевод с греческого на арамейский и выявление «арамеизмов» в греческом тексте могут не только служить дополнительным критерием достоверности предания, но и существенно уточнить его смысл. И.Иеремиасу принадлежит наиболее полный и глубокий анализ притч Иисуса, в котором он использовал, в частности, приобретенное в молодые годы знание природы и обычаев Палестины, где он жил со своим отцом-археологом. В своей книге «Богословие Нового Завета» он дает подробное описание и толкование слов «Отец», «Сын» и 'Abba.

Опираясь на его исследование, а также на Сященное Писание, можно увидеть, что Иисус дает понять, что Бог Его Отец в уникальном значении, различая понятия «Отец Мой»109 и «ваш Отец»,110 открывая Себя иногда как «Сына»,111 Сына возлюбленного, т.е. Единородного;112 и особенно выявляя сознание такого тесного единства между Отцом и Сыном, что Он вникает во все тайны Отца и один может их открыть.113 Трансцендентное значение этих слов «Отец» и «Сын», которое само по себе не очевидно и не ощущалось Его собеседниками. Но в Евангелии от Луки114 «Сын Божий» имеет то же значение, что и Христос, подтверждено наименованием «Сын Человеческий» и сознанием права на власть, превосходящую все тварное.

Эту мысль мы находим и у Иринея Лионского:115 «Ибо никто не может знать Отца, если Слово Божие, т. е. Сын не откроет Его, и Сына (никто не может знать), если Отец не благоволит. Благоволение же Отца исполняет Сын, ибо Отец посылает, а Сын посылается и приходит. И Отца невидимого и беспредельного, в отношении к нам, знает Его собственное Слово, и так как Он неизъясним, само изъясняет Его нам, и с другой стороны Слово Свое знает Один только Отец: и обе эти истины объявил Господь. И, поэтому, Сын открывает познание Отца чрез Свое откровение. Ибо откровение Сына есть познание Отца, потому что все открывается чрез Слово. И дабы мы знали, что пришедший Сын сообщает верующим в Него познание Отца, Он говорил ученикам: никто не знает Сына, хроме Отца, ни Отца никто знает, кроме Сына и кому откроет Сын, показывая Себя Самого и Отца, как Он есть, чтобы мы не принимали другого Отца, кроме Того Который открывается Сыном».

Иисус открывает нам удивительную тайну, которая впоследствии, полностью изменит взаимоотношения людей с Богом. Ведь отношения «Отец-сын» отличительны от «Бог-раб» по своей сущности.

Эта трансцендентность подтверждается также молитвой Иисуса, Который обращается к Отцу словом «'Abba»: «…и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты».116 Это обращение равносильно нашему современному «папа». Такая непосредственность в обращении, примера которой не было до Него, показывает близость ни с чем не сравнимую.

Действительно, обращение Иисуса необычно для того времени. 'Abba - арамейская форма обращения. Специалисты по языку и переводам Писания дают такие данные. В литературе эллинистического еврейства хотя имеются, но единичные примеры обращения к Богу πάτερ. Обращение к Богу πάτερ употреблялось евреями диаспоры, которые делали это под влиянием греческого окружения. Но во всей обширной молитвенной литературе древнего иудаизма - и это можно утверждать с полной уверенностью - нет ни одного примера обращения к Богу 'Abba, ни в литургических, ни в личных молитвах.117

Иудаизм сознательно избегает употребления слова 'abba по отношению к Богу. В то время как у нас нет ни одного примера, чтобы в иудаизме обращались к Богу со словом 'Abba, Иисус именно так постоянно обращается к Богу в своих молитвах, за единственным исключением - возгласа на кресте: «Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».118 Это цитата из Писания.

Слово 'Abba ведет свое происхождение от детского лепета и потому не склоняется и не предполагает суффикса. 'Аbba - это первые звукосочетания, которые ребенок начинает лепетать. Детское по своему происхождению слово 'abba получило - и притом во времена, предшествующие Новому Завету, - широкое распространение в палестинском арамейском. Оно полностью вытеснило имперско-арамейское и библейско-древнееврейское 'abi. И как форму обращения, и как форму высказывания, заняло место 'abba. Оно прочно вошло в употребление в качестве выражения, имеющего смысл «его отец», «наш отец». Во времена Иисуса 'abba давно уже вышло за рамки детской речи. И взрослые дети, сыновья и дочери, теперь тоже обращались к своему отцу 'abba. Кроме отца, так обращались и к другим уважаемым людям. По свидетельствам недавно открытого иудео-христианского источника, одна из характерных особенностей древнееврейского языка заключается в том, что «сын» мог называться «верным и честным рабом», а «отец» - «господином и учителем».119

Составив представление о том «месте в жизни», которое занимало слово 'abba, легко понять, почему в палестинском иудаизме оно не используется для обращения к Богу: 'abba - это слово из детского языка, из повседневной речи, форма выражения вежливости. Современникам Иисуса показалось бы непочтительным, да просто немыслимым такое фамильярное обращение к Богу. А вот Иисус отваживается использовать слово 'Abba для обращения к Богу.

Абсолютная новизна и неповторимость обращения к Богу 'Abba в молитвах Иисуса показывают, что оно выражает главное в отношении Иисуса к Богу. Он говорит с Богом, как ребенок со своим отцом: доверчиво, ощущая его защиту, и в то же время почтительно и с готовностью к послушанию. Но так же слово 'Abba является для Иисуса святым. Если вспомнить, что так обращались не просто к родному отцу, но слово использовалось как уважительная форма обращения к почитаемым людям, то можно уловить оттенок почтения и благоговения. То есть не простая фамильярность, но глубочайшее уважение. Так, как может почитать и уважать настоящий сын настоящего отца.

В обращении к Богу 'Abba обнаруживается глубочайшая тайна миссии Иисуса. Он сознавал себя уполномоченным передать откровение Божье, ибо Бог дал ему узнать Себя как Отца: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».120

В предвечном акте Своего Отцовства Бог рождает Себе равного.

Первые богословы - Павел и Иоанн - объясняют сказанное Синоптиками об «Отце Господа нашего Иисуса Христа».121 Они часто говорят о Нем как об Отце, и именно Его имеют в виду, когда говорят просто ό Өέος 122 Павел говорит об отношениях между Отцом и Сыном, созерцая их как деятелей спасения. Однако, когда Он говорит о «собственном Сыне Божием», сравнивая Его с сынами по усыновлению,123 и приписывает «Его возлюбленному Сыну» само дело творения,124 этим предполагается, что в Боге есть тайна трансцендентного и вечного отцовства.

Иоанн идет еще дальше. Он называет Иисуса Единородным, т.е. Сыном единственным и возлюбленным.125 Он подчеркивает единственный в своем роде характер отцовства, соответствующий этому сыновству,126 совершенное единство воли и действий Отца и Сына, проявляемое Чудесами, которые Один дает Другому совершать, их взаимную имманентность,127 их взаимное проникновение в познании и любви,128 их взаимное прославление.129 Иудеи, переходя из плана прагматического в план онтологический, понимали заявления Иисуса как утверждение Своего равенства с Богом.130 Они не ошибались: Бог действительно «собственный Отец» Иисуса, Который уже существовал прежде Авраама131 «в недре Отчем».132