Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8.1. Влияние размеров территории и дифференциац....doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
100.86 Кб
Скачать

Различия в урбанистической ситуации в Европейской и Азиат­ской частях России

разительны и составляют одну из самых важных особенностей территориально-урбанистической структуры страны в целом.

Линейная плотность (среднее расстояние между соседними го­родами) на линиях: Санкт-Петербург — Пермь — около 73 км, Тюмень — Новосибирск — 81, Улан-Удэ — Свободный — 224, Хабаровск — Владивосток — 91 км.

Показательно, что линейная плотность на прилегающем к Уралу участке Транссиба — главной экономической оси вос­точных районов России — ниже, чем на проходящей вблизи северной границы ареала более плотного заселения в Европей­ской части линии Санкт-Петербург — Пермь.

Низкий показатель на участке Транссиба в Забайкалье, на стыке Восточной Сибири и Дальнего Востока (по сравнению с начальным сибирским участком Тюмень — Новосибирск почти и три раза) говорит о чрезвычайной разреженности экономиче­ской ткани территории, если не о ее разрыве, на западных под­ступах к Дальнему Востоку.

Очень сильно выражена роль Транссиба, вдоль которого сфор­мировалась полоса более плотного сельского заселения и в зоне которого, и прежде всего на самом Транссибе, разместилась значительная часть сибирских и дальневосточных городов (на линии главного хода 62 города, в том числе 15 больших, из них два миллионера), в непосредственной близости — до 25 км — еще 15. Размещение в линию, цепочками вдоль дорог в Сиби­ри, где в стороне от магистралей разреженность сети городов резко возрастает, очень характерно для Азиатской России.

На карте рельефно выделяется плотная цепочка городов на подступах к Иркутску и во главе с ним. И еще большей плотно­стью сети городов и развитием агломерационных форм город­ского расселения характеризуется Кузбасс.

Россия — северная страна. Городское расселение на Севере.

После распада СССР Россия еще сильнее должна ощущать се­бя северной страной. Если в Советском Союзе на долю Севера приходилось почти 50% территории, то в России этот показа­тель возрос до 65% (около 11 млн км2 с населением 10 млн человек). Российский Север дает 80% добываемой в стране неф­ти, свыше 90% природного газа, 80—90% никеля, платины и золота, 100% алмазов, а также минеральные удобрения, лес, оло­во, медь и др. Опыт освоения Севера в России имеет как поло­жительные, так и отрицательные стороны. В новых геополити­ческих и экономических условиях с учетом этого опыта должна быть разработана и осуществлена продуманная стратегия освоения Севера, дальнейшего развития его производительных сил, рационального территориального устройства. При этом отношение к северной природе, очень уязвимой, хрупкой и медленно восстанавливающейся, должно быть особенно бережным, так как Север не только многообразный резерв развития России, но и важный фактор экологического благополучия планеты.

На Российском Севере прорисовалась та картина территориальной организации населения и производства, которая в основном (коррективы здесь необходимы) отвечает его специфике. Это зона очагового размещения производительных сил с далеко отстоящими друг от друга ареалами городского расселения. Там где возможно, города и поселки компактно сгруппированы, как бы опираются друг на друга. Эти территориальные группы формируются вокруг центра, обладающего лучшими условиями для организации транспортных связей с базовыми районами на обжитой территории.

Очаги промышленности и расселения разделены огромными расстояниями и нередко не связаны друг с другом, представляя собой довольно автономные, обособленные ячейки. Промышленный ареал, развившийся на разрабатываемом месторождении полезных ископаемых, обычно соединен дорогой с морским портом. Таковы, например, промышленные ареалы на Чукотке, для которых воротами служат порты Певек и Эгвекинот. Такова же схема организации одного из самых крупных и известных промышленных гнезд — Норильского на Таймыре. Крупнейший в России производитель никеля, а также дающий медь, платину Норильск стал и важным базовым центром для научных, изыскательских, проектных, снабженческих и иных организаций, работающих на Севере. Норильск связан «островной» железной дорогой протяженностью 112 км с морским и речным портом на Енисее — Дудинкой, имеет регулярное воз­душное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, Краснояр­ском и другими центрами. Расширение добычи медно-никелевых руд вызвало к жизни два города-спутника Норильска — Талнах и Кайеркан. К Норильску подходит газопровод, а от построенной на реке Хантайке ГЭС — линия электропередачи.

Своеобразна цепочка городов в Западной Якутии. Центр алма­зодобывающей промышленности Мирный (на 1 января 1995 г. 38,3 тыс. жителей) шоссейной дорогой протяженностью 250 км связан с городом-портом на Лене Ленском (29,7 тыс. жителей). Энергетической базой служит Вилюйская ГЭС (пос. Чернышевский, возникший при ней, насчитывает 7,4 тыс. жителей). Мирный служит базой продвижения в более северные районы, в которых также развивается добыча алмазов. Расположенный к северу от Мирного у Северного Полярного круга Удачный — один из самых молодых городов в стране — уже имеет 18,4 тыс. жителей, а лежащий сравнительно недалеко от него поселок Айхал уже «выполнил городскую норму» (12,3 тыс.).

Самый крупный из северных ареалов производства и рассе­ления описываемого типа — золотодобывающий район Колы­мы. Сложившийся в верховьях Колымы и ее притоков и занимающий территорию примерно 230—250 кв. км, он состоит при­мерно из трех десятков городских поселений, занятых добычей золота и обслуживанием нужд добывающей промышленности. Стержнем территориальной организации района служит Колым­ская автомагистраль, выходящая двумя ветвями к Магадану. На огромной территории всего лишь два города: Магадан и Сусу-ман, который расположен в глубине золотодобывающего рай­она, в 650 км от Магадана, в узле главных дорог. В западном направлении дорога переходит в Якутию и, пройдя через пос. Хандыга на реке Алдан, достигает Якутска. Когда-нибудь по этой трассе, возможно, пройдет железная дорога, о которой на­чали писать еще в начале века. Но главные связи золотодобы­вающего района идут к побережью Охотского моря, где в удоб­ной бухте Нагаево расположен областной центр, крупный порт, узел авиационных сообщений, научный, культурный, промыш­ленный и организационно-хозяйственный центр Магадан. В пре­делах района, дающего золото и обеспечивающего деятельность профилирующей отрасли и головного центра Магадана, кроме двух городов, действует 27 поселков городского типа, из кото­рых 7 насчитывают свыше 5 тыс. жителей, а 6 — от 3 до 5.

Север — обширнейшая ресурсная зона России. И поэтому здесь преобладают узкопрофильные ресурсные города, основу существования которых создает нередко одна-единственная функция: добыча алмазов (Удачный), железной руды (Ковдор, Костомукша, Оленегорск), медно-никелевой руды (Талнах, За­полярный), лесопиление и деревообработка (Игарка), добыча нефти или газа (Вуктыл, Нефтеюганск, Лангепас и др.). Иногда, сохраняя узкую специализацию, ресурсные города достига­ют весьма значительных размеров. Едва ли не самый крупный представитель городов такого рода — Нижневартовск, обосновав­шийся возле гигантского по запасам месторождения нефти — Самотлорского. В нем насчитывается почти 250 тыс. жителей.

Явное преобладание ресурсных узкопрофильных городов не означает здесь господства типологического однообразия. На­против, их здесь целая типологическая гамма. Очень распространен тип транспортного центра, среди транспортных узлов особое место принадлежит городам-портам. Там, где условия развития достаточно благоприятны, они становятся многофункциональными. Таковы беломорские города-порты Кандалакша, Кемь, Беломорск, Мезень, Онега. В суровых условиях порто­вый город сосредоточивается на одном деле — портовой дея­тельности, как, например, Певек — главный базовый порт вос­точного сектора Арктики. Одним из результатов национального строительства, консолидации малых народов Севера явилось возникновение и формирование городов, возглавляющих админи­стративно и в хозяйственном и особенно в культурном отноше­нии национально-территориальные образования. В их числе Нарьян-Мар, Салехард, Ханты-Мансийск, Анадырь. Функции национальной столицы огромной Якутии, где коренные жите­ли якуты составляют значительную долю населения (их общая численность превышает 300 тыс. человек), давняя роль базово­го города, служившего местом подготовки и снаряжения отря­дов землепроходцев, следовавших к берегам Тихого океана и на Амур, важные обязанности освоенческой базы в советское время подняли значение Якутска, который стал большим (195,5 тыс. жителей на 1 января 1995 г.) городом, с развитыми функциями культурного, научного и промышленного центра.

Север — зона преимущественно молодых городов, причем некоторые его районы, такие, как Обский Север, до последнего времени выделяются высокой градостроительной активностью. Преобладание новых городов особенно заметно на Азиатском Севере. Но кое-где и здесь есть маленькие, а иногда крохотные города, которые возникли в первой половине XVII в. как вехи на путях движения отрядов землепроходцев. К такого рода ре­ликтам давней эпохи относятся Верхоянск, Среднеколымск, Вилюйск, Олекминск. Только один их ровесник Якутск совершил «путь наверх», остальные имеют очень скромные размеры (Сред­неколымск — 4,6 тыс., Верхоянск — 1,9 тыс. жителей). Часть их ровесников и позже возникавших городов не удержались в городских рядах и существуют как сельские поселения (Туруханск, Жиганск, Гижига). Другие исчезли вовсе, подобно Пустозерску на Печоре, некогда бывшему центром воеводства, блистатель­ной Мангазее или Зашиверску.

Особенность Российского Севера — наличие больших горо­дов, которых нет на зарубежном Севере. Много раз указыва­лось на нецелесообразность их создания, на нежелательность концентрации крупных масс населения там, где люди вынуж­дены жить в экстремальных природных условиях. Несомненно, что внедрение высоких технологий позволит без ущерба для дела сократить численность занятых в основном производстве, а следовательно, и во всем народном хозяйстве. Справедливы суждения о перенаселенности советского Севера. Однако при решении проблем территориальной организации хозяйства и рас­селения, определении типов городов необходимо учитывать то обстоятельство, что Российский Север в целом специфичен, представляя собой огромный целостный массив территории, очень весомый в структуре государства. Копировать апробиро­ванные за рубежом решения, способы и приемы было бы опро­метчиво. Колоссальные размеры территории Севера, гигантские ресурсы, вовлекаемые в использование, множество задач, воз­никающих при освоении северных районов, создают предпо­сылки для формирования иерархической структуры расселения, возглавляемой большими многофункциональными городами.

Для урбанистической ситуации на Российском Севере харак­терно, что очень крупные сдвиги в расселении здесь происхо­дят и в самое последнее время. Особенно впечатляющи они на Обском Севере, в зоне формирования нефтегазового комплекса.