Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Раздел 3. Категория договора и категория принуждения

Судебный ритуал в уголовных юрисдикциях. Уголовные нор­мы самым прямым образом связаны с контролем общества. Отсю­да — особенное развитие ритуала в уголовных юрисдикциях, так как очевидно, что тяжести содеянного должна противостоять сила закона. И здесь ритуал является организующим звеном при пере­ходе от беспорядка к порядку. В самом деле, любой уголовный процесс начинается с «возврата к хаосу», с напоминания о престу­плении с целью его устранения. Зритель невольно ассоциирует себя с обвиняемым и с его помощью снимает с себя бремя собст­венной «преступности», подобно тому, как в античных цирках, упи­ваясь зрелищем смерти гладиаторов, публика как бы заклинала свою собственную смерть: не по этой ли причине громкие процес­сы собирают толпы народа.

Но этот хаос не должен затягиваться. Воскресив его в памяти, участники процесса приступают к делу. Они облачены в мантии, которые отнюдь не являются просто одеждой. Почти целиком скры­вая фигуры тех, кто в них облачен, эти одеяния подчеркивают особую роль вершителей уголовного процесса: судья представля­ет государство и его законы, прокурор является гарантом закона, адвокат выступает от имени права. (В этом смысле платье, носи­мое «представителями доктрины», то есть профессорами права во время лекций, не символизирует обладание властью, оно является лишь формой.) На завершающем этапе процесса произнесение при­говора восстанавливает порушенный порядок; и если обвиняемый признается виновным, то символическое удаление его из зала суда означает исключение из общества с отсылкой в место наказания, где он отныне будет содержаться.

Судебный ритуал в гражданских юрисдикциях. Хотя и граж­данский, и уголовный процесс прибегают к категории принужде­ния, равно как и к применению закона, логика их при этом сущест­венно различается. Краеугольный камень уголовного процесса — угроза исключения из общества: если дебаты приведут к выводу, что обвиняемый нарушил основные порядки общества, он будет из него изгнан.

В гражданском процессе, напротив, никогда нет обвиняемого и почти никогда — публики. Тем не менее и здесь имеется судебный ритуал, правда, «упрощенный» по сравнению с уголовным про­цессом. И смысл его иной: он позволяет сторонам возобновить зашедшие в тупик отношения с помощью посредничества их пред­ставителей. Разводящиеся супруги, виновник и жертва дорожной аварии на определенном этапе своего конфликта должны нахо-

288

Глава II. Юридическая антропология позитивного права

Раздел З. Категория договора и категория принуждения

289

диться на известном расстоянии друг от друга с тем, чтобы их конфликт мог быть урегулирован, а их поведение должно подчи­няться строгому порядку. Адвокаты облекают претензии сторон в надлежащую форму, но их роль не ограничивается этим техниче­ским аспектом: в дальнейшем они представляют свои стороны, следуя определенной совокупности правил, вводя конфликт в рамки регламентированной процедуры, и в конце концов улаживают его. Судья, стоящий над обеими сторонами, в силу данной ему власти один может разрешать их требования, нейтрализовать их соглас­но закону и тем самым восстанавливать порядок в социальной жизни.

Гражданская процедура скрупулезно организует все этапы этого процесса. Его цель, в конечном счете, заключается не столь­ко в том, чтобы обеспечить торжество справедливости, сколько в том, чтобы добиться окончательной ликвидации конфликта: это принцип авторитета, который не дает гарантии, что приговор яв­ляется выражением справедливости, однако должен рассматри­ваться в качестве такового.

Надо заметить, что этот принцип существует и в уголовном праве. Он отличается точностью, но справедливость понимается сторонами неоднозначно: «Уголовный ритуал основан на возвыше­нии или принижении личности, гражданский — на признании или непризнании ситуации. Уголовный ритуал находится в рамках ле­гитимности, гражданский базируется на концепции урегулирова­ния. Первый связан с понятием «священных основ», второй — с возобновлением социального обмена. Эффективность права, как и ритуала, в общих чертах сводится к механизму внешнего прояв­ления, представления и классификации объектов и субъектов, в частности, к воспроизведению социальной формы, которая при этом поддается контролю, поскольку полностью воссоздана сред­ствами права»1.

Другой тип действия категории договоров характеризуется отсутствием ритуала.

Б. Проявления категории договора

Рост судебной деятельности. Весьма распространенной явля­ется идея о том, что в ходе развития Государства Благоденствия из судебных рамок было изъято множество дел, отныне регули-

руемых в административном порядке. Однако последние данные, касающиеся судебной деятельности во Франции, не подтвержда­ют эту гипотезу, ибо с 1976 г. по 1986 г. число дел, прошедших по судебному ведомству, возросло вдвое. Можно было бы истолко­вать эти данные как свидетельство возрастания социальной на­пряженности в нашем обществе. Несомненно, резко возросло ко­личество конфликтов в области трудового права (число дел, раз­бираемых экспертами, с 1978 г. по 1983 г. увеличилось на 173%); рост уровня жизни влечет за собой тяжбы, в частности, связанные с областью потребления; доверие к правовым нормам пошатну­лось: юридические тексты становятся все более многочисленными и зачастую плохо составленными, что делает возможным их оспо-ривание.

Но вместе с этим надо подчеркнуть, что благодаря развитию системы юридической помощи доступ к юстиции стал значитель­но легче. Поэтому сложно определить, означают ли эти цифры реальный рост количества конфликтов или же говорят о том, что ныне в судебном порядке решаются те споры, которые раньше решались иным путем. Как бы то ни было, результаты налицо: в суды поступает все большее число дел. Но это автоматически не означает расширения сферы применения принуждения. Напротив, чрезмерная загруженность судов заставила Министерство юсти­ции и законодателя поощрять развитие техники регулирования конфликтов в рамках категории договора. Если это регулирование осуществляется независимыми от государства людьми, но их ста­тус и функции определяются этим последним, то в данном случае мы имеем дело с внегосударственной категорией договора. Если же оно осуществляется в рамках определенных государственных юрисдикции, то это государственная категория договора.

Полугосударственная категория договора. Она представлена двумя институтами: внесудебным посредничеством и внесудеб­ным арбитражем.

Внесудебное посредничество. По-видимому, оно отвечает же­ланиям людей больше, чем категория принуждения. Опрос, прове­денный в 1975 г., показал, что французы отдают предпочтение гражданской юстиции, находящейся в рамках категории договора (в отношении уголовной юстиции мнения расходятся)1. Они и на

1 Garapon A. L'Ane portant des reliques. P. 170—172.

1 См.: Baraquin A. Les Francais et la justice civile. Paris, La documenta­tion fran^aise, 1975.

20. Заказ №1837.

290