Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Раздел 1. Идеальный юридический порядок

Африканский образ мышления предлагает специфическое виде­нье мира, которое влечет за собой ряд юридических последствий. Мы изучим эти вопросы в двух параграфах.

§ 1. Африканское виденье мира и общества

Реализм африканского образца мышления. Африканский об­раз мышления рассматривает единство через призму дифферен­циации и соединяет видимое и невидимое в порядке реальности. Для африканских религий Бог является совершенным существом, но он имманентен, т. е. присущ миру. Сотворение происходит в результате расширения единства между человеком и Богом через дифференциацию. Вначале сливались в хаосе, который не являл­ся, однако, небытием, будущее творение и будущий творец. Сози­дание происходило постепенно, через серию последовательных дифференциаций: основной Бог выделился из вещества, затем его могущество образовалось в виде взаимодополняющих пар, кото­рые позволили ему сначала вывести из хаоса видимый мир, а затем, после трудных испытаний, и самого человека. В свою оче­редь, человек продолжает Созидание, создает общественную жизнь, используя для этого все тот же метод дифференциации (одни люди станут крестьянами, другие кузнецами, охотниками или колдуна­ми, третьи землевладельцами, политическими вождями и т. д.).

53

Раздел 1. Идеальный юридический порядок

Эта дифференциация есть не что иное, как продолжение един­ства, которое отрицает единообразие. Действительно, с одной сто­роны, общественные, политические и юридические деления тол­куются как дополнительные и присущие модели отношений, кото­рую мы называем общинной моделью и которая не является ни коллективистской, ни индивидуалистской. С другой стороны, ви­димый мир, т. е. сообщество живых существ, не отделен от неви­димого мира — главного бога, божеств и предков. Божества нуж­даются в людях так же, как люди нуждаются в божествах; когда человек умирает, он не попадает ни в рай, ни в ад, но остается на земле, становясь отныне частью невидимого мира.

Таким образом, африканский образ мышления является не идеалистическим, не материалистическим, а реалистическим, по­скольку видимое и невидимое, субъект и объект, природа и куль­тура совместно участвуют в порядке реальности. Специфичность этого образа мышления оказывает свое влияние на африканское право. В этом смысле «прибегнуть к праву» отнюдь не означает сослаться на комплекс нормативных актов, принятых заранее и носящих общий и абсолютный характер. Это означает, скорее, ис­толковать в каждом конкретном случае поведение человека и оп­ределить границу между устремлениями отдельных людей и по­требностями жизни в обществе.

Кроме того, поскольку единство и взаимодополняемость долж­ны превалировать над разделением и противостоянием, часто утверждается взаимозависимость между людьми и имуществом, которая выражается в двойном движении: персонализации иму­щества и «овеществлении» людей. Персонализация имущества имеет место в той мере, в какой различное имущество имеет различный статут. Имущество может различаться по его при­надлежности: некоторые виды имущества принадлежат отдель­ным людям и могут свободно обмениваться; другие тесно связаны с личностью своего владельца, определяют его функции и не могут передаваться. Таким образом, виды имущества различа­ются по их предназначению: одни из них могут свободно цирку­лировать, тогда как другие могут выйти за пределы владеющей ими группы только в четко определенных обстоятельствах и фор­мах (в принципе, земля является «родовым» имуществом, т. е. она не может выйти из владения родовой группы: это семейная, непередаваемая другим лицам собственность). С другой стороны, может иметь место «овеществление» людей. Оно происходит в результате перехода индивидуума из своей первоначальной груп­пы в какую-либо другую, в связи с чем он утрачивает свою лич­ность: военнопленный; приданое к свадьбе или выкуп за невесту призваны символизировать союз между двумя семьями, но они являются также чем-то вроде материальной компенсации груп­пе, которая «потеряла» женщину.

54