Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юридична антропологія\\Норбер Рулан Юридическа....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Глава II. Основные юридические отношения

Раздел 3. Договорные отношения

137

пления договора в силу, если они не сопровождаются реальной передачей вещи: в связи со смешением различных типов отноше­ний договор считается в этом случае формальным. Как мы увидим ниже, типология этих комбинаций зависит от природы вещей, яв­ляющихся предметом договора: чем более природа вещи, являю­щейся предметом договора, требует контроля со стороны групп контрактантов, тем более многочисленны отношения, необходимые для вступления контракта в силу, и тем более формальным ста­новится сам договор. Таков принцип разделенной ответственности в обществах Черной Африки.

Обобществленное имущество: договоры, касающиеся такого имущества, могут быть реальными, устными и формальными. В этих договорах свою роль играют все три типа отношений: чело­век—вещь, человек—человек и человек—бог. Значение, придавае­мое этому имуществу группой, вызывает необходимость четко оп­ределить в договоре порядок его передачи и его использования. Для того, чтобы это имущество было передано во владение другой группе, необходимо, чтобы все нити, связывающие это имущество с группой—первоначальным владельцем, были разорваны окон­чательно и недвусмысленно. Этим объясняется формализм таких договоров, состоящий в использовании сакраментальных форму­лировок (часто использовавшихся в древнеримском праве) или церемониальных процедур при передаче вещи.

Индивидуализированное имущество: договоры, касающиеся такого имущества, могут быть реальными, устными и неформаль­ными. В них выступают два типа отношений: человек—вещь и человек—человек. Контроль за передачей вещи во владение не требуется. В этой связи, хотя формальные процедуры и имеют место, они носят второстепенный характер и не являются обяза­тельными для вступления договора в силу. С другой стороны, ис­пользование индивидуализированного имущества всегда контро­лируется. Обмен традиционными словами продолжает сопровож­дать процедуру передачи вещи или работы над вещью.

Материализованное имущество: договоры, касающиеся тако­го имущества, являются реальными, неформальными и не требу­ют обращения к устному праву. Для их вступления в силу доста­точно одного отношения: человек—вещь. Как и для предыдущей категории, отсутствие формализма объясняется отсутствием не­обходимости контроля за передачей вещи во владение. Необраще­ние к устному праву отнюдь не означает, что договаривающиеся стороны не произносят ни слова (хотя процедура так называемого «молчаливого договора» предоставляет такую возможность). Это означает лишь, что нет никакой необходимости устно уточнять количество и качество имущества, порядок его оплаты и т. п. Та­кая гибкость объясняется тем, что, поскольку материализованное имущество является второстепенным богатством, контроль над ним

весьма ограничен. Договор вступает в силу просто в результате передачи вещи новому владельцу. В заключение отметим следую­щее: типологии вещей соответствует типология договоров, а об­щим для всех договоров (в обществах Черной Африки) является их реальный характер. Однако предметом договорного обязатель­ства могут также являться повинности по договору

В. Повинности по договору

Мы последовательно рассмотрим природу таких повинностей и их юридический характер.

Общественная значимость, повинности символические и об­ременительные. В соответствии с общинной логикой обществен­ная значимость повинности играет более важную роль, нежели его экономическая ценность, в связи с чем возникают два обстоя­тельства: природа повинности зависит от социальной дистанции между сторонами, вступающими в такие договорные отношения; социально-экономические перемены, способные привести к исчез­новению общинной модели общества, могут также изменить при­роду повинностей; определенную роль играет и гибкость общест­венных потребностей. Рассмотрим эти изменяющиеся элементы более детально.

Социальная дистанция: под ней понимается степень близо­сти или удаленности друг от друга индивидуумов или групп на различных уровнях общественной жизни (семейной, религиозной, политической и т. д.). Общим правилом является следующее: чем больше социальная дистанция, тем в большей степени повинности будут обременительными и обезличенными; чем меньше социаль­ная дистанция, тем в большей степени повинности будут симво­лическими и персонифицированными. Другими словами, чем ярче выражена общинная модель общества, тем большая роль отводит­ся социальной значимости повинности по сравнению с экономиче­ской ценностью, и наоборот.

Социально-экономические перемены: они способны увеличить социальную дистанцию и способствовать таким образом преобла­данию обременительных повинностей над символическими: это явление особенно ярко проявилось в процессе аккультурации, явив­шемся следствием европейской колонизации. Именно по этой при­чине брак с приданым постепенно превратился в брак путем куп­ли невесты, в котором союзу между группами придается гораздо меньшее значение, чем сумме приданого.

Гибкость общественных потребностей является третьим из­меняющимся элементом, который следует рассматривать вкупе с двумя предшествующими, поскольку он оказывает влияние на со­циальную дистанцию и может изменяться сам по воле историче­ских обстоятельств. Основным правилом является следующее: чем

10. Заказ №1837.

138