Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей пер....doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
4.97 Mб
Скачать

Сравнительная длительность сосредоточения ребенка на предмете при вызывании только слежении и разных зрительно-двигательных реакций на фоне эмоционально-отрицательного возбуждения

Показатели

Длительность времени

только слежение

разные зрительно-

двигательные реакции

Колебания показателей времени

20" - 4'50"

1' - 9'50''

Средний показатель времени в минутах М

1'28"

3'36"

Ошибка средней величины

±0,2

±0,6

Среднее квадратическое отклонение, сигма ± σ)

±1,0

±2,5

Критерий достоверности Т

3,46

Достоверность разницы времени Р

Р>0,01

Большее подкрепление зрительной доминанты афферентными импульсами с мышечно-сухожильных рецепторов именно в период формирования двигательных условнорефлекторных связей согласуется с тем, что по мере автоматизации движений уменьшается количество возникающих импульсов (Д. Г. Квасов [101]).

Если при этом учесть, что афферентные кинестетические импульсы при зрительных реакциях в значительной мере порождаются не безусловными, а условными двигательными рефлексами, так как тонкая моторика глаз строится при жизни ребенка, то сделанное заключение можно обобщить и сказать, что переход первичной зрительно-ориентировочной реакции в доминантный нервный процесс обусловливается условнорефлекторными связями, вызываемыми данным оптическим раздражителем. Вывод этот подтверждается на детях старше двух-трех месяцев жизни.

38

В зависимости от того, какого рода условнорефлекторные связи вызывает оптический раздражитель у 3— 4 месячного ребенка, их можно подразделить на следующие:

оптический раздражитель (бутылка, грудь матери) как сигнал пищевого рефлекса: у голодного ребенка фиксация взором бутылки или груди матери наступает быстрее и сильнее тормозит проявления эмоционально –отрицательного возбуждения, нежели фиксация красочной игрушки;

оптический раздражитель (лицо взрослого) как один из компонентов комплексного раздражителя, вызывавшего и поддерживавшего у ребенка эмоционально-положительные реакции. С того времени, когда ребенок начинает особенно радоваться знакомым лицам, он быстрее находи их взором и дольше задерживает на них свое внимание, чем на других взрослых;

оптический раздражитель как сигнал к возникновению на него движений (например, движений рук к предмету и захват его).

Уже с конца третьего месяца более стойкие зрительные реакции возникают у ребенка на оптические раздражители, вызывающие условнорефлекторные связи. Следовательно, чем большее количество объектов (предметов, людей, ситуаций) будет вызывать у ребенка условнорефлекторные связи, тем чаще у него будет возникать стойкая зрительная доминанта и тем более благоприятные предпосылки будут создаваться для дальнейшего развития его зрительных реакций.

Возникновению стойкой зрительной доминанты благоприятствует такой оптический раздражитель, который сразу в силу своих физических качеств, подвижности, условнорефлекторных связей и пр. вызывает сильный концентрированный процесс возбуждения с сопутствующим процессом сопряженного торможения. Благодаря сильному процессу сопряженного торможения зрительная реакция может длиться значительное время, так как она не нарушается ни общими движениями ребенка, ни конкурирующими зрительными раздражителями. Процесс возбуждения, вызванный действием оптического раздражителя, усиливается афферентными мышечно-сухожильными раздражениями. Если на раздражитель,

39

вызывающий зрительную доминанту, ранее выработаны условные рефлексы, то они также ее усиливают.

Если же оптический раздражитель вначале вызывает слабый процесс возбуждения, то при этом возникает ряд предпосылок для быстрого угасания зрительной доминанты: при слабом возбуждении возникает обычно и слабое сопряженное торможение, при котором зрительная реакция быстро нарушается как общими движениями ребенка, так и возникновением зрительных реакций на другие оптические раздражители; поскольку слабое действие оптического раздражителя часто обусловливается отсутствием соответствующих условнорефлекторных связей, естественно, оно и не может ими подкрепляться.

Наиболее длительной и устойчивой фиксация оптического раздражителя была в тех случаях, когда она вызывала эмоционально-положительные реакции. Особо следует подчеркнуть, что возникающие при фиксации или повторном конвергировании эмоционально-положительные выразительные движения, несмотря на их силу и длительность течения, не нарушают зрительных реакций. Если ребенок на несколько секунд и отведет глаза или повернет голову, то он сейчас же вновь продолжает фиксировать объект. Имеющиеся материалы дают основание предполагать, что афферентные импульсы, вызываемые выразительными эмоционально-положительными реакциями, не только не нарушают зрительную реакцию, но и поддерживают ее. Кроме того, в этих случаях имеет место повышение общей работоспособности центральной нервной системы в результате влияния на нее некоторых вегетативных реакций, которые участвуют в механизме положительных эмоции (В. М. Бехтерев [21. 26]).

Между зрительными и эмоционально-отрицательными выразительными реакциями выявлены иные, а именно ярко выраженные антагонистические отношения. Эмоционально-отрицательное возбуждение, особенно часто имеющее место во время первых двух месяцев жизни ребенка, затрудняет возникновение зрительных реакций. Но все же, если у ребенка во время крика глаза закрыты не плотно, то зрительная реакция возникает, но обычно на очень короткое время. Только по мере того как зрительная реакция затормаживает проявления эмоционально-отрицательного возбуждения, она становится более длительной.

40

При нарастании эмоционально-отрицательного возбуждения она ослабевает и прекращается.

Длительность зрительных реакций1 во II стадии их развития резко увеличивается. У некоторых детей уже к 22—23-му дню она достигала 8—9 мин (с перерывами в 2—5 сек, когда ребенок отводил глаза).

1 Эти, как и ранее приводившиеся, данные о длительности зрительных реакций были получены во время пребывания ребенка в кабине, изолирующей его от других оптических раздражителей. За длительность реакции принималось время от начала ее возникновения до полного прекращения. В течение этого времени бывало, что ребенок отводил на несколько секунд глаза от находившегося в поле его зрения предмета, но затем реакция возобновлялась. Если зрительная реакция прекращалась в результате угасания, то к концу ребенок все чаще и на более длительное время отводил глаза от предмета.

Когда в поле зрения ребенка перемещали зрительный раздражитель (на 0,5 ж вправо и 0,5 м влево), то, прослеживая подряд в течение 5—10 мин, он иногда более 100 раз переводил из стороны в сторону глаза вслед за раздражителем.

Так, Васи К. уже в конце первого месяца жизни, прослеживая в течение 6—10 мин за передвигаемым предметом, переводил глаза из стороны в сторону 120—132 раза. Виолетта Ал., у которой II стадия в развитии зрительных реакций наступила не на четвертой, как у Васи, а на пятой неделе, в возрасте 1 месяца 9 дней, около 100 раз подряд прослеживала за передвигающимся предметом.

Длительность зрительных реакций ребенка на обычно применявшиеся нами оптические раздражители заметно нарастала на втором месяце жизни и несколько снижалась к концу третьего. Последнее обстоятельство может быть объяснено рядом причин: исчезновением признака новизны раздражителя в результате его многократного предъявления, уменьшением количества афферентных кинестетических импульсов, подкрепляющих зрительную доминанту, вследствие большей оформленности зрительно-двигательных реакций, снижением порога возбудимости зрительного анализатора, обусловливающего легкую переключаемость ребенка. Следовательно, меньшая длительность зрительных реакций может обусловливаться их большим совершенством.

В ряде случаев зрительные реакции на третьем месяце бывали более длительными. И именно при их значительной длительности, как мы отмечали, они оказывали наибольшее влияние на эмоциональное состояние ребенка.

41