Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Евреи и жиды.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.05.2019
Размер:
222.21 Кб
Скачать

Миф и история Аркадий Вусендер

Обвинения в ритуальных убийствах возникли в середине 12 в., обозначив перспективу преследований евреев вплоть до нашего времени. Первым считается «дело» 1144 г.: в Англии, около Норвича, обнаружили тело юного подмастерья, якобы убитого в насмешку над христианскими обычаями. Шериф не поверил обвинению и принял меры для защиты евреев. Однако произошли беспорядки, и один из влиятельных евреев был убит разорившимся рыцарем, по «случайному совпадению», должником убитого.

"Всемирный еврейский заговор"

Хроники сообщают о подобных случаях в Англии в конце 12 в., а чуть позже и на континенте. Число жертв уже исчислялось десятками. В 13 в. кровавое обвинение стало распространяться с особенной скоростью. В Германии, в 1236 г., беспорядки достигли такого масштаба, что император Фридрих II собрал почтенную комиссию, доказавшую полную беспочвенность обвинений, предъявляемых еврейству. Император издал «Золотую буллу», в которой пытался раз и навсегда прекратить обвинения. Однако миф пустил слишком глубокие корни. В конце 13 в. даже возник чудовищный промысел: профессиональные шантажисты прятали своих детей, а затем обвиняли евреев в их похищении.

Хронисты насчитали более 150 зафиксированных случаев судебных процессов о «ритуальных убийствах». Целый ряд новых «дел» возникнет в 19 в. (см. «Дело Лео Франка» — «Мигдаль Times» №8, 2001). И в наши дни можно встретить фанатиков, продолжающих в них верить.

Испания, 14-15 вв.: изгнание

В конце 14 в. иудейская община, до этого процветавшая, оказалась под сильнейшим давлением. Выбирая между гибелью и насильственным крещением, многие выбрали второе, став «новыми христианами», марранами («отступниками», «изгнанниками»), — часто втайне оставаясь иудеями. Марраны могли достигать высокого положения, но — все равно были чужаками, «носителями зла», постоянно вызывали подозрения в вероотступничестве.

Власть явно благоволила к тем, кто желал представить иудеев преступниками. Церковь стремилась увеличить свое влияние в стране, а король — пополнить казну. Начинается истерия ксенофобии, расходятся фантастические слухи: якобы марраны вместе с некрещеными евреями осуществляют убийства и «террористическую деятельность», и современность формулировок поражает. Хо- дили слухи о заговоре в Толедо в 1445 г.: предполагались пороховые взрывы на улицах во время праздника; «видели», как евреи разбрасывали железные капканы. Обвиняли врачей и аптекарей в причинении смерти множеству христиан. Под видом конфискации имущества происходили грабежи. Толпу провоцировали на погромы.

Для обнаружения «скрытой преступной сущности» марранов в 1480 г. был учрежден трибунал инквизиции, выполнявший политический заказ. Распространялась эпидемия доносительства. На кострах погибли около 30000 марранов, десятки тысяч умирали под пытками. Но было необходимо доказать наглядно злокозненность евреев, после чего можно было изгнать их из Испании. Иными словами, нужен был грандиозный спектакль.

В конце 1490 г. шесть евреев и пять «новохристиан» были обвинены в намерении погубить христианство с помощью черной магии. Адвокаты шпионили за обвиняемыми и провоцировали их. Инквизиторы прилагали усилия, чтобы добиться впечатляющих признаний, но были равнодушны к фактам. Предполагаемая «жертва», без имени, тела и свидетелей, так и осталась фантомом. (Некоторые испанские историки до сих пор утверждают реальность «преступления».)

Приговор был вынесен 15 ноября 1491 г., обвиняемых сожгли на следующий день. Копии приговора разослали по всем городам. Врожденное злодейство евреев было юридически доказано.

31 марта 1492 г. их католические величества подписали эдикт об изгнании евреев из Испании, мотивированный «информацией от инквизиторов и от других лиц». «Депортированным» была предоставлена отсрочка в 4 месяца, чтобы ликвидировать дела и продать имущество; однако было запрещено вывозить деньги и драгоценности. В пути многие умерли от голода, истощения и отчаяния. Страну покинуло более 100 тыс. евреев (по иным источникам — более 300 тыс.). Хронисты едва затрагивают эту тему: немой страх царил над страной. Четырьмя годами позже один из испанских поэтов писал: «В этом королевстве больше не знают, что такое евреи...»