Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Materials_Sem4

.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.05.2019
Размер:
180.22 Кб
Скачать

После сообщения о роспуске I Государственной думы С.А. Муромцев подготовил воззвание, призывающее граждан России отказаться в знак протеста от уплаты налогов и службы в армии («ни копейки в казну, ни единого солдата в армию»). Под председательством С.А. Муромцева около 200 бывших думских депутатов собрались в Выборге 8 июля 1906 г. и провели там два заседания, чтобы принять это воззвание, поэтому их обращение к гражданам России стало называться «Выборгским воззванием». Но никакой реакции народа не последовало. Муромцев же был приговорён к 3-м месяцам тюрьмы и лишен права участвовать в выборах в новую Думу, после чего опять принялся за преподавательскую деятельность.

При выборах II Государственной думы агитация радикальных партий запрещалась. В результате II Государственная дума (февраль – июнь 1907 г) оказалась более левой, чем первая. Кадетский центр исчез (19% мест), усилился правый фланг: в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали «левый» блок, имевший 222 места (43%). Председателем II Государственной думы стал земский деятель, один из основателей кадетской партии и член ее ЦК – Федор Александрович Головин.

Центральным в Думе оставался аграрный вопрос. Правые требовали сохранить помещичью собственность в неприкосновенности, а надельные крестьянские земли изъять из общины и отрубами разделить между крестьянами. Этот проект совпадал с правительственной программой аграрной реформы. Кадеты отказались от идеи создания государственного фонда и предлагали выкупить часть земли у помещиков, а затем передать ее крестьянам, поделив расходы поровну между ними и государством. Трудовики опять выдвинули свой проект. Социал-демократы требовали полной конфискации помещичьей земли и создания местных комитетов для ее распределения между крестьянами. Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать Думу. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота. Вторая Государственная дума просуществовала 102 дня.

3 июня 1907 г. был издан манифест о роспуске II Государственной думы, и одновременно было опубликовано «Положение о выборах в Думу», представлявшее собой новый избирательный закон. Этот акт противоречил «Основным законам Российской империи», поскольку ни один новый указ не мог быть принят без санкции Государственной думы. Издание «Положения» явилось прямым нарушением манифеста 17 октября 1905 г., так как в нем царь обещал, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думой». 3 июня считается последним днем революции 1905-1907 гг., а сами эти события получили название «третьеиюньского переворота», в результате которого в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньской монархии».

Возможность лавирования правительства обеспечивал избирательный закон 3 июня 1907 г., изменивший порядок думских выборов. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне – больше половины. Правительство убедилось в том, что нельзя рассчитывать на монархическую привязанность крестьянства, которую перевешивает ненависть к помещикам. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Число депутатов от национальных районов (Кавказ, Польша) сократилось втрое.

III Государственная дума работала пять лет: с ноября 1907 г. по июнь 1912 г. В нее вошло 32% «правых» депутатов, 33% октябристов («центр»), 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от национальных партий («левый» фланг). Ни одна из фракций не получила большинства. Характерно, что из 47 избранных в III Думу владельцев и руководителей торгово-промышленных предприятий только 4 присоединились к правым политическим формированиям (правые, умеренно-правые, националисты), которые к началу I сессии Думы насчитывали 144 депутата. Для сравнения: в кадетскую фракцию вступило 6 представителей этой социопрофессиональной категории, а в октябристскую – 31. Октябристы, получившие в Думе 154 места, делали главную ставку на П.А. Столыпина, поддерживая его реформы и меры по подавлению революционного движения. Председателем Думы был сначала октябрист Н.А. Хомяков, с марта 1910 г. по март 1911 г. – А.И. Гучков, ушедший оттуда из-за наметившихся разногласий со Столыпиным, а затем пост занял М.В. Родзянко. Результаты голосования зависели or того, куда качнется «центр». Если к «правым», то образовывалось «право-октябристское» большинство, поддерживавшее правительство. Если к «левым», то создавалось «кадетско-октябристское» большинство, готовое к реформам либерально-демократического характера. Так сложился механизм парламентского октябристского маятника. В послереволюционных условиях перед правительством по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. В период реформ правительства П.А. Столыпина создается несколько рабочих групп (1905 г. – комиссия В.Н. Коковцова при министре финансов, 1906 г. – Особое совещание Д.А. Философова при министре торговли и промышленности) с целью выработки новой государственной линии в отношении рабочего класса. Но принятый в июне 1912 г. закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни распространялся только на 15 % рабочих.

В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу. Партийный состав Думы почти не изменился. После неудачной попытки наладить контакты с властью в период премьерства П.А. Столыпина октябристы раскалываются на левых и правых, и в Думе сохраняется два большинства (право-октябристское и октябристско-кадетское). Значительно оживилось общественное движение. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия, которую возглавили представители крупной буржуазии А.И. Коновалов, П.П. Рябушинский, С.Н. Третьяков и др. Они в своей программе выступали за конституционно-монархический строй, расширение прав Думы и ответственность министров перед ней. Депутаты от кадетской партии в IV Государственной думе подвергли резкой критике политику царского правительства, а прогрессисты занимали промежуточное положение между октябристами и кадетами, пытались добиться консолидации либералов.

В годы I мировой войны усилилось противостояние Государственной думы и правительства. 1 ноября 1916 г. П.Н. Милюков выступил в Думе с острой критикой политики царя и его министров, задав вопрос: «Что это: глупость или измена?» Эта речь положила начало «обличительной» кампании в IV Государственной думе.

2 декабря 1916 г. В.М. Пуришкевич выступил с речью в Государственной думе, подвергнув критике некие «темные силы», под которыми подразумевал Г.Е. Распутина и его окружение: «Требуется всего лишь рекомендация Распутина, чтобы возвести самого захудалого гражданина на высокий пост», – кричал он с думской трибуны. Думские деятели из либеральных фракций также ненавидели Распутина и страшились его угроз распустить Думу. Стремление смыть позор с династии и предотвратить очередной разгон Думы обусловило объединение монархистов и либералов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]