Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Яковец Ю.В. - Взаимодействие цивилизаций Восток...doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
662.02 Кб
Скачать
  1. Альтернативные сценарии взаимодействия цивилизаций Востока и Запада в XXI веке

Каковы же альтернативные сценарии будущего развития и взаимодействия цивилизаций Востока и Запада в XXI веке?

Рассмотрим три возможных сценария: пессимистический – возможность и последствия столкновения цивилизаций; оптимистический – формирование мироустройства, основанного на взаимовыгодном, равноправном партнерстве цивилизаций, постепенное сближение уровня их экономического развития, качества жизни населения при сохранении социокультурного разнообразия; промежуточный – сохранение на длительный период состояния неустойчивого равновесия, частичное решение постоянно возникающих межцивилизационных противоречий и локальных конфликтов, не доходящих, однако, до столкновения цивилизаций.

Пессимистический сценарий состоит в самоубийственном столкновении цивилизаций Востока и Запада с применением оружия массового уничтожения. Моделью такого столкновения стала «буря в пустыне»; однако она не приняла характера межцивилизационного столкновения, поскольку ряд мусульманских стран (Кувейт, подвергшийся агрессии Ирака, Саудовская Аравия и др.) были на стороне Запада, а Ирак не обладал ядерным оружием. Однако в последние годы цивилизации Востока активно вооружаются, у Индии и Пакистана – дополнительно к Китаю – появились атомные бомбы и ракеты для их доставки к месту поражения. Тем не менее, угроза их применения в столкновении Запада и Востока скорее виртуальная, чем реальная. Слишком велико неравенство сил, военное, политическое и экономическое превосходство Запада. Реальнее угроза столкновения между цивилизациями Востока, например, между Индией и Пакистаном на перенаселенном полуострове Индостан. Вероятность столкновения между западной цивилизацией и японской практически равна нулю. Среди восточных цивилизаций наибольшим потенциалом и военной мощью обладает Китай; однако, пока там сохраняется экономический рост, внешняя экспансия весьма мало вероятна. Ситуация изменится, если Китай вступит в полосу затяжного кризиса и неустойчивости.

Среди восточных цивилизаций наибольшую угрозу столкновения несет мусульманская (исламская). Она распылена по множеству государств без общепризнанного лидера (цивилизационного ядра), отличается высокими темпами прироста населения (что требует жизненного пространства и рабочих мест для растущих по численности следующих поколений), наличием фундаменталистских течений, которые, придя к власти, могут не остановиться перед вооруженными конфликтами. Конфликты в Афганистане, Чечне, бывшей Югославии показали реальность такой опасности.

Из западных цивилизаций наибольшей силой и агрессивностью отличается североамериканская, в которой отчетливо доминируют США. Обладая наибольшей военной силой, они могут привести ее в действие, если сочтут, что затронуты их жизненные интересы, возникла угроза безопасности. Североамериканская цивилизация сравнительно молодая, она составлена из синтеза наиболее активных слоев иммигрантов из Западной Европы, Латинской Америки, Китая и других цивилизаций, заявляет претензии на мировое доминирование. Однако и США предстоит пройти через цивилизационный кризис, который, с одной стороны, выдвинет на первый план внутренние проблемы, но с другой – может вызвать стремление разрешить их с помощью «малой победоносной войны».

Следовательно, потенциальная опасность столкновения цивилизаций Востока и Запада существует, более того, она реализуется в ряде локальных конфликтов в зонах соприкосновения цивилизаций. Однако вероятность крупномасштабного столкновения с применением оружия массового уничтожения в ближайшие десятилетия весьма незначительна. Но в дальнейшем, при неблагоприятном развитии цивилизационного кризиса, возможность столкновения может возрасти.

Реальность такой угрозы отмечают не только С. Хантингтон (27), но и Н.Н. Моисеев. Причиной вероятности возможного столкновения цивилизаций, по его мнению, являются процессы модернизации, распространения некоторых всепланетарных стандартов, отвечающих потребностям современного этапа научно–технической революции, неспособность некоторых цивилизаций освоить эти стандарты: «На линиях цивилизационных разломов уже возникают фронты вследствие противоречий, которые подхлестываются модернизационной волной… Если мировое сообщество…не найдет в себе сил для глубокой перестройки своей организации, то процессы модернизации могут привести к горячим фронтам, линии которых действительно могут пройти по границам цивилизационных разломов» (29. С. 228-229). Основой столкновения станет углубление технологической и экономической пропасти между цивилизациями, что побудит отстающие, быстро растущие по численности населения цивилизации взяться за оружие, чтобы обеспечить условия выживания для себя и будущих поколений. На преодоление этой пропасти и должны быть направлены усилия планетарного сообщества в ближайшие десятилетия, чтобы избежать самоубийственного столкновения цивилизаций.

Оптимистический сценарий постепенного становления партнерства во взаимодействии цивилизаций Запада и Востока имеет больше шансов на осуществление, чем пессимистический. Для этого есть объективные предпосылки.

Во-первых, в пользу этого сценария говорит исторический опыт сотрудничества, обмена материальными и духовными ценностями на протяжении тысячелетий. История наполнена не только войнами, которые с пристрастием описывают историки. Не меньше времени занимали периоды мирного сотрудничества, способствовавшего распространению накопившегося опыта, знаний, технологий, культурных достижений. На протяжении всего времени существования цивилизаций такой обмен развивался, интенсифицировался от ступени к ступени. Исторический пример – Великий шелковый путь, связывавший цивилизации Запада и Востока, пути из варяг в греки и из варяг в персы, проходившие по территории нынешней России. При всех различиях и особенностях локальных цивилизаций, человечество развивается как единое, хотя и весьма сложное по составу целое.

Во-вторых, к партнерству подталкивают общность экологических интересов цивилизаций. Природная среда, в которой обитают и от которой зависят страны и цивилизации, общепланетарна, она не признает созданных человеком границ. Ни одна цивилизация практически не может сейчас существовать и развиваться без обмена природными ресурсами с другими цивилизациями. Загрязнения водной и воздушной среды носят планетарный характер, только совместными усилиями можно предотвратить надвигающуюся глобальную экологическую катастрофу. Таков экологический императив современности, который может быть реализован только на основе партнерства цивилизаций.

В-третьих, сложнейшие демографические процессы, кризисы перенаселения или депопуляции, свойственные разным цивилизациям, также диктуют необходимость их сотрудничества и партнерства ради обеспечения условий достойной жизни будущих поколений. В одиночку с этими проблемами не справиться. Взаимопереплетение цивилизаций усиливается миграционными процессами, которые помогают уменьшить демографическое давление и бедность в отставших цивилизациях и влить свежую кровь в дряхлеющие богатые цивилизации.

В-четвертых, реальное решение глобальных экологических и демографических проблем возможно лишь на основе повсеместного освоения достижений новейшей научно-технической революции, постиндустриального технологического способа производства, что позволит сблизить уровень технологического и экономического развития цивилизаций, начать засыпать образовавшуюся за столетия господства западной цивилизации пропасть между богатыми и бедными странами. Сами по себе решить эту проблему отставшие государства и цивилизации не в состоянии; необходима помощь вырвавшихся вперед как в освоении принципиально новых высоких технологий, так и – это главное – в обучении населения эффективному использованию этих технологий. Невозможно ожидать технологического прорыва в странах с низким уровнем дохода, в которых в 1997 г. проживало 2048 млн. человек (35% населения Земли), если ВНП на душу населения в них был в 73, 4 раза ниже, чем в странах с высоким уровнем дохода (где проживало 926 млн. человек – 16% населения мира), а уровень неграмотности взрослого населения бедных стран составил в среднем в 1995 г. 35% среди мужчин и 59% среди женщин (26. С. 239, 241). Только на основе партнерства цивилизаций возможно решить эту коренную проблему. Недальновидное откладывание ее решения мировым сообществом лишь усугубляет ее: в 1990-1997 гг. среднегодовые темпы прироста населения в странах с низким уровнем дохода составили 2,1%, с высоким – 0,7% - втрое меньше (Там же. С. 243).

В-пятых, сугубо экономические интересы, трезвый экономический расчет доказывает выгодность сотрудничества и партнерства цивилизаций. Азбучной истиной является положение, что эффективность производства, объем и норма прибыли зависят прежде всего от масштабов рынка, сферы реализации конкурентоспособной продукции. Всемирный, развивающийся опережающими темпами рынок является непреложным фактом. С 1980 по 1996 г. объем экспорта товаров в мире увеличился с 1825 до 5398 млрд. долл. (в 2,9 раза), импорта – с 2005 до 5555 млрд. долл. (в 2,8 раза), прямых иностранных инвестиций – со 191,6 до 314,7 млрд. долл. (в 1,6 раза) (Там же. С. 277, 279). Среднегодовые темпы прироста экспорта товаров и услуг выросли по миру с 5,2% в 1980-1990 гг. до 7,0% в 1990-1997 гг., в том числе по странам с низким уровнем среднегодового дохода – с 3,3 до 7,8%, с высоким – с 5,1 до 6,7% (Там же. с. 259). Однако темпы прироста ВВП значительно отставали, разрыв по его среднедушевому уровню нарастал – это свидетельствует о том, что плоды международной торговли товарами и услугами присваивали в основном более богатые цивилизации. Это близорукая политика. Одним из важнейших направлений механизма партнерства цивилизаций является более равномерное распределение доходов от международной торговли, мировой ренты и квазиренты, что обеспечит для цивилизаций с низким уровнем доходов собственные источники для экономического роста и модернизации. Эти цивилизации обладают для роста благоприятными предпосылками: богатыми природными ресурсами и относительно дешевой рабочей силой. Опыт новых индустриальных стран и Китая показал, что эти предпосылки можно эффективно использовать для технологического и экономического прорыва.

В-шестых, не следует сбрасывать со счетов социокультурные, духовные предпосылки партнерства цивилизаций. Былая воинственность, непримиримость к представителям иных культур, конфессий, наций, цивилизаций сменяется пониманием того, что судьба человечества едина, что все мы находимся в одной лодке посреди бушующего океана и можем лишь вместе выплыть к спасительному берегу или вместе погибнуть, что в масштабном столкновении цивилизаций не будет победителей. Культ войны и насилия постепенно уступает дорогу культуре мира и толерантности. Этому способствуют информационная революция, распространение телекоммуникаций и Интернета, опережающее развитие туризма, усиление миграционных потоков, личных контактов представителей разных цивилизаций, повышение уровня образованности, взаимопроникновение культур.

Однако не стоит не замечать, что плоды этого переворота в духовной сфере опять –таки достаются прежде всего богатым цивилизациям, а бедные остаются обделенными. Для примера: в странах с высоким уровнем дохода (16% населения мира) приходилось на 1000 человек населения в 1995 г. 303 ежедневные газеты, 611 телевизоров и 540 телефонных линий, а в странах с низким доходом (35% населения) – 12 газет, 47 телевизоров и 11 телефонных линий – соответственно в 25, 13 и 49 раз меньше. В июле 1997 г. на 10000 человек в первой группе стран приходилось 20,346 узлов Интернета, а во второй – 0,06 – в 339 раз меньше (Там же. С. 275). Так что говорить о «всемирной сети» Интернета явно преждевременно: обслуживает эта сеть меньшую часть населения мира, богатые цивилизации. Вряд ли стоит доказывать, что без глобальной программы, без содействия развитых цивилизаций решить проблему включения цивилизаций с низким уровнем дохода в мировое информационное пространство, в активный обмен духовными ценностями невозможно.

Таким образом, очевидно, что переход к партнерству цивилизаций – не благое пожелание, не утопическая мечта, игнорирующая реальные противоречия, а насущная необходимость, императив, без которого невозможно не только движение человечества по пути прогресса, но и его выживание.

Но перечисленные выше предпосылки партнерства цивилизаций (прежде всего цивилизаций Востока и Запада) не реализуются сами собой, нейтрализуя тенденции к их столкновению. Только объединенные усилия мирового сообщества способны решить столь масштабные проблемы. Важным условием и исходным импульсом для их решения является выработка и распространение глобальной идеи, концепции партнерства цивилизаций. Такая идея в основном выработана лучшими интеллектуальными силами разных цивилизаций, но она пока остается достоянием узкого круга высоких интеллектуалов, в малой степени проникая в массовое сознание. Крайне необходима активизация работы по научному обоснованию этой концепции, ее осознанию правящими кругами, политической и деловой элитой, подрастающими поколениями, которым предстоит решать проблемы XXI века, по настойчивому включению в средства массовой информации, в Интернет. Что это не утопичный, а вполне реальный путь, доказывает пример с прекращением гонки ядерных вооружений. Разработка в Вычислительном центре АН СССР под руководством академика Н.Н. Моисеева в 1983 г. модели «ядерной зимы», подтверждавшей сценарий американского астрофизика Карла Сагана, показала, что в результате серии ядерных взрывов новое квазиравновесие, которое возникнет через год после катастрофы, исключит существование человека в новой биосфере (29. С. 7-8). Результаты этих исследований, подхваченные средствами массовой информации, убедили общественное мнение и правящие круги СССР и США и довольно быстро привели к заключению между ними соглашений о сокращении стратегических ядерных вооружений, которые осуществляются под строгим международным контролем. Это еще одно подтверждение давно известной истины, что идеи правят миром, - если эти идеи становятся основой практических действий.

Промежуточные сценарии взаимодействия цивилизаций Востока и Запада состоят в балансировании на грани между сотрудничеством и столкновением, эмпирическом нащупывании путей предотвращения и разрешения межцивилизационных конфликтов, при дальнейшем накачивании военных мускулов Востока с помощью поставки потоков современных вооружений из стран Запада и России. Однако нужно сказать, что этот путь бесперспективный, грозящий сползанием к столкновению, поскольку стихийный ход событий при продолжении сложившихся тенденций рано или поздно приведет к столкновению цивилизаций. Поэтому альтернативы для человечества, если оно хочет выжить, по сути дела нет: есть только один разумный путь – путь сотрудничества и партнерства цивилизаций. Пришло время осознать и реализовать этот путь, и время для выбора ограничено – вряд ли более двух десятилетий.