Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
objective_psychology.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
3.49 Mб
Скачать

135 Kalischer о. Op. Ci 130

Что в этом случае индифферентный раздражитель получает свойства деятельного раздражителя благодаря присоединению к нему следов от по­следнего доказывается опытами с сочетанием двух одновременных, но раз­личных раздражителей в виде света и звука с электрическим раздраже­нием подошвы стопы, вызывающим обыкновенный рефлекс по выработан­ному в нашей лаборатории методу.

Такого рода опыты, произведенные у нас д-ром Брони ом, показывают, что два различных раздражения, как свет и звук, взятые в комбинации друг с другом, будучи несколько раз сочетайы, например, с электрическим кожным раздражением подошвы, возбуждающим обыкновенный рефлекс, дают в результате сочетательный рефлекс, который одинаково возбуждается как одним раздражением, например светом, так и другим раздражением, т, е. звуком, причем из дальнейших опытов выясняется, что если мы будем подавлять сочетательный рефлекс на один из составных сочетательных раздражителей, например свет, путем многократного его повторения, то рефлекс в одинаковой мере угасает и на другой сочетатель­ный раздражитель, т. е. звук, и наоборот.

Если же вновь поддерживать сочетательный рефлекс на одновременное раздражение светом и звуком с помощью сочетания его с обыкновенным электрическим раздражением, то снова оживится сочетательный рефлекс в на свет и на звук в отдельности и опять в одинаковой мере.

Таким образом, и при угасании и при оживлении сочетательные реф­лексы на каждый из компонентов сочетательного раздражения содержатся совершенно одинаково между собою и притом в прямой зависимости от обыкновенного, т, е. электрического, раздражения .

Очевидно, что это возможно только благодаря присоединению к каждо­му из компонентов сочетательного раздражителя одного и того же следа от основного раздражения и, когда действие этого следа слабеет в одном из компонентов сочетательного раздражителя, оно одинаково слабеет и в дру­гом компоненте как составной части первого.

Наконец, если мы будем сочетать два раздражения таким образом, что одно раздражение, не возбуждающее никакой реакции, будет разделено известным промежутком времени от другого раздраженият вызывающего обыкновенный рефлекс, предшествуя ему за некоторое время или даже сле­дуя за ним, то и в таком случае после некоторого числа повторных сочета­ний раздражение, которое в отдельности примененное не возбуждало преж­де никакой реакции, будет вызывать реакцию с характером рефлекса, вызываемого первым раздражением.

Ясно, что речь идет о сочетании уже не двух впечатлений друг с Дру­гом, а одного впечатления со следом другого.

Из вышеизложенного очевидно» что сочетательные реакции возбуж­даются обычно теми или другими внешними впечатлениями. Но эти впечат­ления здесь являются только побуждающими моментами для этих реакций. Сами же реакции возникают под влиянием оживления следов от прошлого опыга. Прошлый опыт говорит человеку, что определенные звуки обозна­чают присутствие вблизи птицы, и он ее отыскивает; прошлый опыт говорит, что ворчание является предвестником нападения собаки и этого достаточно, чтобы мы отстранились от нее.

Наиболее обширную группу сочетательных реакций мы имеем при раз­дражениях, действующих на орган зрения, слуха и осязания, но и раздра-

136 Бехтерев В, Af. Значение исследования двигательной сферы для объективного изучения нервно-психической деятельности человека/7 Русский врач, 1909. № 3& С. 1105—1109; № 35. С. 1171-1176; «№ 36. С. 1199-1203*4

131

жения других воспринимающих органов также служат источником целого ряда сочетательных реакций.

Так, обоняние служит руководством не одних только движений, помо­гающих приему пищи. Особенно у животных осматический обонятельный орган является одним из важных руководителей сочетательных реакций.

Доказательство этому мы видим на каждом шагу.

Мы уже упоминали о том, что человек, проходя близ места, где раздавал­ся зловонный запах разлагающегося трупа, почувствовал тошноту и затем, когда он в другой раз проходил мимо того же места, несмотря на совершен­ное отсутствие запаха, он испытывал такого же рода тошноту. С другой стороны, человеку достаточно однажды отведать кислоты, чтобы вслед за тем при одном виде банк к, в которой ранее содержалась кислота, началось усиленное отделение слюны, как будто бы непосредственно действовала кислота на вкусовой орган. Таких и подобных им наблюдений ежедневный опыт дает тысячи.

Равным образом достаточно животному несколько раз причинить раз­дражение уколом большой иглы в переднюю лапу или в морду и затем положить иглу на определенное место, чтобы вслед за тем одного прибли­жения экспериментатора к месту, где лежит игла, было достаточно, чтобы возбудить в животном то же беспокойство, которое возбуждается при дейст­вительном уколе. Здесь речь идет о колющем сочетательном рефлексе благодаря упрочению связи между следами от зрительного впечатления иглы» от колющего раздражения кожной поверхности и от движения экспе­риментатора» направленного к месту, где лежит игла.

Только что изложенные факты строго объективного характера не остав­ляют сомнения в действительном существовании следов, оставляемых внешними впечатлениями в нервных центрах,

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]