Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
objective_psychology.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
3.49 Mб
Скачать

It в. М. Бехтерев 321

и сердца бывает иногда достаточно, чтобы вызвать изменение в деятель­ности дыхания, развитие сердцебиения и перебои.

Далее, сосредоточение, особенно у нервных лиц, на предметах, возбуж­дающих отвращение, может вызвать приступ рвоты; достаточно иногда сосредоточиться на свое» лице, чтобы покраснеть и т# д.

В литературе мы встречаемся даже с развитием трофических явлений под влиянием сосредоточения в виде, например, нервных сыпей и т. д.

По Roubinowitch' 45, даже всякое умственное усилие выражается расши­рением зрачка*

Это наблюдение может быть поставлено в полное соответствие с тем, что и всякое физическое усилие также сопровождается расширением зрач­ков. С другой стороны, одно представление страха или отвращения может вызвать расширение зрачка (Haab, Fuchs) 46>

При напряжении сосредоточения Lehmatm наблюдал уменьшение объе­ма конечности с одновременным уменьшением высоты пульса.

В какой мере сосредоточение находится в зависимости от воараста, показывают исследования, которые произведены у нас д-ром Владимир­ский 47 над 36 здоровыми лицами, разделенными на 3 группы по возрасту.

При этом оказалось, что рассчитывая на 100 строк при работе со значками:

1-я группа, 17—13 лет (9 человек), просмотрела 100 строк в 1,69 мин, сделав 14,4 ошибок;

2-я группа, 15—16 лет (18 человек), те же 100 строк просмотрела в 1,9 мин, сделав 20,9 ошибок; ■ V

3-я группа, 13 лет (9 человек), ту же работу сделала в 1,9 мин с 22,6 ошибкой.

При исследовав аи с буквами аналогичный расчет показывает, что 1-я группа на сто строк затратила 1,9 мин с 20,0 ошибками, 2-я группа ту же работу сделала в 1,9 мин с 23,4 ошибками и 3-я группа ту же работу выполнила в 2,0 мин, сделав 24 ошибки.

Бели же соединить вместе и работу со значками, и работу с буквами, то мы получаем на 100 строк работы для 1-й группы: время — 1,66 мни* ошибок 16,3; для 2-й группы: время ~ 1,89 мин, ошибок 22,1; для 3-й груп­пы: время — 1,97 мин, ошибок 23,1.

Что касается приспособления к работе, то оно выразилось следую­щими цифрами: 1-я группа » первую половину работы сделала 395 ошибок, во вторую — 316 Ошибок, следовательно, улучшение выражается 20%; 2-я группа (двойная) сделала в первую половину работы 1051 ошибку, во вторую — 826 ошибок, следовательно, улучшение выражается 21%; 3-я группа в первую половину сделала 524 ошибки, во вторую половину — 476 ошибок, следовательно, улучшение выражается 9,1% **

О развитии сосредоточения

Что к&савтея развития сосредоточения, являющегося столь важным процес­сом невропсихики в индивидуальной жизни, то оказывается, что у детей его зачатки удается обнаружить в сравнительно раннюю эпоху; По Ртеует'у,

** Roubinowitch J. Reflexe ideo-moteur de la pupilta, (См.: Поварнин Hf. Я« Внимание в его роль в- простоишь 1 психических процессах.)

** Fuchs. Die Mesaung d. Pupillexmgrowe etc. 1904.

* Владимирский Л. В. Характерные особенности реакция сосредоточения в умственной ра­боте у глухонемых, СПб., 1908.

49 В 3-й группе в одном из сеансов оказалось громадное количество значков, ослабившее существенным образом общий результат улучшения.

322

его первые привязки ; могут быть обнаружены уже на 7-й неделе в виде фиксации глаз при резких зрительных и слуховых раздражениях.

Но Сикорскому, в развитии сосредоточения отмечается два периода. Прежде сго развивается внешнее сосредоточение. Начиная уже с четвер­того месяца отмечается сосредоточение на том или другом раздражителе внешних органов* «Концентрируя свое внимание то на том, то на ином предмете*ребенок на минуту застывает в известной позе, давая полную кар­тину внешнего внимания* 49.

На пятом, в особенности же на шестом месяце, сосредоточение можно признать прочно развитым, так что ребенка не сразу удается отвлечь посто­ронним впечатлением ♦

-..■■ Степень сосредоточения и его сила могут служить для решения вопроса о нормальном или ненормальном ходе умственного развития, «Слабое вни­мание или отсутствие его указывает на задержку и неполноту умствен-ного развития детяти, на начинающийся идиотизм» ,

Цьк и у взрослых, у детей внешнее сосредоточение характеризуется в общем теми же признаками в области движения, например, устремле­нием взора на тот или другой предмет, обращением уха в направлении звука и т. д. независимо от остановки дыхания и соответствующего фик­сирования всего туловища. Ребенок беспрерывно изменяет сосредоточение, перемещая, его с одних пунктов на другие. По выражению Сикорского, он «то фотографирует на сетчатку своего глаза виденные предметы, то нап­равляет все двадцать тысяч чувствительных струн своего уха навстречу волне колеблющегося воздуха, то анализирует запахи, то схватывает мил­лионы едва уловимых прикосновений окружающей среды, словом, дитя захватывает и чувствует внешний мир всеми фибрами своего девственного чуткого, существа м.

Наиболее очевидным признаком сильного сосредоточения у ребенка служит внезапная задрежка и успокоение дыхания, в чем можно убедиться на целом ряде исследований, произведенных с записью кривых дыхания в нашем Педологическом институте.

Что касается внутреннего сосредоточения, то, по И. А. Снкорскому, оно становится возможным в тот период, когда в силу частого повторения впечатлений упрочиваются их следы, что удается заметить впервые приб­лизительно на 81—'9-м месяце жизни дитяти.

Само собою разумеется, что в этом возрасте внутреннее сосредоточе­ние бывает у детей только минутным. Внешние проявления внутреннего сосредоточения характеризуются ври этом неподвижностью тела, задерж­кой дыхания я напряжением верхней орбитальной мышцы при отсутствии других признаков, характеризующих внешнее сосредоточение.

Пользуясь художественными картинками (например, Богданова-Вель­ского: * Приготовление урока», «Устный счет»), проф. Сикорский указы­вает, между прочим, как на дальнейший признак внутреннего сосредоточе­ния, на уклонение взора от видимых предметов, а равно и расхождение глазных осей, чем исключается возможность ясного видения.

Очевидно, что внутреннее сосредоточение устраняет возможность появ­ления внешнего сосредоточения, удаляя влияние внешних раздражений на воспринимающие органы.

Сикорский Л. Л. Душа ребенка с кратким очерком дальнейшей психической эволюции, Киев, 1889. С, 114.

61 Там we. С. 62.

и* заз

О природе сосредоточения

Переходя к рассмотрению вопроса о ближайшей природе сосредоточения, мы не будем вовсе касаться тех авторов, которые, трактуя сосредоточение, ограничиваются исключительно внутренней или субъективной стороной этого процесса, признавая в нем или большую интенсивность процесса представления или отождествления его с самим сознанием.

Эти взгляды могут быть интересны для субъективной психологин, но оби лишены всякого значения для объективных психологических иссле­дований.

Сосредоточение reap, внимание как результат двигательного приспособ­ления рассматривался целым рядом авторов, как Descartes, Lotze, Fries, Ваше, Ferrier, Lewes, Ziehen, Ribot, Baldwin и др. В то же время как резуль­тат нервной задержки сосредоточение рассматривалось FerrierJom, Ribot, МепШег'ом и др.

Из авторов впервые Lotze 52 оттенил роль мышечных сокращений в акте сосредоточения гезр. внимания. По его взгляду, этот акт сводится и тому, что репродуктивные процессы вызывают состояние возбуждения двига­тельных нервов. Вследствие этого возникают двигательные впечатления и настоящие движения, которые и приводят к большей ясности репродук­тивную деятельность.

По Hartmann'y a, сосредоточение представляет собою известный сти­мул, возбуждающий из центра соответствующий периферический орган и повышающий его восприимчивость. Этот акт сопровождается также приспособлением воспринимающего органа и двигательным впечатлением, G. Muller 54 наряду с субъективными признаками сосредоточения говорит о влиянии возбуждения мозга на периферические воспринимающие орга­ны, приводящего к обострению их впечатлительности и к приспособлению их к наилучшему восприятию,

Ferrier ъъ обратил внимание на большую роль в акте сосредоточения задерживающихся импульсов. По его словам, сосредоточение обусловли­вается приспособлением воспринимающих органов и внутренней речью, т. е. двигательными импульсами при ограничении всех посторонних дви­жений. Так как задерживающие центры, no Ferrier'y, должны быть локали­зированы в лобных долях, то и сосредоточение должно быть функцией лобных долей.

По Lewes'y 56t сосредоточение есть рефлекс, связанный с приспособле­нием воспринимающих периферических органов и с развивающимся реф­лектор но приливов крови к соответствующим участкам мозга,

Meynert57 рассматривает процесс сосредоточения как результат повы­шенной возбудимости определенных участков мозга. Эта возбудимость находится в связи с распределением крови в коре мозга и с энергией про­тяжения питательного материала нервными клетками. Под влиянием ассоциативной деятельности происходит задержка сосудодвигательных центров, откуда происходит гиперемий в коре мозга; нутритивное же при­тяжение нервных клеток увеличивается вместе с их деятельностью. Этими двумя условиями и объясняются, по автору, процессы сосредоточения.

62 ЬоЩ R, P*ych. S. 406-420.

Б3 Гартман Э, Сущность мирового процесса или философия бессознательного. М.,

1873-1875.

w Muller G. Theoiie d, SiimesaufnnerksamkeH. S. 46 и след. ь6 Ferrier D. Functions du cerveau. P. 488 и след. '* Lewes G. Problems of life and mind. Воз ton, 1891. P. 1S4 и след.

" Мепкерт Т. Психиатрия, Клиник» заболеваний переднего мозга, основанная на его строении, отправлениях н питании. С, 232,

324

По Ribot, сущность сосредоточения заключается в приспособлении. «В сущности, внимание (reap, сосредоточение) есть только известное поло­жение ума — состояние чисто формальное; если отнять у него сопровож­дающие и определяющие его физические явления, дающие ему плоть, то остается чисто отвлеченное понятие, иначе — призрак» &в.

Физические явления он признает не за следствия, а за элементы сосре­доточения. В них он различает три категории явлений: 1) изменения со­судистые, 2) дыхательные и 3) экспрессивные движения.

Их роль заключается в том, что мышечные впечатления, достигая мозга, увеличивают в нем количество энергии. В этом случае прирост энергии идет» с одной стороны, на усиление сосредоточения, с другой — возвра­щаясь к своей отправной точке» возбуждает новый интерес к движению. При непроизвольном сосредоточении речь идет о процессе, возникающем наподобие рефлекса. Волевое же (активное) сосредоточение сводится к воспроизведению движений, которые сопровождают идею, а следователь­но, и ассоциированы с нею, и вместе с тем к подавлению движений, пре­пятствующих сосредоточению.

Merillier 59 высказывается, однако, против взгляда, сводящего сосредо­точение к движению. Последнее* по Merillier1 yt есть только условие, но не элемент сосредоточения. Автор возражает, собственно, против того, что пе­риферическое возбуждение является будто бы единственным случаем, кото­рый усиливает представления. По его взгляду, необходимо принять во вни­мание и взаимодействие центров друг с другом,

Ехпег м вводит в психологию новое понятие — взбадривание (Bah-nung) и выводит все явления внимания из соотношения между взбадрива­нием и задержкой.

Оставляя затем без рассмотрения взгляды авторов» которые интересо­вались сосредоточением resp» вниманием главным образом с субъективной его стороны, как, например, Leibnitz, Herbart, Bonnet, Fechner, Brown, Waitz, Muller, Wundt, HawdUng, Sully, Lehmann и др., мы отметим здесь лишь, что, по взгляду Н. Ланге, процесс сосредоточения с биологической точки зрения есть результат приспособления под влиянием борьбы за су­ществование.

Обсуждая все имеющиеся относительно сосредоточения данные, мы прежде всего должны иметь в виду, что сосредоточение сопровождается двоякого рода импульсами: одни состоят в соответствующем приспособле­нии воспринимающих органов к созданию условий для наилучшего впечат­ления от данного объекта, другие сводятся к устранению всех других впе­чатлений к задержке fecex посторонних движений, что также равносильно устранению определенных мышечных впечатлений. Внутреннее же сосре­доточение как бы повторяет внешнее сосредоточение, за исключением того, что здесь слабо выражены или отсутствуют вовсе, или даже заменены дру­гими импульсы, состоящие в приспособлении внешнего воспринимающего органа к внешним впечатлениям; но зато внутреннее сосредоточение яв­ляется важным подспорьем в так называемой внутренней речи.

Вызываемые развивающимися при сосредоточении двигательными им­пульсами мышечные сокращения посылают, в свою очередь, к мозгу центростремительные импульсы, которые, возбуждая связанные с ними сочетания, поддерживают в центрах состояние напряжения, необходимое

Рибо Т. П. Психология внимания / Пер. с фр. А. Цомакиов, СПб., 1397.

Meritlier. Sur le mechanising de Га Mention // Revue philosophique de la Prance et de retrangeF. Paris. Vol. XX. P. VII.

Exner. Entwurf гиг ешег physiologische Erklarung der peychishen // Erscheinungen. Leipzig, 1904,

325

при продолжительном сосредоточении. То же самое мы имеем и при внут­реннем сосредоточен ни, поддерживаемом внутреннею речью.

Несомненно, что сосредоточение, как сейчас увидим, не исчерпывается только одним двигательным процессом, но, во всяком случае, те измене­ния в питании и кровообращении мозга, которые его сопровождают, также являются последствием в значительной мере раздражении, идущих с пери­ферии.

Если мы обратимся к физиологии, то мы должны иметь в виду, что про­цессы впечатления, как показали исследования в нашей лаборатории, соп­ровождаются в приводных (resp* воспринимающих) корковых центрах возбуждением токов действия. С другой стороны, из опытов рад животными известно, что сосредоточение приводит к повышению температуры в соот­ветствующих областях мозговой коры и даже к появлению в ней кислой реакции в1.

У людей умственная работа, требующая усиленного сосредоточения, обыкновенно сопровождается приливом крови к головному мозгу, что дока-зывается, между прочим, исследованиями с весами А, Моздо, а равно и уси­ленным выделением фосфатов, указывающих на развитие повышенного обмена веществ в мозгу.

Все это говорит за то, что сосредоточение, помимо внешних проявлений, сопровождается еще и внутренними процессами в виде развития токов действия, усиленного прилива крови к соответствующим центрам, повы­шенного в них обмена и т. п., что указывает на большее развитие нервно-психической энергии в соответствующих центрах, С другой стороны, так как акт сосредоточения сопровождается подавлением всех других движе­ний и более или менее пассивным состоянием всех других воспринимаю­щих органов, то очевидно, что при сосредоточении мы имеем все благопри­ятные условия для того, чтобы нервно-психические процессы достигли наи­большего напряжения в том центре, который находится при этом в деятель­ном состоянии.

Поддержкой более или менее постоянного напряжения этих процессов в определенном центре и служат постоянно притекающие к нему импульсы с периферии от сокращающихся мышц ц от самого воспринимающего орга­на, частью же благодаря установившимся сочетаниям и от личной сферы невропенхики.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ

Под названием символических рефлексов мы понимаем те внешние прояв­ления организма, которыми, как символом, определяются те или иные внешние предметы, отношения между нами или же взаимные отношения своего организма и окружающего мира, К этому порядку движений отно­сится речь, жесты и выразительные или пантомимические телодвижения.

Самым важным из символических телодвижений, без сомнения, является человеческая речь, к рассмотрению которой мы и перейдем.

Человеческая речь, служащая для общения отдельных лиц между собою, является особым видом сочетательных рефлексов. Это ясно из того, что звуки слов и начертания их являются знаками, тесно сочетанными с определенными внешними впечатлениями или их следами* Но значение речи в умственном развитии вообще, а также роль ее как средства для обмена между различными лицами индивидуальным опытом заставляют нас рассмотреть ее особо.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]