Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бим-Бад Б.М. - Педагогическая антропология. Кур...rtf
Скачиваний:
14
Добавлен:
11.08.2019
Размер:
2.34 Mб
Скачать

Культурно-исторические программы

Вне взаимодействия с обществом, с исторически накопленной человече­ством культурой дитя вида homo sapiens не развивается в человека разум­ного.

Это с абсолютной ясностью показывают строго запротоколированные случаи выживания детей в природных условиях без контакта с людьми. В этом случае, вырастая, дитя человеческое не обретает специфически чело­веческих характеристик.

Признаки, отделяющие человека от высших животных. Выросшее вне социума дитя не приобретает самосознания, прямохождения, способ­ностей смеяться, разговаривать, трудиться.

Оно не может верить в Бога. Наслаждаться искусством. Убивать, судить, пытать и казнить друг друга. Развивать технику и технологии. Хоронить и заботиться о могилах. Вести научные изыскания. Разрушать творения друг друга. Заключать общественные договоры, соблюдать или нарушать их. Эксплуатировать и грабить. Поздравлять с днем рождения и праздниками.

Оно не способно пользоваться вилкой и горшком, соблюдать этикет и ри­туал. Иметь понятия чести, стыда и совести. Культивировать растения и скот. Обмениваться товарами. Изобретать и творить.

Процесс, в котором индивидуальность формируется под влиянием ее культурной обстановки, есть очеловечение. Индивидуальный биологический организм недостаточен для очеловечения человека.

Невозможно преувеличить власть и влияние культуры на человеческое существо.

Новорожденный — только кандидат в человека. Исторически накоплен­ная культура обеспечивает для индивида второе, культурное, собственно человеческое, рождение.

Культура сильнее, чем смерть. Самим фактом своего длящегося сущест­вования культура дает человеку энергетическое бессмертие, а идеей веч­ной жизни — бессмертие его душе.

Воспитательно-образовательная сущность культуры. Культурное по­ведение есть результат усвоения образцов, которые могут быть приобре­тены и переданы от одного индивида и поколения к другим. Сущность этих образцов — значения и смыслы, которые нельзя постигать одними чувст­вами. Культура — искусственная окружающая среда, существование кото­рой обусловлено способностью людей к передаче и восприятию символов.

Культура — сложное целое. Она включает в себя язык, идеи, верования, обычаи, законы, учреждения. А также инструменты, методы, произведения искусства, ритуалы, церемонии. И, конечно, способности и привычки, при­обретенные человеком.

Культура существует только благодаря возможности ее накапливать и изменять. Эта возможность предопределена обучаемостью и воспитуемо­стью людей, с одной стороны, и усвояемостью культуры индивидом — с дру­гой.

Инкультурация может должным образом быть расценена как процесс, ко­торым социокультурная система внедряется в восприимчивого ребенка. Именно этот процесс делает возможным существование социума, очелове­чение ребенка и непрерывность культуры.

С давних пор человек должен был убедиться в слепоте и недостаточно­сти инстинктов для сохранения жизни и продолжения рода. Он выработал известные правила физической, духовной и умственной гигиены. Функция образования человека — его воспитания и обучения — в том и состоит, чтобы помочь людям усвоить эти правила.

Природные задатки человека могут проявиться в нем и актуализиро­ваться исключительно только благодаря воспитанию, упражнению, обуче­нию, испытанию трудностями в новых и новых ситуациях. "Соавторами" природы в становлении человека человеком выступают все процессы со­циализации, инкультурации, научения — присвоения индивидом культурно-исторического опыта людей. Образование, т.е. помощь человеку в ускорен­ном и углубленном, системном и целенаправленном усвоении культуры, также является средством социализации.

Способность воспринимать и транслировать культуру входит в число фундаментальных свойств человека. Она варьируется в весьма широких границах. Эти степени индивидуальных различий представляют для педаго­гической антропологии первостепенный интерес. Равно как и факторы со­зревания и колебаний основополагающих способностей, способы их разви­тия.

По своей природе личность поэтапно развиваема, пластична, изменчива; ее развитие протекает как сложное взаимодействие разворачиваемых во времени внутренних и внешних программ. Внутренние, наследуемые, про­граммы обеспечивают воспитуемость и обучаемость человека, а внешние — средовые, культурные — его воспитание и обучение.

Формирование личности невозможно, на самом деле существует только становление личности. Личность может только саморазвиваться. Все, что личность приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры не­повторимого своеобразия, и эта работа по присвоению культуры может осуществиться личностью только самостоятельно.

Воспитание в силах помочь (или помешать) личности в этом труде само­сотворения, оно способно повысить (или понизить) эффективность диалога становящейся личности с миром культуры.

Культурные объекты. Человеческая психика опосредствована культур­ными объектами.

Культурный объект — это "предмет", созданный человеком для человека. Например, вилка, стол, горшок — простые культурные объекты. С них-то и начинается очеловечение ребенка. Естественный язык или симфония — это сложный культурный объект.

Рассмотрим ложку как культурный объект. В ней воплощена, зашифро­вана и закодирована колоссальная исторически накопленная культура. Прежде всего, логика. Культура мысли.

Когда ребенок научается пользоваться ложкой правильно, т.е. не просто засовывать ее в рот, как и любой другой существующий в мире предмет, чтобы испытать ее на вкус и податливость еще не существующим зубам. А для того, чтобы с ее помощью есть, питаться.

Ребенок, который расшифровывает заложенную в устройство ложки ло­гику, совершенно не осознаваемо приобретает для себя знания о последо­вательности событий в мире. Оказывается, сначала нужно пищу почерпнуть ложкой, а потом уж отправить ее в рот, да еще и вместе с пищей! И никак иначе.

Культурный объект ложка — вещь страшно хитрая. В самом ее устрой­стве опредмечена вся предшествующая изобретению ложки премудрость человечества. Эстетическая, гигиеническая, технологическая.

Современная столовая ложка с закругленной ручкой появилась сравни­тельно недавно — около 1760 г.

Культурный объект воплощает в себе колоссальный опыт мириад жив­ших до нас людей. И когда новый жилец Земли научается пользоваться культурным объектом, он распредмечивает этот исторически накопленный опыт. То есть присваивает, делает своей культуру, опредмеченную в вещах, которые созданы человеком для человека.

Благодаря туалетному (горшковому) воспитанию ребенок делает колос­сальный рывок в своем развитии. Он "оцивилизовывается". Правильно пользоваться горшком — значит распредметить колоссальную культуру, во­площенную в устройстве этого культурного объекта.

Опредмечивание—распредмечивание. Чтобы стать человеком, на­добно распредметить множество всевозможных культурных объектов раз­ной степени сложности.

Но и этого мало. Нужно еще учиться опредмечиваться.

Когда человек мастерит стол, он вкладывает в этот культурный объект свои знания, мастерство, искусство, ремесло. Он отчасти превращается в этот стол. Он опредмечивает в нем свои способности, опредмечивается.

Сущность человека — в непрерывном распредмечивании и опредмечи­вании культурных объектов.

Опредмечиваясь, человек развивает свои сущностные силы. Он совер­шенствуется.

Распредмечивание одних и тех же культурных объектов и опредмечива­ние способностей в них может происходить с разной глубиной.

Например, если я научился просто включать и выключать телевизор, то я распредмечиваю его поверхностно. Если же я могу починить телевизор, а потом собрать его так, чтобы не осталось лишних деталей, то я распредме­чиваю его с гораздо большей глубиной и отчасти опредмечиваюсь в нем.

Но если я могу сконструировать, а то и собрать новый телевизор, это значит, что я распредметил этот культурный объект с очень большой сте­пенью глубины. Глубоко усвоив принципы его устройства, я в силах глубоко опредметить в нем мои знания и умения.

Человек настолько человек, насколько он способен опредметиться. А для этого ему необходимо предварительно распредметить энное число куль­турных объектов.

И потому круг вещей, в который я опредмечиваюсь, характеризует меня как человека.

Если я читаю лекции, то я лектор. Если я читаю плохие лекции, я плохой лектор. Если я умею сталкивать людей лбами и устраиваю подлости, зна­чит, я подлец.

Человек есть то, что он делает.

Этот непрерывный процесс распредмечивания и предопределяет собой процесс приобретения способностей, т.е. овладение способами деятель­ности.

Когда ребенок делает "пи-пи" и "а-а" где и когда ему захочется, и его ни­кто не поправляет, никакого воспитания и нет. А когда с ним производят операции, которые называются туалетным воспитанием, начинается собст­венно воспитание. Оно заключается в том, что ребенок научается пользо­ваться культурным объектом. И он делает колоссальный рывок в своем че­ловеческом развитии.

Распредмечиваемый культурный объект резко ускоряет психическое раз­витие. Более того, он составляет содержание этого психического развития.

Человек есть сплошной поток распредмечиваний и опредмечиваний культурных объектов. Если я чего-то не знаю, положим, голландского языка, и изучаю его, я распредмечиваю культурный объект под названием "гол­ландский язык". Научившись им пользоваться, я его распредметил, и, поль­зуясь им, я опредмечиваюсь в нем.

Человек жив исторически накопленной культурой, которую он присваи­вает, научаясь пользоваться культурными объектами. Правильно ими поль­зоваться.

Человек становится человеком благодаря присвоенной им части куль­туры. Но он не может этого сделать непосредственно. Он приобретает ее через культурные объекты — предметы, орудия и знаковые системы.

Знаковые системы суть величайшие по значимости культурные объекты.