Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 030602 Теория и практика массовой информации...doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
463.36 Кб
Скачать

6. Официальные и личные документы журналиста представляют собой какие-либо рукописи либо отпечатанные издания, либо магнитофонные записи и кинопленки.

Существуют различные виды материалов, содержащих важную информацию, которую можно использовать в целях информирования, раз влечения, обучения аудитории. Протоколы, стенограммы конференций, заседаний комитетов, отчеты управленческих структур, отчеты о деятельности детских спортивных организаций, дневники ученых, артистов, писателей и т.д. Ценный материал представляет собой статистика любой организации. Конечно, существуют и такие документы, которые делаются по за­данию журналиста, например записи мнений зрителей и т.д. Эти документы называются целевыми.

Все вышеуказанные документы можно включить в группу неофициальных документов. Работая с неофициальными документами, необходимо выяснить вопрос об их надежности, так как материалы могут быть умышленно или неумышленно искажены. Поэтому важно знать, с какой целью эти документы подготовлены и в какой ситуации, какими методами при этом пользовался автор. В работе с документами следует строго различать описание явлений и их оценку. В документах часто отсутствует описание или характеристика ситуации, которые вели к определенной ее оценке. При этом, однако, знание ситуации очень важно для понимания контекста зафиксированных событий и правильности их интерпретации. Необходимо также осмыслить мотивы выбора наиболее характерных приемов,

Особую группу представляют официальные документы. К ним относятся решение Президента, государственной Думы, кабинета министров, данные государственного статистического управления, архивы, документы организаций и предприятий.

По источнику информации журналистские документы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные документы составляются непосредственно на основе непосредственной регистрации событий, явлений, процессов, прямого наблюдения, бесед и т.д. Вторичные документы являются более обобщенными. Они составлены на основе первичных документов.

Основной предпосылкой успешного анализа документов являются ясно сформулированные цель и методологические исходные позиции журналиста. Подход к проведению анализа, его направленность обусловливаются жанрами информационной публицистики, проблемой, которую рассматривает журналист.

Документы, которые использует журналист, сами по себе не преследовали целей массового информирования населения. Работа с ними сложна и трудоемка. Она предполагает, прежде всего, подробное изучение их в соответствии с исследуемой проблемой и ее основными вопросами. При этом необходимо избрать такой способ работы с материалом, который бы обеспечил возможность аналитического подхода к нему.

Необходимо провести описание документов, разделение их по содержанию, обеспечить классификацию изучаемой информации и ее интерпретацию. Особую группу документов составляют материалы прессы. При анализе содержания документа необходимо разработать систему понятий, в соответствии с которыми будут классифицироваться данные.

Количественный анализ документов в теории журналистики определяется понятием "контент-анализ", или "количественная семантика". Он является основой классификации текстового материала. В ходе его, например, разбирается лексика документов, изучается частота использования определенных выражений, идей, высказываний.

Методика контент-анализа в журналистике - это прежде всего анализ содержания коммуникационного сообщения. Его методика включает в себя набор стандартных вопросов, эффект которых сводится к достижению однозначного прочтения текстов массовой коммуникации. В свое время эта методика успешно применялась американскими политологами в годы второй мировой войны. Материал, собранный с ее помощью, оказался настолько интересным, что со временем, благодаря своему успешному участию в "информационной" войне, контент-анализ стал наиболее популярным приемом исследования текста массовой коммуникации. Контент-анализ - одна из самых разработанных областей в американской словесной массовой коммуникации. В общепринятой в американской коммуникологии триаде intent - content - effect (намерение - содержание - эффект) контент-анализу отводилось среднее звено триады - content (содержание). Согласно этой установке контент-анализ должен был реконструировать не просто содержание текста, а смысл коммуникационного задания, запечатанного в этом тексте. Таким образом, контент-анализ есть не что иное, как "коммуникационный" тип прочтения текста. Для него важны лишь фрагменты текста, непосредственно обращенные к процессу массового общения. Такое восприятие текста повторяет общеизвестную схему речевого процесса Л. Блумфилда. В схеме Л. Блумфилда речевое сообщение выступает как средство перевода стимулов одного человека в реакции другого; в контент-анализе текст толкуется как форма побуждения к действию. Речь приобретает смысл и значение лишь в связи с предшествующими и последующими событиями. Контент-аналитики абсолютизируют по­будительные функции языка; язык у них - один из возможных медиаторов последовательности стимулов и реакций. Схема речевого процесса активно используется в социологии массовых коммуникаций.

Контент-анализ, как и любой иной тип исследования текста, разделяет тексты по принципу их функциональной значимости. Например, политическая функция - основная для текстов массовой, коммуникации. Свойства политической семантики и синтактики влияют на композицию текста. В ситуации контентного исследования массовой информации политической семантикой становятся "ключевые слова", доктрины и лозунги, а политической синтактикой - их грамматические и логические отношения. Словарь власти какой-либо газеты (набор лозунгов и доктрин) войдет в сферу семантики, анализ последовательности или непоследовательности этих доктрин - в сферу политической синтактики.

Основная функция массовой коммуникации - ориентация на побуждение к действию, и на всеобщую вовлеченность в процесс социального общения. Абр. Моль в "Социодинамике культуры" отводит контент-анализу роль универсального анализатора не только текста массовой коммуникации, но массовокоммуникантской культуры в целом. Эта культура фигурирует у А. Моля под названием "мозаичной". "Мозаичность" новой культуры толкуется А. Молем как результат "ежедневно воздействующего на нас потока случайных сведений", усваиваемых нами через средства массовой информации. Рациональность старого университетского образования, почти геометрическая правильность традиционной сети понятий сталкивается ныне с принципиальной неупорядоченностью mass media.

"Экран понятий" такой культуры напоминает Молю "массу волокон", сцепленных как попало, - длинных, коротких, толстых, тонких, размещенных в полном беспорядке". Этот экран - мерцающая сетка спонтанно возникающих ассоциаций, и его главный атрибут - отказ от иерархической структуры, от общих конструкций и точек отсчета.

Единственные ориентиры в этой запутанной мозаике - ключевые слова и термины опорных идей: они дают сообщению ценностную ориентацию, интерпретируют транслируемый факт, определяют его коммуникативную локальность. Непременное тематическое обрамление сообщения ключевыми словами - необходимый ориентир коммуниканта.

Нетрудно заметить, что модель "мозаичной" культуры Моля повторяет знакомое нам контентное восприятие текста. В контент-анализе образ "мозаичности" массовой информации привел примерно к следующим рассуждениям: поскольку текст массовой коммуникации бесконечен и длится во времени, не ограничивая себя рамками конца и начала, поскольку он вездесущ и неуловимо многообразен, разумней всего проанализировать этот текст через фиксацию наиболее часто встречаемых слов и словосочетаний. Свою значимость они обретают исключительно благодаря частоте своего повторения; смысл их коммуникационного задания - держать информационный поток в рамках необходимой идеологической программы. Контент-анализ - это метод описания текстов массовой словесности.

Фрагментарность и мозаичность массовой коммуникации - один из композиционных приемов ее текста. Этот прием отражает и оформляет незаконченность развертывания повседневного быта. Монотонность и неизменность "ключевых слов" газеты должны быть восприняты без обычных уничижительных оценок: эта монотонность - непременное свойство механизма газетного времени; благодаря ему создается необходимая иллюзия спокойного течения ежедневной коммуникации. Фрагментарность и мозаичность массовой коммуникации существует лишь на уровне восприятия самого потока сообщений, в остальном же - это обратная сторона осознанного следования массовой коммуникации избранным "ключевым понятиям", достаточно структурированным.

Ключевые слова - это коды, порождающие массовые тексты. Кодировка массовых текстов согласуется не только с особенностями массовой коммуникации, она несет в себе черты гораздо более древних текстопорождающих ситуаций, в ней действует инерция пластов фольклора, поп-литературы и публичной риторики.

Важным вопросом является определение единицы анализа.

В журналистике еще недостаточно используется та информация, которую можно получить из средств массовой информации. А она может представлять значительный интерес для журналиста-исследователя.