Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКСКЛЮЗИВ,специально от студента!!! Конспект ле...doc
Скачиваний:
129
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.27 Mб
Скачать

3. Политическая система ссср

После смерти В.И. Ленина в 1924 г. внутри ВКП(б) окончательно сформи­ровалось два противоборствующих направления: ортодоксально-интернацио­налистическое (Л.Д. Троцкий) и национал-большевистское (Н.И. Бухарин, И.В. Сталин). Троцкий и его сторонники из необходимости подготовки мировой революции и невозможности построения социализма в одной стране. Национал- большевики акцентировали внимание на необходимости установления социально-экономической стабильности и создания внутренних условий для построения социализма в СССР. Эта борьба выразилась в личностном противостоянии лидеров и выходу на лидирующие позиции И.В. Сталина к концу 1920-х гг. Используя противоречия между Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.И. Зиновьевым, Н.И. Бухариным, А.И. Рыковым и другими ведущими именами партийного руководства, И.В. Сталину удалось в результате сосредоточить в своих руках основную власть в партии и государстве.

Политическая система, сложившаяся в СССР к концу 1920-х гг., многими исследователями называется тоталитарной. Выделяют следующие основные признаки этой системы:

  • централизованная система управления экономикой и контроль над ее развитием в целом;

  • господство единственной массовой партии;

  • господство единственной идеологии;

  • система всеобщего контроля за образом действий и мышлением людей, особенно политически неблагополучных;

  • формирование культа личности И.В. Сталина, с именем которого народ связывал все успехи страны.

Для укрепления этого режима особая роль отводилась карательным органам Советского государства: ОГПУ – НКВД, прокуратуре, судам. Была подведена законодательная база под судебное и внесудебное преследование представителей бывших эксплуататорских классов и сословий, оппозиционеров, инакомыслящих, всех несогласных с политическим курсом Сталина.

По мнению многих исследователей, репрессии и чистки 1930-х гг. выросли по существу из старых идейных споров, возникших между сталинистами и космополитической оппозицией после смерти В.И. Ленина. Сама логика идеи социализма в одной стране уже к 1934 г. привела Сталина и национал-большевиков к осознанию того, что он невозможен без опоры на наиболее многочисленный в СССР русский народ, его патриотизм и национальные традиции. Сама логика требовала выдвижения во власть нового слоя людей. Кроме того, изменения в эшелонах власти были неизбежной реакцией огромной славянской страны на интернационалистические, космополитические эксперименты 1920-х – 1930-х гг., которые полностью игнорировали национальный фактор. Такие историки А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.Г. Кара-Мурза, В. Суходеев и другие указывают на историческую необходимость тех процессов, которые происходили в стране в сталинскую эпоху. На эти процессы, безусловно, накладывала мощнейший отпечаток личность Сталина. Вместе с тем, чистки 1936 – 1938 гг. рассматриваются многими исследователями как один из последних этапов Гражданской войны или результат «обострившейся классовой борьбы».

Согласно официальным данным в процессе этого «обострения» за уголовные и политические преступления в 1929 – 1934 гг. приговорены к расстрелу 39899 человек, причем большинство (77,4 %) приходилось на 1930 и 1931 годы – первые годы массовой коллективизации. Поводом к большому террору 1935 – 1938 гг. послужило убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. В 1935 г. расстреляно 1229 человек, 1936 г. – 1118, в 1937 г. – 353074, и в 1938 г. – 328618. Известно также, что среди репрессированных в этот период было православных архиереев и монашествующих, 100 тысяч из них были казнены. Жертвами массового террора становились не только руководители партийных, советских, хозяйственных, военных структур, но и многие рядовые члены партии, деятели науки и культуры, инженеры, рабочие, колхозники. В.М. Молотов, оправдывая репрессии, утверждал позднее: «Если учесть, что мы после революции рубили направо – налево, одержали победу, но остатки врагов разных направлений существовали, и перед лицом грозящей опасности фашистской агрессии они могли объединиться. Мы обязаны 1937 году тем, что у нас во время войны не было пятой колонны».

Победа национал-большевиков в ВКП(б) обусловила резкое изменение в отношениях к русским национальным интересам и чувствам в сравнении с 1920-ми годами. В частности этот поворот обнаружил себя в решении положить конец экспериментам с русской национальной письменностью. В январе 1930 г. Политбюро ЦК дало указание прекратить разработку вопроса о латинизации русского алфавита. В 1931 г. Сталиным было введено в оборот понятие «социалистическое отечество», которое необходимо защищать. Новое представление об отечестве позволило реабилитировать патриотизм, начать его культивирование как высшую доблесть советских людей. В одном из выступлений Сталин сделал заявление о «русском первенстве» в мировом революционном движении. Утверждалось, что русский пролетариат является авангардом международного пролетариата.

Окончательному закреплению поворота к признанию значимости отечественной истории и патриотизма сплочения советского общества способствовал приход Гитлера к власти в Германии (1933 г.). Эти события еще более ускорили эволюцию сталинского режима в национал-большевистском направлении, все более отклонявшемся от курса на мировую революцию.

15 мая 1934 г. было принято постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». В ранг высших общественных ценностей были возведены понятия Родины и Патриотизма. Честь и слава, мощь и благосостояние Советского Союза провозглашались высшим законом жизни патриотов. В качестве силы, призванной собирать другие народы на созидание социалистического отечества, был признан русский народ.

В передовых статьях «Правды» и «Известий» были решительно осуждены русофобские упражнения Д. Бедного и Н. Бухарина. «Правда» призывала преодолеть «левацкий интернационализм», непонимание того, что коммунисты отнюдь не должны отгораживаться от положительной оценки прошлого своей страны». Были решительно осуждены исторический нигилизм и русофобия, насаждавшиеся в 1920-е гг. исторической школой М.Н. Покровского. Многие представители этой школы были репрессированы. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском, а затем и других университетах страны. Началась кампания по пересмотру истории страны, восстанавливалась преемственность в развитии истории Российской Империи и СССР. Утверждение таких представлений в массовом сознании служили учебник А.В. Шестакова по истории СССР для начальной школы (1937 г.) и «Краткий курс истории ВКП(б)» (1938 г.), написанный по большей части Е.М. Ярославским и П.Н. Поспеловым. Таким образом, в 1936 – 1938 гг. была утверждена новая историческая концепция, которая в условиях подготовки к войне становилась основой массовой пропаганды, героико-патриотического воспитания и духовной мобилизации населения на защиту Родины.

Огромное внимание уделялось в 30е гг. развитию науки и образования, литературы и искусства.

В декабре 1936 г. на VIII съезде Советов была принята новая («Сталинская») Конституция СССР, которая отразила и закрепила существенные экономические, социальные и политические изменения, произошедшие в стране, а также бесспорные успехи, достигнутые в социалистическом строительстве.

Новый Основной закон провозглашал победу социализма в стране и отмену в связи с этим ограничений демократии, свойственных переходному периоду. Устанавливались всеобщие, прямы, равные, тайные выборы в Советы всех уровней. Было отмечено исключение из политической жизни каких-либо категорий населения, кроме осужденных и умалишенных. Были провозглашены гарантии прав советских людей на отдых, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости. Непреложными законами объявлялись равноправие всех граждан независимо от их национальностей и расы, а также равноправие мужчин и женщин. Конституция впервые говорила о неприкосновенности личности, защите и охране тайны переписки. Новая Конституция СССР в отличие от прежней уже не содержала «Декларацию об образовании СССР» – самую идеологизированную часть Основного закона, в которой говорилось об устремленности к мировой революции. Новая Конституция исходила из представлений об отечестве, суженном до реальных границ государства.

Таковы основные черты политической системы, которая утвердилась в СССР в конце 1920-х – 1930-е гг.

Историки-материалисты полагают, что в 1930-е гг. в СССР был в основном построен социализм, который в силу субъективных и объективных причин оказался деформированным, административно-командным. По мнению историков-либералов, партия-государство пыталась реализовать изначально утопическую задачу – построить в стране коммунизм, разжечь мировую революцию. Для этого была создана жесткая мобилизационная система с административно-командной экономикой, ключевую роль в которой играл тоталитарный режим. С точки зрения теории модернизации, 1930-е годы – это эпоха превращения традиционного аграрного общества в индустриальное в рамках социалистической модели. Результатом социалистической модернизации является превращение СССР во вторую после США державу мира. Локальные (цивилизационные) историки считают, что в эту эпоху была создана уникальная в истории человечества Советская цивилизация, которая унаследовала многие характерные черты (коллективизм, антибуржуазность основной части населения, патриотизм) от предшествующих эпох русской цивилизации.