Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКСКЛЮЗИВ,специально от студента!!! Конспект ле...doc
Скачиваний:
129
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.27 Mб
Скачать

3. Общественная жизнь страны

Концепция «развитого социализма». Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование. Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом. Однако весьма скоро потребовалось обстоятельное обоснование консерватизма внутреннего политического курса. Таковыми стали теория «развитого социализма» и теория перманентного обострения идеологической борьбы социалистических и капиталистических систем по мере продвижения к коммунизму.

В выступлении Л.И. Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР развитого социалистического общества, оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию развитого социализма. Она опиралась на вполне реальный факт – на создание в СССР основ индустриального общества. Авторы концепции высказывали идеи о достижении полной, хотя и относительной однородности советского общества, об окончательном решении национального вопроса, об отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. Это, в свою очередь, вело к формированию у руководства КПСС благодушного восприятия окружающей действительности. Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости, как этого требовал XXII съезд КПСС, в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена. Причем, чем сложнее становилась ситуация в экономике и социальной сфере, тем громче звучали рапорты о трудовых достижениях и успехах. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.

Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал, по существу, из печально известного сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который обосновывал в 1930-е гг. необходимость массовых репрессий. Теперь же обновленный тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с агентами влияния Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни. Эти идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 года.

Однако реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала развитой социализм. Введение в регионах карточного распределения, снижение жизненного уровня потребовали уточнения в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю.В. Андропов выдвинул идею о совершенствовании развитого социализма и объявил, что это будет весьма длительный исторический период. Внедрение этих новшеств привело к забвению положений, которые недавно казались верными, например, о наличии различных моделей социализма, о понимании его сути как строя цивилизованных кооператоров. Это, в свою очередь, вело к нарастанию догматизма и начетничества, к глубокому кризису в идейно-теоретической жизни, отдалению от западных компартий.

Правозащитное движение. Важнейшим следствием хрущевской либерализации стало резкое возрастание в советском обществе социальной критики, появление первых ростков гражданского общества как системы связи независимых граждан.

В 1960-е гг. заявляют о себе различные идейные течения, неформальные общественные объединения. Отсутствие правовой базы для деятельности подобных организаций, невозможность донести свои воззрения до широких масс населения обрекала зарождавшиеся гражданские структуры на крайне сложное существование. Только очень сильные и принципиальные личности продолжали общественную деятельность, несмотря на противостояние махины советского государственного аппарата. Готовность к «закручиванию гаек» власть продемонстрировала в феврале 1966 г., организовав процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, которые опубликовали свои произведения на Западе. Узкая, но политически активная группа советской интеллигенции, пытавшаяся обратить внимание общества на этот процесс и поддержать писателей, и составила в дальнейшем костяк так называемого «диссидентского движения» – движения несогласных, инакомыслящих.

Одной из форм воздействия диссидентов на общество становится нелегальное издание общественно-политической литературы – «самиздат» (журналы «Вече», «Поиски», «Сигма» и др.). Группа генерала П. Григоренко в Москве в распространяемых листовках выставляла требования свободы слова, печати, освобождения политзаключенных, повышения зарплат и улучшения жилищных условий. Донбасский инженер В. Клебанов стал инициатором создания первого в СССР независимого профсоюза. Ярчайшей фигурой диссидентского движения стал один из ведущих физиков страны академик А.Д. Сахаров, который не ограничился бескомпромиссной социальной критикой и выдвинул теорию «конвергенции» социалистического и капиталистического обществ в единое гармоничное общество. Писатель А.И. Солженицын, который был вынужден покинуть СССР, стал идейным лидером почвеннического направления диссидентства. Он призывал вернуться к наследию дореволюционной России.

Историю правозащитного движения в собственном смысле слова можно отсчитывать со времени знаменитой демонстрации 05.12.1965 г. на Пушкинской площади Москвы в защиту прав человека в СССР. Кроме А.Д. Сахарова, в демонстрации приняли участие такие видные диссиденты как В. Буковский, Л. Богораз, Н. Горбаневская и др. Возникали нелегальные правозащитные организации: Инициативная группа защиты прав человека (1969), Комитет прав человека (1970) и др. В августе 1975 г. СССР подписал Заключительный акт международного Хельсинского совещания, в котором содержался раздел, посвященный охране прав и свобод человека и гражданина. Советские правозащитники потребовали воплощения положений этого документа в жизнь. В мае 1976 г. физиком Ю. Орловым была создана общественная группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР, собиравшая материалы о нарушениях прав человека и направлявшая их правительствам стран-участниц соглашения. Многие видные правозащитники продолжили свою благородную деятельность и после распада СССР. Был развит и национальный диссент. Особенно мощным было движение за самоопределение в Литве, где оно сплотилось вокруг католической церкви.

На рубеже 1970-х – 80-х гг. КГБ СССР под руководством Ю.В. Андропова провел специальную акцию, направленную на полную ликвидацию диссидентских и, в частности, правозащитных организаций. Многие из их активистов были арестованы, некоторые высланы из страны, некоторые под видом сумасшедших помещены в психиатрические стационары.