Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России.doc
Скачиваний:
119
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
1.49 Mб
Скачать

2.3. Монологические жанры устного политического дискурса

В устном политическом дискурсе кроме диалогических жанров используются и жанры монологической речи, такие, как инаугурационная речь, программная речь, обращение главы государства к населению по поводу особой, «кризисной» ситуации (например, захват заложников на Дубровке в октябре 2002 года), поздравительная речь по поводу памятной даты или юбилея, приветственное слово, напутственное слово и т.п. В них реализуется, главным образом, стратегия формирования эмоционального настроя адресата (подробнее об этом см. главу 5 «Стратегии удержания власти»). Однако, в отличие от диалогических жанров, в монологических жанрах, как правило, есть письменная основа, ослабляющая, а часто исключающая спонтанность речи, поэтому монологические жанры характеризуют стратегии и тактики речевого поведения политика, но в значительно меньшей степени - устный политический дискурс.

2.3.1. Инаугурационная речь

Инаугурационная речь президента в российском политическом дискурсе, как и сама процедура инаугурации, - жанр новый, но имеющий свои отличительные черты. А.Т. Тазмина, исследовавшая инаугурационную речь президентов США, отмечает, что особый характер президентского обращения и обряд инаугурации создают четкий тип президентского инаугурационного обращения [Тазмина 2001: 46], используемый не только американскими президентами.

Инаугурационные речи В.В. Путина, произнесенные им в 2000 и в 2004 году, строятся в основном по этому же типу. В исследованиях, посвященных данному жанру, отмечается, что инаугурационная речь президентов США в первую очередь выполняет функцию объединения слушателей как народа [Тазмина 2001: 48; Шейгал 2002: 207; Чикилева 2003: 306]. Лейтмотивом речей Президента также является призыв к объединению: к объединению всех граждан в единый народ и к объединению, тесной связи руководителя государства и народа. Этому в первую очередь способствует активное использование местоимения мы. Лингвисты отмечают, что в инаугурационной речи местоимение первого лица единственного числа используется крайне редко, гораздо чаще употребляется местоимение we (мы) [Чикилева 2002: 305]:

Мы доказали что Россия становится по-настоящему современным / демократическим государством //;

Мы обязаны беречь достигнутое / хранить и развивать демократию // [2000];

Прошедшие годы были для нас всех / нелегкими // Прямо скажу / они были временами / временем серьезных испытаний // Тогда в двухтысячном году очень многие проблемы казались просто неразрешимыми // Но в критических ситуациях народ России проявил свои самые лучшие патриотические гражданские качества / когда боролся за территориальную целостность / за единство страны / и когда упорным трудом создавал основы для роста экономического потенциала // <…> Это мы сами остановили агрессию международного терроризма / избавили страну от реальной угрозы распада // Это мы вместе сделали нашу Россию открытой страной / готовой к широкому равноправному сотрудничеству с другими государствами / страной / укрепляющей свои позиции на международной арене // [2004].

В первой инаугурационной речи Путина призыв к единению нации в столь знаменательный момент её истории включает и идею необходимости преодоления политических разногласий ради общего будущего России:

Обращаюсь к тем / кто голосовал за других кандидатов // Убежден что вы голосовали за наше общее будущее / за наши общие цели / за лучшую жизнь / за процветающую и сильную Россию // У каждого из нас свой опыт / свои взгляды // Но мы должны быть вместе / нам многое предстоит сделать сообща //

Помимо призыва к единству нации, отличительной чертой инаугурационной речи является также обращение к традиционным ценностям. Прославление силы и величия России в инаугурационных речах Президента призвано вызвать патриотические чувства у её граждан, дать им надежду на лучшее будущее:

Здесь / в Кремле / средоточие нашей национальной памяти // Здесь / в стенах Кремля / веками вершилась история нашей страны // И у нас нет права быть «Иванами не помнящими родства» // Мы не должны забывать ничего // Мы должны знать свою историю / знать её такой какая она есть // Извлекать из неё уроки / всегда помнить о тех кто создал Российское государство / отстаивал его достоинство / делал его великим / мощным / могучим // Мы сохраним эту память и мы сохраним эту связь времен // И всё лучшее из нашей истории / всё лучшее мы передадим потомкам // [2000].

Наиболее часто В.В. Путиным упоминаются следующие ценности: «целостность страны», «единство», «солидарность», «сила» и «величие» России, «свобода», «демократия»:

впервые за всю историю нашего государства / за всю российскую историю / впервые верховная власть в стране передается самым демократическим / самым простым образом / по воле народа / законно и мирно // [2000].

Более подробный анализ использования тактики учета ценностных ориентиров адресата в инаугурационных речах Президента дается в главе 5 «Стратегии удержания власти».

Жанр инаугурационной речи характеризуется определенной композицией. Во вступительной части В.В. Путин, как бы продолжая текст только что прозвучавшей клятвы, демонстрирует свое понимание обязанностей президента России на современном этапе, уже акцентируя свои обязанности и используя 1-е лицо единственного числа:

А сейчас я еще раз хочу вернуться к главной ее сути и сказать что обязанности президента / хранить государство и верно служить народу / и впредь будут для меня святы / и впредь будут для меня превыше / всего // Я буду исходить из того что помощь и поддержка граждан Российской Федерации / являются самой главной / и / самой / надежной опорой и надеждой для ее президента //; Как и в предыдущие годы буду работать активно / открыто / и честно / сделаю все что смогу / все что в моих силах чтобы оправдать надежды миллионов людей // [2004].

Далее, в основной части, В.В. Путин дает краткое изложение главного политического курса. В соответствии с эпидейктическим характером инаугурационной речи конкретный политический курс «предлагается для созерцания, а не для действия» [Тазмина 2001: 52]. В качестве эффективного приема в инаугурационной речи В.В. Путина используется темпоральный фактор – обращение к прошлому, настоящему и будущему. Американские президенты, демонстрируя идею сохранения старого опыта, преемственность традиций, как правило, обращаются к своим предшественникам, цитируя их или перефразируя их известные высказывания [Тазмина 2001: 50]. В первой инаугурационной речи В.В. Путина тоже есть ссылка на высказывание предыдущего Президента России:

Первый Президент России Борис Николаевич Ельцин покидая Кремль <…> произнёс слова которые многим запомнились // Он сказал / и сегодня повторил в этом зале // «Берегите Россию!» //Именно в этом я вижу свою главную президентскую обязанность //

Институт президентства в нашей стране насчитывает немногим более десяти лет, и В.В. Путин приэывает черпать силы в примерах героической истории страны:

Мы с вами наследники России / родины выдающихся сынов и дочерей / тружеников / воинов // Они оставили нам в наследство огромную великую державу // Наше прошлое безусловно придает нам силы // [2004].

Поскольку в 2004 году В.В. Путин был избран на второй срок, в обзоре прошлого опыта им отмечаются успехи и достижения, чего нельзя было заметить в первой инаугурационной речи в 2000 году. Политический курс переизбранного президента рассматривается как продолжение курса предыдущего срока, одобрение которого подтверждено выбором народа:

Теперь главная цель ближайшего четырехлетия / превратить уже накопленный нами потенциал в новую энергию России / достичь за счет этого принципиально лучшего качества жизни наших людей / добиться реального ощутимого роста их благосостояния // <…> Убежден // лучшей гарантией такой преемственности является зрелое гражданское общество // Только свободные люди в свободной стране / могут быть успешными //

В заключительной части В.В. Путин обращается к будущему, подчеркивая, что для достижения поставленных целей «у нас есть все возможности // есть ресурсы / свой собственный опыт / есть огромная энергия прошедших лет / интеллектуальный потенциал»:

Это величие должно быть подкреплено / подкреплено новыми делами сегодняшних поколений граждан нашей страны // И только тогда / наши потомки будут гордиться теми страницами / которые мы с вами впишем в биографию великой России // [2004].

Инаугурационную речь В.В. Путина можно рассматривать как типичную для этого жанра (об индивидуальных чертах речи В.В. Путина см. главу 8 «Риторическая грамотность политика и риторические портреты отдельных политиков»).

Однако в речи российского президента есть и отличия, обусловленные особенностями исторического развития страны. Так, А.Т. Тазмина отмечает, что в инаугурационной речи президенты США часто, если не всегда, обращаются к богу, используя не только имя всевышнего, но и молитвы. В ХХ веке в сознании нескольких поколений российского общества сформировались устойчивые атеистические традиции. А.В. Сергеева отмечает, что среди приоритетов, которые сближают россиян, «религия» стоит на одном из последних мест [Сергеева 2004: 238]. Обращение к богу в инаугурационной речи В.В. Путина вряд ли бы нашло отклик в сердце каждого россиянина, что В.В. Путин, очевидно, понимает и, будучи глубоко верующим человеком, в инаугурационной речи об этом ни слова не говорит.