Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Первые шаги в науку.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
162.82 Кб
Скачать

Глава 1. Дурак как интернациональный герой

1.1. Амбивалентность образа дурака

А. Григорян в книге "Первый, второй, третий человек", рассматривая константы "народ - дурак" пишет, что "дурак - это народ с точки зрения умника" [Григорян, с. 44]. В данной ситуации проявляется смехотворность: умник не понимает, что он является частью народа. Отсюда и антонимичные поговорки: "Все дураки, я один умный" и "Все умные, я один дурак". Получается, с какой стороны ни смотри - развитие связано с явлением дурака.

Дурак в философском понимании - знак. Определяющее свойство знака - его заметность. Дурак же заметен всегда, чтобы проявить себя, он любит не только яркие цвета, но и громкие звуки. Не случайно образ дурака всегда связан со смеховой культурой. Однако пословицы четко зафиксировали неоднозначность смеха по отношению к дураку: "Чужой дурак - смех, а свой дурак - стыд" или "Чужой сын дурак - смех, а свой сын дурак - смерть".

В антитезе "дураки - умные" важными являются два момента: ум хорош сам по себе, он победит в одиночку, а дураки всегда сплоченнее. Что важнее в жизни, каждый решает сам, поэтому и однозначного взгляда на образ дурака нет ни в философии, ни в литературе.

1.2. Образ дурака в фольклоре

Уход от гнетущей человека бедности жизни, подъем к неизреченному богатству чудесного в связи с исканием «иного царства» есть общая черта всех веков и всех народов. Истина эта открылась уже в древности Платону, который учил, что Эрос, рождающий красоту, есть дитя бедности и богатства. Соответственно с этим несчастный, обездоленный и дурак занимают в сказках всех народов видное и почетное место. Национальная окраска проявляется лишь в конкретном изображении этих героев, в конкретном понимании той бедности, от которой они ищут спасения, и того богатства, в котором они его находят. Так, например, американский дурак "домашний", русский - дикий (но не как дурак арабский) [del.icio.us/rss/anatolant/russian].

Фигура дурака, который с видимым безрассудством сочетает в себе образ вещего, составляет один из интереснейших парадоксов сказки. Образ «дурака» создан по принципу противопоставления здравому смыслу. Отсюда и отношение к дураку не может быть одинаковым. Анализ сказок позволяет говорить о двух противоположных оценках данного образа. В вульгарных рассказах и анекдотах дурак играет роль шута и служит всеобщим посмешищем. Е. Трубецкой такого героя называет "жалким существом, всех раздражающим нелепыми поступками" [Трубецкой,с.243], всеми битое и потому вечно плачущее. В волшебных же сказках отношение к дураку меняется: он окружается почетом и посрамляет насмешников. Народ знает, что «иная простота бывает не без хитрости», и сказка дает об умственных способностях дурака характерный отзыв: «Ванюша не хитёр, не мудёр, а куда смысловат» [там же, с. 249 ].

Среди отличительных черт дурака исследователи [Синявский, Трубецкой и др. ] особо отмечают видимую несуразность речей и крайнюю безрассудность поступков. На многие вопросы такой герой дает один ответ : "Не знаю". С незнанием у него связывается и другая любимая черта народного героя — неделание. В сказках часто рассказывается о том, как дурак «работать не работал, все на печке лежал» или «мух ловил», как он в начале своего жизненного пути прогулял все свои деньги с пьяницами. Поступки дурака всегда опрокидывают все расчеты житейского здравого смысла и потому кажутся людям глупыми, а между тем они неизменно оказываются мудрее и целесообразнее, чем поступки его «мудрых» братьев. Последние терпят неудачу, а дурак достигает лучшего жребия в жизни, словно он угадывает мудрость каким-то вещим инстинктом. Другие рассудительные люди возлагают свои упования на денежную силу; дурак же цены деньгам не знает, золото не ставит ни в грош; часты случаи, когда в уплату за произведенную работу он берет вместо денег котенка или щенка. Приходит время, и оказывается, что котенок или щенок и впрямь для него куда нужнее золота; они спасают ему жизнь, выручают его из плена и возвращают ему похищенный у него волшебный перстень о двенадцати винтах. Иногда «глупость» в рассказе оказывается «хитростью».

Дурак является любимым сказочным героем именно потому, что в человеческий ум не верится. Когда, собираясь в дальний путь совершить подвиг, герой избирает явно негодные для того средства, умные спрашивают: «Что ты, дурак! Куда собираешься? Аль людей смешить?» А он им в ответ: «Про то я знаю! Умным — дорога, и дуракам — путь не заказан». И путь «умных» неизменно приводит к провалу, а путь дурака доводит до цели.

Эта мудрость, руководящая дураком, высказывается в сказке «Волшебное Кольцо» устами змеи, которую он спас из пламени: «Ну, спасибо, — говорит, — Иванушка! Сослужил ты мне великую службу, сослужу я тебе еще и больше того! Пойдем, — говорит, — к моей матери; будет она тебе давать медные деньги — ты не бери, потому что это уголья, а не деньги; будет давать серебряные — также не бери, то будут щепки, а не серебро; будет выносить тебе золото, и того не бери, потому что вместо золота будет черепье да кирпич; а проси ты у нее в награду перстень о двенадцати винтах». Иначе говоря, подлинная ценность — только магическое, волшебное, мудр только тот, кто за эту непонятную рассудку ценность отдает все на свете; это и есть тот, кто с житейской точки зрения признается дураком.

Так как от природы дурак лишен мудрости, и мудрость, которая им руководит, для него не своя, она в сказке нередко и внешним образом от него отделяется, олицетворяется другими существами, которые подчиняют себе волю дурака, направляя ее внушениями. Эти руководящие силы являются то в звериных, то в человеческих образах: то это змея, то «сивка-бурка, вещая каурка», то вещий волк, то существо человеческое.