Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка сов. иск.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
1.02 Mб
Скачать

§ 2. Первые мероприятия советской власти в области искусства. Формирование государственных органов управления искусством. Перестройка художественного образования.

Уже на начальной стадии своего развития в советском государстве было положено начало партийно-государственной монополии на все средства художественной жизни страны путем национализации музеев, частных собраний, средств информации, системы образования и т.д. Закладывались основы будущего искусства, возведение его в статус партийного искусства, эффективного оружия в идеологической борьбе. Для осуществления этой цели отстраивается аппарат управления и контроля, призванный охватить искусство целиком и направить его в нужном направлении.

Идеи глобальной организации культуры были изложены Лениным еще в 1905 году в работе «Партийная организация и партийная литература». Хотя эта короткая статья была написана по конкретному поводу, и речь в ней, казалось бы, шла исключительно о литературе, она легла в фундамент всей культурной политики советской России.

«Литература должна стать партийной, - провозглашал в ней Ленин в качестве своего главного тезиса. – Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного- единственного, великого социал-демократического механизма,.. составной частью…партийной работы». [77, 44] И далее Ленин переходит к конкретным организационным вопросам: «Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами – все это должно стать партийным, подотчетным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать, во всю эту работу, без единого исключения, вносить живую струю живого пролетарского дела» [там же]. В 1905 году Ленин успокаивал: речь тут шла якобы лишь о «партийной» литературе, что же касается области художественного творчества в целом, то тут, по его словам, «необходимо обеспечение большего простора личной инициативе». Однако с первых же шагов культурной советской политики и при энергичной поддержке самого Ленина лозунг «партийности» распространяется на всю область культуры. По Троцкому, «вопрос заключается лишь в том, с чего надо начать вмешиваться и что ограничивать». [30, 39]

В ноябре 1917 года советской властью был ликвидирован аппарат бывшего министерства двора, ведавшего до революции императорскими театрами, Академией художеств, дворами и картинными галереями. Государственное руководство всеми учреждениями искусства отныне сосредоточилось в Наркомпросе (Народный комиссариат просвещения) при Совнаркоме (Совете народных комиссаров). Народным комиссаром по делам просвещения и культуры был назначен А.В.Луначарский (этот пост занимал до 1929 года). Управление Наркомпросом возлагалось на коллегию в составе народного комиссара А.В.Луначарского, его заместителя М.Н.Покровского и пяти членов: Н.К.Крупской, П.Н. Лепешинского, В.Н.Познера, Д.Б.Рязанова и Б.К. Штернберга.

Наркомпрос формировался как орган централизованного руководства всеми отраслями культуры. Двадцать пять отделений нового ведомства курировали не только просвещение, но и литературу, театр, изобразительное искусство, музыку. Здесь существовал отдел искусства, из которого в апреле 1918 г. выделился отдел изобразительных искусств. Начальником отдела особым постановлением художественной коллегии Наркомпроса был назначен художник Д.П. Штеренберг. При отделе были созданы две художественные коллегии – Петроградская и Московская. В Петроградскую коллегию вошли: Н. Альтман, П. Пунин, С. Чехонин, А. Матвеев, В. Маяковский, О. Брик, В. Щуко, и др.. В Московскую коллегию, созданную несколько позже – В. Татлин, И. Машков, П. Кузнецов, К. Малевич, И. Жолтовский, Р. Фальк, В. Кандинский, Б. Королев, С. Коненков, А. Шевченко, О. Розанова, Н. Удальцова и др.. Одновременно были созданы секции изобразительного искусства при отделах народного образования Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в Минске, Витебске, Харькове и др. городах.

В первые годы существования, в условиях хаоса и разрухи, Наркомпрос борется главным образом за собственное выживание, в ИЗО действуют «футуристы», и партийному руководству деятельность его кажется малоэффективной, а подчас и вредной. Поэтому с конца 1920 г., по указанию и при участии Ленина, начинается длительный процесс реорганизации Наркомпроса. Как было сказано в первом проекте реорганизации, ее целью была «органическая унификация всех частей Наркомпроса, который должен стать единым организмом только с одной головой и единой волей». [30, 41] В результате длительных обсуждений на уровне ЦК и партийных съездов функции управлением искусством разделились между несколькими партийными и государственными организациями. Высшим идеологическим органом управления всей сферой культуры стал Отдел агитации и пропаганды ЦК партии (Агитпроп), выступавшей (под разными названиями) в этой своей роли на протяжении всей последующей истории советского государства. Параллельно ему было создано Главное управление политического просвещения (Главполитпросвет), которому был передан отдел ИЗО из Наркомпроса. Уже в феврале 1921 г. Главполитпросвету было предоставлено право «накладывать политическое вето на всю текущую продукцию в области искусства и науки». В ведении Наркомпроса оставалось главным образом академическая сфера: художественное образование, исследовательские институты, музеи, периодика и издательства по искусству и т. д. Наконец, еще одна организация сыграла решающую роль в становлении советского искусства – это Политическое управление Красной Армии (ПУР): обладая огромными средствами на агитацию и пропаганду, советские военные стали главными покровителями советского искусства.

Эти подчиненные разным партийным и государственным ведомствам, частично дублирующие друг друга организации, казалось бы, были далеки от ленинского идеала единого и централизованного аппарата управления искусством. Однако противоречие это находило свое разрешение в самой структуре советской однопартийной системы. Луначарский, при определенной широте своих эстетических взглядов, первый стоял на жестких позициях подчинение всей культурной деятельности единой партийной воле. «Партия должна присутствовать везде, подобно библейскому духу господню… Мы должны действовать через советские аппараты, которые являются органами диктатуры коммунистической партии». [30, 41]

В эти годы идет целенаправленный процесс монополизации всех форм и средств художественной жизни страны. Все культурные ценности были объявлены общенародным достоянием. В первые месяцы после революции правительство принимает ряд постановлений, были национализированы художественные музеи, частные собрания и коллекции. 3 июня 1918 года Ленин подписал декрет о национализации Третьяковской галереи. В Москве были также национализированы частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова, в Петрограде – Эрмитаж, Русский музей и многие частные собрания и коллекции. Зимний дворец был превращен во Дворец искусств, а несколько позднее передан в ведение Эрмитажа. Был национализирован Кремль: его соборы превращены в музеи.

Декреты должны были положить конец стихийным силам разрушения. Это удавалось с большим трудом, потому что власть сама провоцировала уничтожение городских монументов и церковных зданий, которые (по мнению большевиков) символизировали власть старого режима. Объявленная «война дворцам» дала полную свободу разнузданным страстям и грабежам. Мародерству говорилось «можно». Началось массовое разграбление дворянских усадеб, уничтожение уникальных библиотек, художественных ценностей. Первыми жертвами стали Зимний дворец, пригородные дворцовые комплексы Петрограда, некоторые постройки Московского Кремля, Храм Василия Блаженного. Материальный ущерб оценивался значительными суммами. Например, грабеж Зимнего дворца, по официальным данным обошелся народу в пятьдесят тысяч золотых рублей.[13,9]

Осуществлялась перестройка и художественного образования. Академия художеств в Петербурге была ликвидирована декретом от 12 апреля 1918 года. Уволен был академический и преподавательский состав. Значительно уничтожен академический фонд. На базе академии 10 октября 1918 года открылись Петроградские государственные свободные учебно-художественные мастерские. В Москве в 1918 году Училище живописи, ваяния и зодчества – школа станкового искусства и Строгановское училище – школа производственного (прикладного) искусства были слиты и реорганизованы в Первые и Вторые свободные художественные мастерские. В 1920 году путем слияния их были созданы единые Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В 1927 году ВХУТЕМАС был переименован в Высший художественно – технический институт (ВХУТЕИН).