Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чехов - обличитель пошлости.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
56.83 Кб
Скачать

Билет №23 (1) Чехов – обличитель мещанства и пошлости

(На примере одного - двух произведений)

Герой Чехова – человек 80-х годов 19 века. Этот человек совсем не похож на Базарова, Раскольникова, Обломова или Штольца. Он измельчал.

Автор ставит перед собой задачу показать, как измельчал и выродился герой русской литературы, как пошлость разъедает душу человека и превращает его в механизм или животное.

В его рассказах внешне ничего не происходит, но самые большие катастрофы у его героев случаются именно на фоне привычных поступков и ничего не значащих обыденных слов.

Кто же его герои? Как они живут? Чего хотят от жизни?

Кто же у Чехова «герой нашего времени»? Метафорически это «человек в футляре». Но у каждого из его героев свой «футляр».

1. «Человек в футляре»

Учитель гимназии Буркин описывает ветери­нарному врачу Чимше-Гималайскому своего коллегу, учителя «мер­твых» языков (греческого и латыни) Беликова.

Его внешний облик выдает человека, стремящегося заключить себя в футляр без остатка: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате: И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы

очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, каза­лось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

Но как одевается человек и как уходит от реальной жизни, это его личное дело. Главное в другом: и мысли у Беликова были «фут­лярные», с их помощью он держал в напряжении всю гимназию, да и весь город. На педагогических советах он угнетал всех своей ос­торожностью, руководствовался двумя жизненными принципами: «как бы чего не вышло» и «как бы не дошло до начальства». Например предлагал снизить балл ученику Петрову или Егорову, а потом и вовсе исключить их из гимназии. Никто из учителей не был с ним согласен, но в результате поступали именно так, как диктовала осторожность.

Беликов не любил людей, боялся их, даже «мертвые языки», ко­торыми он восхищался («О, как звучен, как прекрасен греческий язык!» — говорил он, подняв палец), — это тоже своеобразный фут­ляр, попытка уйти от жизни, не общаться с людьми. Однако Беликов заставляет себя ходить в гости к коллегам, приходит, молча сидит и уходит: это называлось у него «поддерживать добрые отношения с то­варищами». Страх, который наводит Беликов, становится заразителен.

«Герой нашего времени» у Чехова живет в постоянном страхе, он боится фантомов, миражей, неизвестно кого. Он боится жить. Страх Беликова заразителен, он охватывает весь город, как эпидемия: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пят­надцать лет! Да что гимназию?Весь город!(...) Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять—пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать пись­ма, знакомиться, читать книги, помогать бедным, учить грамоте...»

Двойник Беликова — его повар Афанасий (Беликов боялся дер­жать женскую прислугу: как бы чего не вышло, как бы люди что не подумали). Повара Беликов тоже боится, потому что тот может его прирезать во сне. Этот Афанасий так же угрюм, как Беликов, и все время злобно бормочет себе под нос, пока торчит у ворот дома Бе­ликова, мимо которого проходят горожане: «Много уж их ныне раз­велось!» Другими словами, страх рождает злобу и ненависть, вот оборотная сторона страха. И это тоже черта «героя своего времени».

Лучший футляр, который мог найти Беликов, — это гроб. Он «достиг своего идеала». Футляр Чехов возводит на уровень трагического символа. Казалось, похоронив Беликова, люди наконец-то станут свободными, будут жить радостной и осмысленной жиз­нью. Ничуть не бывало! Оказывается, в каждом из нас сидит Бели­ков — этот «человек в футляре», — и его не так-то легко выкорчевать.

«Внутренний Беликов» — вот бич человека. Иначе говоря, по­шлость, сидящая внутри человека, разъедает его жизнь, уничтожает его достоинство и человечность. «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и неразрешенная вполне; не стало лучше».

Выслушав рассказ учителя Буркина, Чимша-Гималайский обоб­щает данный случай и доказывает, что все люди живут в том или ином «футляре»: «...сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!»