Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чехов - обличитель пошлости.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
56.83 Кб
Скачать

4. Пошлость засасывает. От Старцева к Ионычу

В рассказе «Ионыч» герой, молодой талантливый врач с передо­выми взглядами и прогрессивными убеждениями, не выдерживает обыденности и пошлости провинциального города, он оказывается не способен противостоять среде, и его личность гибнет, заражаясь пошлостью. Находясь в среде обывателей, интересы которых — еда и деньги, человек постепенно теряет достоинство, доброту, способ­ность любить, а затем полностью утрачивает человеческий облик.

Поначалу, познакомившись с семьей Туркиных, Старцев счаст­лив. Отец семейства образован и остроумен, его супруга — писа­тельница, дочь — музыкантша. И тут же Чехов немногими деталями показывает сущность талантов этих людей: «Вера Иосифовна... чи­тала о том, чего никогда не бывает в жизни... Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам... казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля». Иван Петро­вич объясняется выработанным десятилетиями вычурным, якобы остроумным языком: «покорчило вас благодарю», недурственно и пр. Когда гости расходились, 14-летний лакей Пава вставал в траги­ческую позу и кричал: «Умри, несчастная!»

Старцев влюбляется в Котика, делает ей предложение, но она отказывает ему, так как хочет посвятить свою жизнь искусству. Четыре года они не виделись. За это время Старцев приобрел об­ширную практику, полюбил считать деньги, ему нравилось, как они шуршат, с обывателями он не общался, потому что понял на опыте: если заговорить с ними о чем-нибудь несъедобном, напри­мер об отмене смертной казни, они принимают это за обиду и злобно спрашивают: «Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?» Вот почему Старцев молчал и угрюмо глядел в тарелку. Однако он не замечает, как исподволь, понемногу по­шлость входить в него и становится для него естественной. То, что он осуждает в обывателях, делается частью его самого.

Котик возвращается домой, поняв, что таланта у нее нет, и про­чит Старцева вновь прийти в гости к Туркиным. Там абсолютно ничего не изменилось. Даже лакей Пава, теперь 18-летний моло­дой человек с усами, когда гости расходятся, по-прежнему встает в позу и кричит: «Умри, несчастная!»

Котик вызывает Старцева на их заветную скамейку, чтобы он снова сделал ей предложение, но он вспомнил, как шуршат деньги, и предложение не сделал: «Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так милы и дороги когда-то, он вспом­нил все сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Ко­тика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы — и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Через несколько лет Старцев окончательно деградировал, сде­лался злобным, угрюмым существом, которого пугаются женщи­ны и дети, — он превратился в Ионыча, в грубое животное, срод­ни свинье, в которую превратился Николай Иванович. Пошлость изнутри разъедает человека: Ионыч едет на тройке с бубенчиками, «пухлый, красный», как будто «языческий бог». Он имеет два дома, и когда ему «говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и гово­рит: — Это кабинет? Это спальня? А тут что?..».

7