Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
06-_halifat.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
216.06 Кб
Скачать

Арабский халифат.

  1. Характеристика Аравийского полуострова к VII в. н. э. Зарождение ислама.

  2. Создание халифата. Арабские завоевания.

  3. Религиозно-политический раскол середины VII в.

  4. Халифат Омейядов и Аббасидов. Социально-экономическая и государственная структура халифата.

  5. Распад халифата и основные политические образования в его рамках.

  1. Характеристика Аравийского полуострова к VII в. Н. Э. Зарождение ислама.

Географические условия Аравии (сочетание гор, долин и сухих пустынь) определили разделение семитского населения на 2 хозяйственные группы: на оседлых земледельцев оазисов и побережья т. н. Аравии Счастливой и кочевников-скотоводов (бадвбедуины – «степняки») пустынь и полупустынь С. Аравии. население Аравии издревле делилось на две большие этнические группы: обитателей Южной Аравии, носивших в раннем средневековье собирательное название «химйариты», и население в основном кочевое, населявшее остальной полуостров, которое соседи (по крайней мере с VII в. до н. э.) называли «арабами». большинство его населения (более 4 миллионов) было земледельческим и только 3 миллиона — по преимуществу кочевым.

У оседлого населения: орошаемое земледелие (хлебные злаки, арбузы, виноград, миндаль, гранаты, маслины, орехи, бананы, цитрусовые, персики, финиковая пальма). Строительство артезианских колодцев в засушливых районах (до 60 м глубиной). Кочевники: скотоводство (верблюды-дромадеры, лошади, ослы, мулы, мелкий и крупный рогатый скот). В Йемене скотоводство было по преимуществу оседлым.

Ремесла: прядение и ткачество (льняные, шерстяные и х/б ткани, ковры), кожевенное дело (сафьян, упряжь, палатки), металлургия (посуда и оружие), гончарное ремесло, судостроение. Крупные торговые и ремесленные центры: Неджран (с.-в. Йемен) – работорговля, одежда; Мекка – торговля с другими государствами (Эфиопия, Сирия, Иран) и бедуинами; Ясриб – ювелирные украшения; Таиф и др. Ежегодные ярмарки в 12 городах. Специализация отдельных районов (Хаджар – стрелковое оружие; Йемен – ткани, оружие и украшения; Хир - упряжь).

Социально-экономические отношения:

В результате тесных и регулярных экономических связей кочевников с оседлым населением Аравийский п-ов представлял собой единый экономический организм. Это обусловило то, что и оседлые, и кочевники создали единую этническую и языковую общность.

Наиболее интенсивно процессы классообразования и развития раннефеодальных отношений проходили в Ю. Аравии – в регионах, где население занималось главным образом оседлым земледелием и где сравнительно широкое распространение получило рабство. Там и в других районах (Хиджазе) земельная собственность общин на пахотные земли уступает место частному владению. Существовала и родовая собственность знати на землю, рабов и оросительные сооружения. Общинная собственность сохранялась на воду, пастбища и выгоны, полезные ископаемые, серебряные рудники.

наиболее характерным процессом, протекавшим в Южной Аравии в интересующее нас время, было падение значения самоуправляющихся общин — ша'бов, объединявших население города (или крупного селения — различие между ними провести трудно, да и сами их жители, кажется, не делали между ними принципиального различия) и его сельской округи, общин, которые были теми устойчивыми ячейками общества, на которых покоились древнейеменские государства. Типологически они однозначны античным полисам или древневосточным городам-государствам. В VI в. объем компетенции ша'бов и их глав сократился. На первое место выходят представители высшей царской администрации: кайли, наместники, мактавы (первоначально — лично-зависимые от царя воины, может быть, даже из бывших рабов). Постепенно кайли вытесняют глав ша'бов, ка-биров («великих»), а одновременно исчезает царская власть, охватывающая весь Йемен; маликами (царями) в конце VI в. называли кайлей — владетелей областей. Ниже их стояли мелкие владетели с титулами, включающими частицу зу («владетель») в сочетании с названием подчиненной ему области (нечто вроде немецкого «фон»). Собирательно их называли азва (араб. мн. ч. от зу). Ша'бы сохраняют роль как форма ограниченного самоуправления мелких административно-политических единиц, но, видимо, ша' бы больших городов уже не распространяют свою власть на сельскую округу. Именно исчезновение господствовавшего в течение всей древности общинно-городского строя, появление властей, не зависящих от города и стоящих над ним и его округой, объединяют глубинные процессы, которые принято называть «феодализацией».

Т. о., прежде всего на юге складываются первые протогосударственные образования (Саба), во главе которых первоначально стояли жрецы, а исполнительная власть находилась в руках наследственных министров (мукаррибов), которые во время войны получали неограниченную власть. К р. н. э. они превращаются в подлинных правителей, ограниченных советом родовой знати. здесь было не менее 3,5 млн. оседлых жителей, горожан и земледельцев. Здесь насчитывалось не менее десятка крупных городов с населением 15—25 тыс. чел.

на всей территории степной Аравии (исключая Руб-эль-Хали) могло быть около 3 млн. бедуинов. деление жителей Аравии на оседлых и кочевников не совсем точно: непроходимой границы между ними не существовало. Здесь имелось много типов смешанного хозяйства: кочевники, имеющие небольшие участки обработанной земли около источников воды, служащих водопоем для скота; племена, часть которых кочевала, а часть в основном занималась земледелием, не прерывая родственные связи и обмениваясь продуктами; в то же время жители оазисов сами имели скот, пасшийся в степи. Чистые кочевники составляли подавляющее большинство только в особо пустынных районах. кочевой мир Аравии находился не на периферии цивилизованного мира, как другие большие регионы обитания кочевников, а в его окружении. По крайней мере 18 веков через пустынный (вернее, в то время саванный) центр Аравии осуществлялись торговые связи наиболее развитых стран древнего и средневекового мира, берега Персидского залива были покрыты торговыми колониями. Кочевники так или иначе были частью всего древневосточного мира.

Центральная и Северная Аравия с ее преобладающим кочевым населением и мелкими оазисами, разбросанными на большом расстоянии друг от друга, на первый взгляд находилась в стороне от этого процесса Здесь основным принципом социальной организации были кровнородственные отношения при коллективной (родовой или племенной) собственности на пастбища. Кровнородственные коллективы образовывали сложную генеалогическую систему, связи внутри которой отчасти заменяли политическую организацию, а отчасти были политической организацией, закамуфлированной псевдородственной связью. Разложение первобытно-общинных отношений среди кочевого населения в нач. н. э. тоже достигло сравнительно высокого уровня. То или иное племя или род, сосредоточивая в своих руках значительные земельные площади, сдавало часть их другим племенам и родам на правах испольщины (за ½ урожая). Развитие скотоводства и земледелия, расширение торговых свя­зей племен давали возможность родоплеменной верхушке накапливать значительные богатства. Часть земли из общей собственности превращались в собственность старейшин и отдельных богатых семейств. Хотя социально-экономической основой кочевого хозяйства была ч/с на скот и коллективная собственность на пастбища, доля каждого члена племени в коллективном пастбище была пропорциональна поголовью скота, которым он владел. Коллективная собственность отнюдь не означала равного пользования пастбищами. Глава племени (шейх) выбирался обычно из богатого рода. Считалось общепринятым, чтобы в случае необходимости состоятельный вождь мог оказать материальную помощь обедневшим соплеменникам.

Состав объединений, которые мы обычно называем племенем, не был стабилен в них принимались индивидуально или Целыми родами на правах адоптированных членов чужаки Бывшие рабы, отпущенные на свободу, включались в состав рода на правах «покровительствуемых» (мавла, мн. ч. мавали)[+75]. К этому следует добавить различные союзы, равноправные и неравноправные, вызывавшие переход от генеалогических связей к политическим. Во главе племен стояли вожди, сейиды, приобретавшие свое главенствующее положение благодаря личному авторитету или богатству, а чаще и тому и другому.

Изъятие части земель из общего владения, установление исключительного права отдельных семей на эти земли происходило в условиях острого социального конфликта. Верхушка племен стремилась укрепить право на захваченную землю и удержать за собой власть, разорившиеся общинники превращаются в лично-зависимых (мавла). Так складываются предпосылки образования государственности у арабов. О процессе разложения родоплеменных отношений свидетельствуют и изменения в семейно-личных отношениях: экзогамия сменяется на эндогамию.

Несмотря на личную зависимость обедневших членов племени, отношения эксплуатации были неразвиты. С одной стороны это объясняется тем обстоятельством, что кочевое скотоводческое хозяйство не требовало большого количества рук, с другой – конфликт между бедными и богатыми соплеменниками смягчался практикой родовой взаимопомощи. На общественные отношения в кочевом хозяйстве оказывал значительное воздействие институт набеговгазв. Этот институт способствовал нарушению достигнутого уровня имущественного неравенства внутри племени. Сам факт возможности поправить дела за счёт добычи в на­беге уже ослаблял социальную напряженность.

общество Центральной и Северной Аравии, являясь частью структуры большого переднеазиатско-аравийского региона древних цивилизаций, сохраняло в то же время в силу специфики кочевого хозяйства примитивные фермы организации, основанные на родственных связях. Так и образуется странное смешение примитивных форм брака и племенной организации с наличием собственной письменности, с развитой торговлей и товарно-денежными отношениями, с существованием развитой поэзии, явно не соответствующей мышлению примитивного общества, хотя и оперирующей предметами и обстановкой примитивного быта. Поэтому в любой исторический период мы можем обнаружить признаки разложения родо-племенного строя, но затем встречаться с ним снова и снова.

Международное положение Аравийского полуострова в первые вв. н. э. в значительной мере определялось его географическим положением и местом в мировой торговле. Торговые пути, соединявшие Восток и Запад проходили через территорию Аравии и привлекали к ней внимание Рима и Афин, затем Византии и Сасанидского Ирана.

В Ю. Аравии в 115 до н. э. складывается и постепенно возвышается государство Химйаритов. По­степенно химйариты подчинили соседние государства и племена и в нач. V в. установили гегемонию над всей Ю. Аравией (Йемен). Йемен поддерживал оживленные торговые связи с Эфиопией (Аксум), Византийской империей, Ираном и всеми районами Аравийского полуострова. Свое политическое влияние Химйариты распространили на многие кочевые и полукочевые племена Ц. Аравии, стремясь установить контроль над торговыми путями через Аравию.

Некоторые химйаритские правители придерживались византийской ориентации, принимали христианство и преследовали приверженцев других религий – иудаизма и старых языческих верований. В свою очередь сторонники иранской ориентации или же независимости Йемена запрещали христианство.

В 517 в Химйаре был произведен переворот, в результате ко­торого был свергнут сторонник провизантийской политики и преиму­щественного развития византийско-эфиопской торговли. Новый царь принял иудаизм и стал преследовать христиан. Он провозгласил поли­тику проиранской ориентации. В ответ эфиопское войско вторглось в Ю. Аравию. Так закончилось существование независимого государства в Йемене (525).

В 534-535 царем Химйара стал эфиопский наместник Абраха – поход в Хиджаз – по­пытка присоединить к Йемену крупнейшие торговые города, стояв­шие на «пути благовоний», или ограничить конкуренцию хиджазских торговых центров, однако поход не увенчался успехом.

Ответная и успешная экспансия Ирана (570). Йемен был превращен в персидскую провинцию. Это окончательно пресекло транзитную торговлю, что вызвало социально-экономический кризис в Хиджазе, ответом на который стал ислам, новая монотеистическая религия, сложившаяся на местной арабской основе под сильным влиянием иудаизма и христианства, и отражающая процесс централизации Аравийского полуострова.

Религия.

Весь доисламский период истории Аравии мусульманская историо­графия обозначила термином «джахилийя» - невежество.

В V-VII вв. в основе религиозных представлений арабов лежала вера в божества отдельных территорий и пле­менных объединений. Некоторые из них приобретали особое значение и становились общеаравийскими божествами. Различные культы Аравии связывали между собой священные территории и святилища Каабы. Это были заповедные места, на территории которых не дейст­вовали обычаи отдельных племен, запрещалось проливать кровь. Они были местом разбирательства споров, центрами торговли и паломни­чества. Каабы могли быть храмами многих божеств. Известно, что к VII в. было 8 общих святилищ. около V в. на базе арамейского письма вырабатывается собственный арабский алфавит, учитывающий особенности фонетики арабского языка.

В этой связи особо стоит мекканский храм Кааба. Усиление роли Мекки историки относят к III в. н. э. В 440 хранителями этого храма стали представители рода Омейя племени курейш. Храм Кааба с вделанным в стену черным камнем служил предметом поклонения и паломничества всех арабских племен. Вокруг Каабы было помещено 360 изобра­жений различных божеств, главным и самым древним из которых считался Хубал. Вся область Мекки считалась для язычников заповедной и запрет­ной. Ежегодно в определенные месяцы по лунному календарю арабы совершали паломничество (хадж) в Мекку, обычно это время совпадало с крупными ярмар­ками. Бесплатное снабжение паломников едой, питьем, одеждой было прерогативой курейш, что обстоятельство обес­печивало им несомненный авторитет. Они были практически поставлены над всеми племенами, совершавшими паломничество. Мекка постепенно стала главным идеологическим и экономическим центром Аравии.

В Мекке племя как политический организм, стоящий над отдельными родами, отсутствовало. Соотношение сил между родами постоянно менялось, и для поддержания стабильности приходилось прибегать к союзам внутри самой Мекки и заключать их с соседними племенами. Эти союзы способствовали укреплению позиций курайшитов за пределами своей территории, и, несомненно, в немалой степени способствовал активизации торговли в середине VI в. Политические союзы курайшитов дополнялись узами свойства. Многие курайшиты брали жен из соседних племен. Впоследствии курайшиты, продолжая брать жен из других племен, стали реже выдавать своих дочерей за иноплеменников, считая их ниже себя.

В первых вв. н. э. в религиозной ситуации Аравии все явственнее наблюдаются новые тенденции, которые проявляются в постепенном переходе многобожных систем в единобожие. Сооружение общеплеменных святилищ и было одним из важных показателей процесса перехода к единобожию. В V-VI вв. в Ц. Аравии появи­лись ханифы, благочестивые люди, которые поклонялись единому богу Рахману-милостивому. В Южной Аравии намечалась постепенная унификация пантеона, превращение городских божеств в общейеменские, выдвигается в качестве главного бог Луны Алмаках, превращающийся постепенно в единого владыку неба и земли, часто обозначаемого одним эпитетом рахманан («милостивый») [+79]. Параллельно с этим процессом трансформации политеизма в монотеизм в Йемене получают распространение сложившиеся монотеистические религии Ближнего Востока: иудаизм и христианство. Будучи теологически более разработанными, они ставили преграду дальнейшему самостоятельному развитию южноарабского монотеизма. В Ю. Аравии складывался отдельный йемен­ский монотеизм, отличный от других монотеистических религий.

Мощным фактором, влиявшим на развитие монотеистических тенденций в Аравии, стало проникновение туда иудаизма и христианства. В I в. н. э. в Аравии появились иудейские колонии, образованные беженцами из Палестины. Уже в III-IV вв. часть йеменской знати обращается в иудаизм и иудеи приобретают некоторое влияние при царском дворе. В VI в. иудаизм в Ю. Аравии стал идеологией борьбы против эфиопского и византийского политического влияния. Иудеи проживали в городах и оазисах Ю.-З. Аравии (Ясриб, Хейбар, Фадак, Таиф). Отсутствие четких догматических представлений открывало широкие возможности для проникновения в это аморфное мировоззрение идей более развитых религий, способствуя религиозно-философским раздумьям.

IV в. – наблюдается ак­тивная деятельность византийской дипломатии в Аравии, в т. ч. – миссионеры. С др. стороны, наличие христианского влияния в Мекке связано с больши­ми и многовековыми колониями эфиопов. Широкое распространение христианства в Ю. Аравии было результатом эфиопского вторжения и оккупации в VI в. Наибольшее распростране­ние в Аравии получило монофизитство. С сер. VI в. по мере усиления влияния Византии в Ю. Аравии стала распространяться и официальная религия империи – православие.

В VII в. основным центром объединения Аравии стал Хиджаз (Мекка, население Мекки в начале VII в. составляло 7—8 тыс. человек. Ясриб и Таиф). Хиджаз был одним из экономически ведущих районов Аравийского полуострова, не подпавшим под иностранное господство. В Хиджазе движение за государственное объединение Аравии под­креплялось проповедью ислама. Проповедником и идео­логом этого учения с 610 был мекканец, бедняк из рода Хашим, Мухаммед.

Наряду с проповедью единобожия Мухаммед выступил против мекканских богачей, крупных купцов, ростовщиков, за материальную помощь бедным, сиротам, вдовам. Выкуп рабов на волю или их освобождение он объявил бого­угодным делом. Омейяды, выполнявшие жреческие функции в Каабе, опасаясь потерять свои экономические и религиозные позиций, выступили против проповеди Мухаммеда и вынудили его с приверженцами (мухаджирами) покинуть Мекку. В 622 они переселились в соседний Ясриб-Медину (хиджра). Это – начало нового летоисчисления. В Медине в то время происходила ожесточенная борьба между племенными верхушками и иудейской общиной за господствующее положение. Эти противоречия и использовал Мухаммед для захвата власти. Мухаджиры заняли все ключевые посты в ранней мусульманской общине – умме. Члены уммы порывали былые родственные связи, образуя новый, особый коллектив, который имел конфессиональную доминанту.

Мединцы начали вооруженную борьбу с мекканцами: они напада­ли на мекканские караваны, грабили их. Мекканцы с союзными пле­менами осаждали Медину. Эта борьба закончилась заключением мира в 630, согласно условиям которого мекканцы обязывались призна­вать власть Мухаммеда и принять его учение ислам. Но они выгово­рили себе выгодные уступки. Мекка была признана религиозным центром, храм Кааба стал главным святилищем ислама.

Если на первом этапе своей деятельности в Мекке Мухаммед обличал произвол мекканских богачей, то в Медине он выступил сторон­ником создания сильной политической власти и подчинения ей араб­ских кочевых племен и оседлого населения всей Аравии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]