Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ChOKS_2014.docx
Скачиваний:
318
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
2.4 Mб
Скачать

Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики

Е.А. Реймер

Волгоградский государственный социально-педагогический университет Научный руководитель: Живолупова Н.А., к.п.н., доцент

В современной России актуальны вопросы падения морали и нравственности среди подростков и молодежи, отмечается рост безработицы, имеют широкое распространение алкоголизм и наркомания, все это говорит о том, что социально-экономическое состояние общества нестабильно. Системы социальной защиты, здравоохранения и образования, призванные оказывать содействие нуждающимся категориям населения, находятся в стадии постоянного реформирования. В связи с этим, проблемы семьи, материнства и детства являются одними из приоритетных в российском обществе. Одной из таких проблем является материнство в несовершеннолетнем возрасте.

В настоящее время материнство в несовершеннолетнем возрасте стало заметным социальным явлением в связи с ростом сексуальной активности подростков, со снижением возраста начала половой жизни, их низкой контрацептивной культурой. Согласно официальной статистике, ежегодно в России более 200 тыс. несовершеннолетних девочек становятся матерями. В Волгоградском регионе несовершеннолетних матерей насчитывалось в 2010 г. – 454, в 2011 г. – 245, в 2012 г. – 424 [3].

На данный период не существует однозначной трактовки понятия «несовершеннолетняя мать». В законодательстве РФ закреплен возраст совершеннолетия – 18 лет, вступление в брак разрешается до достижения возраста 16 лет при наличии уважительных причин по решению органов местного самоуправления по месту жительства вступающих в брак. Согласно приказам Министерства здравоохранения РФ, к несовершеннолетним роженицам относят девушек в возрасте до 18 лет. По мнению же ВОЗ, юной матерью должна рассматриваться девушка от 10 лет (начало полового созревания и появление вторичных половых признаков) до 19 лет, что связано с общностью анатомо-физиологических особенностей организма, психосоциальной зрелостью, социально-экономическим статусом [1, с.133].

Проводя анализ специальной литературы (А.А. Крысько, А.А. Кузнецова, С.Б. Масленцева и др.), можно представить следующую иерархию проблем несовершеннолетних матерей: воспитание ребенка, материальные проблемы, приобретение жилья, получение профессии, образования, трудоустройство. Также к проблемам данной группы можно отнести негативное влияние городской среды, конфликты с мужем, родственниками, ближайшим окружением, недовольство внешним видом, усталость от домашней работы и состояния беременности, критическое эмоциональное состояние.

Исследования по проблеме беременности в несовершеннолетнем возрасте в XX веке проводили М. Мид, Н.П. Марьянчик и др. Современные исследователи: Ю.А. Гуркин, Г.Г Филиппова, М.А. Гуревич, Т.Ю. Радиловская проанализировали причины и последствия ранней беременности. Психологическими вопросами ранней беременности занимались В.С. Агеев, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, С.В. Ковалев. Различные аспекты социальной работы с несовершеннолетними матерями изучали Н.Ю. Масленцева, С.Б. Масленцева, Е.С. Сироткина, Т.В. Бердникова, А.В. Стукалова и другие исследователи.

Социальная работа с рассматриваемой категорией клиентов находится на стадии становления – социальные службы совместно с медиками и психологами пытаются решить данную проблему сразу по двум направлениям: 1) социальная профилактика: разъяснительная работа среди подростков по вопросам планирования семьи, контрацепции, последствий абортов, консультирование по вопросам сексуальных отношений; 2) выявление и работа с несовершеннолетними матерями, включающая в себя социальный, психокоррекционный, медицинский и правовой аспекты [2, с.224].

В рамках нашего исследования мы выделяем социальную профилактику как приоритетное направление. Социальная профилактика – это прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [4, с. 231]. Под социальной профилактикой материнства в несовершеннолетнем возрасте, вслед за Н.А. Нартовой, Н.А. Паниной, С.В. Скутневой, мы понимаем комплекс конкретных социальных мер, направленных на предупреждение ранней беременности и несовершеннолетнего материнства путем выявления и устранения причин и условий, которые способствуют возникновению данных социальных явлений.

Согласно официальным данным, средний возраст начала половой жизни среди подростков – 16 лет. Следовательно, профилактику материнства в несовершеннолетнем возрасте необходимо начинать уже с подростками 13-15 лет.

Стоит отметить, что в Волгоградском регионе работа такой направленности в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях социальной защиты носит фрагментарный и несистемный характер: отсутствуют специально подготовленные и компетентные кадры, разработанные и утвержденные на государственном уровне программы; повышение квалификации педагогов и специалистов социальной сферы в этом направлении в настоящее время не проводится; недостаточно подходящей методической литературы.

Специалистами ГКУ CO «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» был сформирован социальный заказ на проведение программы социальной профилактики материнства в несовершеннолетнем возрасте, целевой группой которой являются подростки, обучающиеся в МОУ СОШ № 21 Ворошиловского района г. Волгограда. Социальная обстановка микрорайона, в котором расположена школа, неблагоприятная. Территориально микрорайон находится рядом с «частным сектором» и пригородным вокзалом, это объясняет его повышенную криминогенность. Кроме этого, на территории микрорайона практически отсутствуют центры культуры и развлечения, а доступ к таким центрам на других территориях затруден из-за проблем с транспортом, что также негативно сказывается на социальной ситуации в нем.

Так, в рамках нашего исследования на базе МОУ СОШ №21 был проведен диагностический этап исследования, цель которого выявить имеющиеся факторы социального риска материнства в несовершеннолетнем возрасте. Перечень факторов социального риска материнства в несовершеннолетнем возрасте был составлен нами после анализа научных источников по проблеме несовершеннолетнего материнства и экспертного опроса. К таким факторам относят: проживание подростка в асоциальной, неблагополучной, социально опасной, малообеспеченной семье; проживание подростка в неполной родительской семье; родители, близкие родственники (сестры, братья) подростка имели опыт раннего материнства и/или отцовства; у подростка имеются трудности во взаимоотношениях с окружающими, заниженной самооценке; у подростка повышенный уровень тревожности, незрелость эмоционально-волевой сферы; нездоровый образ жизни подростка (курение, нерегулярное питание, потребление алкоголя); невежество в области репродукции и др.

Было опрошено 25 девушек в возрасте 13-15 лет с помощью специально разработанной диагностической анкеты «Особенности жизни подростков-школьников». Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что 22% респонденток проживают в неполных семьях, 10% - отмечают наличие конфликтов и ссор во взаимоотношениях с родителями, у 6% - один из родителей имел опыт несовершеннолетнего родительства, 28% - ответили, что не ведут и не собираются вести здоровый образ жизни. 65% учащихся ответили, что половую жизнь можно начинать с 15 лет. И только 12% выделили, что им пока не нужно знать, как безопасно вести половую жизнь. Столько же процентов отметили, что проблема ранней беременности их не волнует. И 60% респондентов выбрали вариант ответа «Попыталась отговорить» на вопрос «Если бы ты узнала, что твоя подруга собирается делать аборт». А на вопрос по поводу проведения бесед на тему семейных ценностей и сознательного родительства в школе и/или дома, также 60% респонденток ответили, что эта тема затрагивалась с ними только дома.

Далее в процессе социальной диагностики нами были использованы следующие методики: методика исследования базисных копинг-стратегий «Индикатор стратегий преодоления стресса» (Д. Амирхан), опросник «Родителей оценивают дети» (А.А. Аладьин, И.А. Фурманова, Н.В. Фурманов) и методика «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет»: форма «Б» для учащихся 13—16 лет (А.М. Прихожан).

Полученные результаты по методике исследования базисных копинг-стратегий «Индикатор стратегий преодоления стресса» свидетельствуют о том, что для большинства респондентов базисной копинг-стратегией является «Поиск социальной поддержки», копинг-стратегия «Разрешение проблем» является преобладающей для 28% респондентов, «Избегание» как базисную копинг-стратегию избрали 20% опрошенных.

Рассматривая результаты, полученные при анализе опросника «Родителей оценивают дети», необходимо отметить, что в семьях у 20% опрошенных девушек, по их собственному мнению, преобладает гипопротекция, то есть ситуация в семье, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, «выпадает из виду». Обратную ситуацию – гиперпротекцию – отмечают 16 % респондентов. Также выяснилось, что 24% респондентов отмечают недостаточное стремление родителя к удовлетворению потребностям ребенка. Чрезмерность требований (обязанностей) в своих семьях отмечают 29% респондентов, то есть, по мнению девушек, на них перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей: ведение хозяйства, уход за младшими детьми. Жесткой стиль воспитания в семье выделили 16% опрошенных девушек. В ситуации минимальности санкций, при которой родители склонны обходиться без наказаний или применять их кране редко, проживают 36% респондентов.

Анализ полученных результатов по методике «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» включал в себя анализ общей тревожности респондентов, а также школьной, самооценочной, межличностной и магической тревожности. Так, анализируя результаты по шкале «Общая тревожность», следует отметить, что большинство опрошенных девушек (44%) имеют нормальный уровень тревожности, явно повышенный уровень тревожности отмечается у 12%. Показатели школьной тревожности распределились следующим образом: у большинства (42%) опрошенных девушек отмечается несколько повышенный уровень тревожности, нормальный уровень тревожности – у 38% девушек, 16% имеют явно повышенный уровень тревожности, а у 4% – очень высокая тревожность.

Говоря о самооценочной тревожности, полученные результаты оказались таковыми: несколько повышенный уровень тревожности имеют 44% очень высокая самооценочная тревожность у 6% девушек. Нормальный уровень межличностной тревожности выявился у 42% опрошенных девушек и 8% респондентов обладают очень высокой тревожностью. Последней субшкалой общей тревожности является магическая тревожность – это страх перед мистическими явлениями. Нормальный уровень тревожности выявился у 48% опрошенных девушек, очень высокая магическая тревожность тревожность у 4% девушек.

Таким образом, соотнеся полученные результаты социальной диагностики с обозначенными нами факторами риска материнства в несовершеннолетнем возрасте, можно сделать вывод о том, что из всего числа респондентов склонность к материнству в несовершеннолетнем возрасте прослеживается у 16% респондентов.

По результатам диагностического этапа исследования нами разработана программа формирования сознательного отношения к родительству «Смотря в будущее». В процессе реализации программы решались следующие задачи: 1) содействие в усвоении социально-одобряемых ценностных ориентаций; 2) содействие в укреплении установок о нравственных основах брака и семьи; 3) формирование здорового образа жизни.

Реализуя программу на базе учреждения образования, мы имели возможность включать в свои занятия не только девушек, но и юношей, тем самым, работая в смешанных группах. Это, по нашему мнению, является целесообразным, так как проблема материнства в несовершеннолетнем возрасте также имеет отношение и к юношам.

Программа формирования сознательного отношения к родительству «Смотря в будущее» включала в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

В ходе подготовительного этапа проводилась работа по следующим направлениям: установление контакта с сотрудниками базы апробации программы, получение разрешения на проведение разработанной программы, внесение корректировок в план занятий по программе в соответствии с полученными рекомендациями; определение временных рамок проведения программы, составление и утверждение плана-графика проведения программы.

Основной этап включал в себя реализацию блока из 7 занятий («Семья – здоровый стиль жизни», «Что такое семья? Семейные ценности», «В завтра с уверенностью» и др.), целями которых являлись формирование семейного поведения и сознательного родительства, создание позитивных установок на будущее, расширение знаний о семье, формирование и развитие представлений о семейных традициях, обычаях, устоях, формирование установок на здоровый образ жизни. Также на основном этапе был проведен круглый стол для педагогов школы по вопросам методики полового воспитания и формирования сознательного родительства, были проведены просветительские беседы с родителями школьников на родительских собраниях по вопросам ранней беременности и несовершеннолетнего материнства, среди родителей были распространены составленные нами листовки «Становление сексуальности: как обсудить это с ребенком».

Заключительный этап состоял в следующем: проведение итоговой диагностики отобранной группы, анализ результатов проведения программы, сравнение с заявленными целями и задачами программы, обсуждение итогов проведения программы с сотрудниками школы и выработка дальнейшего плана работы с данной категорией клиентов, а также определение перспектив развития и точек роста программы.

Итоговая диагностика заключалась в проведении следующих диагностических процедур – анкетирование, проведение опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) и методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Д.А.Джеймс, Д.Ф.Эндлер, М.И.Паркер, С.Норман). По результатам анкетирования, 12 % опрошенных ответили, что не ведут и не собираются вести здоровый образ жизни (было 28%), только 4% девушек отмечают, что им пока не нужно знать, как безопасно вести половую жизнь (было 10%). Количество девушек, считающих, что проблема ранней беременности их не волнует, уменьшилась на 6% (было 10%).

Соотнося результаты методик исследования стратегий копинг-поведения, следует отметить, что стратегию «Избегания» избрали 12 % девушек (было 20%). Также соотнося результаты методик исследования взаимоотношений родитель – ребенок, мы выявили изменение по шкалам «Автономность-контроль» и «Мягкость – строгость». Так, в первом случае ситуацию контроля отметили 8% девушек (было 16%). А во втором, ситуацию мягкого отношения отметили 48% опрошенных (было 36%).

Так, программа формирования сознательного отношения к родительству имела пилотную апробацию, части программы были включены специалистами ГКУ СО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» в основной перечень мероприятий по социальной профилактике материнства в несовершеннолетнем возрасте, были получены положительные отзывы от сотрудников школы и специалистов социального центра. Данная программа, включая в себя занятия по усвоению семейных ценностей, по формированию позитивных установок на будущее, по воспитанию здорового образа жизни, способствует формированию сознательного родительства у подростков 13-15 лет.

Таким образом, материнство в несовершеннолетнем возрасте – это сложная, этически острая социальная проблема. В настоящее время происходит конструирование механизмов осуществления двух направлений работы по проблеме несовершеннолетнего материнства, а именно непосредственно работа с несовершеннолетним матерями в рамках различных технологий социальной работы и социальная профилактика материнства в несовершеннолетнем возрасте среди подростков. Специалист социальной работы может эффективно реализовывать профилактическое воздействие, если он компетентен в вопросах материнства в несовершеннолетнем возрасте и полового просвещения, обладает знаниями в области социальной профилактики вообще и социальной профилактики материнства в несовершеннолетнем возрасте в частности, владеет формами и методами работы с подростками по профилактике материнства в несовершеннолетнем возрасте.

Список используемой литературы:

  1. Гуревич М.А. Несовершеннолетние мамы – причины и последствия [Текст] / М.А. Гуревич, Т.Ю. Радиловская // Челябинский гуманитарий. – 2010. – № 1(10). – С. 133-140.

  2. Масленцева С.Б. Ранее материнство: возможности социальной реадаптации [Текст] / С.Б. Масленцева // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2010 г. – СПб.: СПбГИПСР. – 2010. – С. 224–226.

  3. Паспорт семейно-демографических показателей Волгоградской области за 2012 г. (по состоянию на 01.01.2013 г.) [Электронный ресурс] / Правительство Волгоградской области // Режим доступа: http://uszn.volganet.ru/folder_21/index_analitika.html?tcssver=pda. – 12.03.2014.

  4. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. – Москва: ВЛАДОС. – 2002. — 240 с.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]