Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пособие по истории национальных культур.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
1.8 Mб
Скачать

3. Структура эрмитижной картины «завтрак»

«Завтрак», хранящийся в Эрмитаже, с особенно черным фоном и жесткой моделировкой предметов контрастной светотенью был написан в 1616 году.

В полутемном помещении харчевни сидят трое людей. В центре холста по принципу накрытого стола изображается их скромная трапеза. О значительности акта еды — важнейшего акта, лежащего в основе жизни, говорит любовно расставленная, сочно выписанная кухонная утварь, неприхотливая красота которой подчеркнута ярким плодом граната. О том же говорит серьезность поглощенного процессом еды старика.

Симметричная уравновешенная композиция и ритмическое распределение красочных пятен создают декоративный эффект картины.

Большая сдержанность, лаконичность, простота чувствуются во всем: и в композиции, и в скупости поз и движений и в суровой, простой, но насыщенной гамме красок, и в скромных предметах, в строгом порядке расставленных на столе. С большим мастерством и знанием натуры переданы складки скатерти, грубый плотный фаянс блюда, ручка ножика, спелые гранаты с твердой кожей и сочными зернами плода. Предметы как бы «позируют», чтобы зритель мог легко их обозревать. Таким образом, они расположены по группам на определенном расстоянии друг от друга.

Очень проста композиция, объединенная одним действием. Фигуры немного срезаны краями рамы, и это еще больше способствует тому, что зритель чувствует себя как бы втянутым в это действие. Срез картины рамой создает впечатление придавленности, не позволяющей согнутым фигурам выпрямиться. Однако этот же срез, оставляющий очень мало пространства, плотно заполненного немногими, крепко вылепленными объемами, увеличивает физическую значимость каждого предмета и образа. Своеобразная придавленность фигур рождает впечатление не приниженности, а упругой, могучей силы, как бы набухающей скрытым сопротивлением. Принцип подчинения композиции треугольнику57 (данная фигура воспринимается как нечто устойчивое) совмещен с более динамичной формой овала (от левого локтя молодого человека по руке, голове мальчика и по правой руке старика), оживляющей статичность, добавляя движения. Надо отметить, что овал не представлен как полностью целостная фигура: его очертания как бы разорваны вертикальным положением левой руки мальчика, в которой он держит сосуд, что еще больше усиливает это впечатление. Подобное построение неслучайно, такими методами художник акцентирует внимание зрителя на аксессуарах, изображенных на стене – шляпа, шпага и воротник (подчеркнутое стремление художника обратить внимание зрителя на данные предметы весьма важно в контексте рассматриваемой проблемы, об их смысле и символике будет сказано ниже).

Фигура старика полностью занимает пространство, образованное диагоналями картины, она статична, выдержана в темном колорите. Как известно58, доминирующее место в композиции принадлежит персонажам, расположенным именно в левой части. Однако Веласкес сохраняет общую целостность и устойчивость композиции, уравновешивая левую часть свето-цветовой акцентировкой двух фигур, расположенных в правой части полотна. Цвет темно-зеленой, оливковой одежды старика сочетается с густым, темно-желтым тоном одежды молодого человека, который гармонирует с красноватой поверхностью граната, золотистым оттенком вина в стакане и бронзовым загаром рук и лица старика. Хотя фигуры почти лишены действия, их лишают статичности живо переданные жесты, энергичные повороты головы.

В своих полотнах Веласкес уделял большое внимание именно человеку, художник «проявляет живой интерес к изображению простых людей в прозаической обстановке, их будничной жизни»59. Даны живые яркие типы. Спокойному достоинству старика противопоставлено молодое веселье юноши. Его детское лицо, очерченное извилистой линией контура, полно оживления, искорки смеха горят в лукавых глазах, полураскрытый рот обнажает неровные крупные зубы; смятый воротничок и одна из завязок, небрежно спускающаяся на грудь, также создают впечатление непосредственности. Лицо молодого человека полно суровой выразительности, прекрасно передающей национальный тип; проступающая сквозь эту суровость улыбка чуть трогает губы и светится в глазах. Смуглое лицо старика, держащего в руке корешок зелени, передано более мягко и живописно. Крупными мазками проработаны отдельные пряди волос, падающие на высокий изборожденный морщинами лоб, а также волосы бороды и усов, где сквозь седину чернеют отдельные темные пряди. Мимика отличается некоторой застылостью, чувствуется неумение живо запечатлеть изменчивость человеческого лица и мгновенность улыбки. В передаче одежды еще мало качественной конкретности, но фактура вещей в натюрморте уже схвачена зорким взглядом художника, остро воспринимающим красоту материального мира в его самых простых и прямых проявлениях. Веласкес часто писал этих людей, они встречаются и в других его картинах.

Существует предположение, что молодой человек, изображенный справа – сам Веласкес, о чем свидетельствует возраст юноши и характерная для автопортрета точка зрения, а также сходство с более поздним автопортретом художника, находящимся в Старой пинакотеке (Мюнхен).60

В картине нет ничего случайного, непродуманного, не имеющего значения. «Завтрак» как нельзя более точно иллюстрирует мнение Пачеко о работах своего ученика, писавшем, что «бодегоны в исполнении Веласкеса настолько хороши, что никакому другому художнику не удастся изобразить такие сцены лучше»61. Полотно из собрания Эрмитажа вобрало все то, что было характерно для раннего этапа творчества живописца – уверенность рисунка, монументальную простоту, искусство моделировки, гармоничность композиции и выразительные характеристики персонажей.