Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Корман Практикум по изучению художественного пр....doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
430.59 Кб
Скачать

Эпос и другие роды

Для содержательно-субъектной организации эпического произведения характерна, как мы видели выше, преобладающая роль пространственной точки зрения. При всех изменениях, которым подвергается эпос в процес­се осложнения иными родовыми началами, господство пространственной точки зрения остается постоянным. Этим — в сочетании с сохранением формально-субъектной организации — обеспечивается устойчивость и ка­чественная определенность эпоса как рода.

Драматическое начало в эпосе

Мы видели, что в драматическом тексте используется преимуществен­но фразеологическая точка зрения. Следовательно, главным средством внедрения драматического начала в текст эпического произведения являет­ся усиление роли фразеологической точки зрения. Это обнаруживается прежде всего в самом повествовании, которое организуется по преимуще­ству образом рассказчика или рассказчика — героя с резко характерной речевой манерой, тогда как в чистом эпосе основной текст принадлежит повествователю или личному повествователю, чья речевая манера ориен­тирована на литературную норму. Порой повествовательный текст распре­деляется между рассказчиками или рассказчиками-героями, и произведение

48

на Чередовании отрывков, воссоздающих резко индивидуальный

облик разных носителей сознания.

Что же касается текста, воспроизводящего речи гepoeв, то он прежде всего разрастается и занимает все больше места. Главное же заключается в том, что усиливается характерность речей героев, их отличие друг от друга.

Все эти изменения, происходящие в субъектной организации эпическо­го произведения при внедрении в него драматического начала, имеют сво­ей основой изменения на других уровнях его структуры (конфликт, способ художественного обобщения, построение образа и т. д.).

Рекомендуем студенту изучить отрывок из работы В. Днепрова «Чер­ты романа XX века», посвященный вопросу о взаимодействии драмати­ческого и эпического начал в романе (М., 1965. с. 502 — 510; Ср.: Образ­цы, с. 23—29)1.

После этого рекомендуем выявить соотношение повествования и дра­матизации в романах А. Н. Толстого «Петр Первый» или Л. М. Леонова «Барсуки» на примере любых отрывков, самостоятельно подобранных студентом.

Лирическое начало в эпосе

Различие родовой природы литературных произведений обнаруживает­ся на всех уровнях их организации.

У лирики свой конфликт — в сознании человека. Эпический конфликт есть конфликт между человеком и противостоящими ему внеличными сила­ми: драматический конфликт есть конфликт между людьми, воплощающими различные мироотношения.

У лирики — свой сюжет: движение мыслей и чувств. Эпико-драматический сюжет есть движение, смена, сцепление событий.

У лирики свой способ изображения человека — в форме эмоционально­го тона. В эпосе и драме человек изображается преимущественно как ха­рактер.

Конфликт, сюжет и способ изображения человека определяют субъект­ную организацию, специфичную для произведений разных родов.

Лирическая проза есть результат взаимодействия эпоса и лирики, про­исходящего на всех уровнях.

Возможны случаи, когда эпико-драматическое и лирическое начала на­ходятся в произведении в состоянии известного равновесия. Примером мо­жет служить рассказ К. Паустовского «Телеграмма». При сохранении про­странственной и временной точек зрения, обязательных для эпического произведения, и фразеологической точки зрения, обязательной для драма­тического произведения, в нем усилена роль прямо-оценочной и поддерживающей ее косвенно-оценочной точек зрения, обязательных для произве-

1 См. также: Викторович В. А. Сюжетная оппозиция повествователя и героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Русская литература XIX в. Вопросы сюжета и композиции», вып. II. Горький, 1975.

49

дения лирического. 3a этой двойственностью стоит двойственность на других уровнях1.

Изменение на одном уровне влечет за собой изменения на других. Если самостоятельные герои исчезают и главным предметом изображения ста­новится «я» (повествователь), значит, характеры вытесняются эмоциональ­ным тоном, конфликт переносится внутрь «я», событийный сюжет резко ослабляется. Все эти изменения можно наблюдать и в малых формах ли­рической прозы (например, «Как хороши, как свежи были розы» Тургенева) и Б лирической повести (например, «Жизнь Арсеньева» Бунина).

Рекомендуем студенту изучить отрывок из книги В. Днепрова «Черты романа XX века», посвященный вопросу о взаимодействии эпического и лирического начал в повествовательной прозе нового времени (М., «Совет­ский писатель», 1965, с. 514—517; ср. Образцы, с. 29—31)2.