Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Никитин С.А. Гомеопатия при тяжелых психических...doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
404.48 Кб
Скачать

Практические последствия

Здесь следует разграничить ряд вопросов или определить ту область, о которой дет речь. Так, уже сейчас в нашем первоначальном изложении мы совместили два вопроса: купирование приступа, что обычно решается в стационаре и проблему сопровождения – то, с чем, в общем-то, и обращались «мамы». Если первая задача решается вполне эффективно и является основой психиатрии, то сопровождение таких больных – их социальная реабилитация – это задача совершенно другая.

Здесь следует заметить, что социальная реабилитация является основной процесса «долечивания», на что есть ряд причин. Забегая вперед скажем, что существует два основных типа психиатрических заболеваний – заболевания «астральные» и «ментальные», которые традиционная клиника условно обозначает как «маниакально-депрессивные» и «шизоидные». Они существенно отличаются по этиологии, течению, а также по прогнозам на излечение. Тем не менее, сам вопрос «социума» очень важен, поскольку если не сама причинность, то развитие заболевания, в частности, сам толчок, происходит в семейной и социальной сферах.

Проблемы же реабилитации опираются только на семью и социум. Не зря современные европейские методы предполагают углубленную работу с семьей в плане психологической подготовке уже в то время, когда больной находится в стационаре. В общем, семья и социум – это то, где появляется заболевание и то, что дает надежду на полное выздоровление. Поэтому требовать от психиатрической науки включать в себя «детский сад» и «дом престарелых» – совершенно нереально. Хотя многие из руководителей психиатрических отделений часто идут навстречу социальным проблемам семьи и «передерживают» пациентов просто для обеспечения более спокойного положения в семье больного, которая самостоятельно, разумеется, не способна обеспечить эту помощь, часто не только психологически, но и материально.

Например, во Франции постреабилитационной поддержкой занимаются профильные ассоциации, которые оказывают помощь в социальном и психологическом сопровождении больных и их семей в постстационарной фазе. Разумеется, в практической сфере дела обстоят намного хуже, поскольку многие из психиатрических больных – хроников склонны «запивать таблетку Циклодола стаканом водки», что случается весьма и весьма часто. Поэтому перед участковым врачом–психиатром часто стоит задача по недопущению эксцессов, которые могут быть опасны для членов семьи, да и для самого больного. И при наличии которых единственный путь решения проблемы – очередное пребывание в стационаре.

Впрочем, не стоит о грустном. По крайней мере, существует много семей и много больных, которые могли и хотели бы полностью восстановить здоровье и социальный статус. Здесь следует определить следующим образом – это очень трудно, хлопотно, но возможно. Особенно, если не запускать, поскольку описанные случаи обращения должны привести к мысли, что после 10 лет наблюдения ситуация становится просто угрожающей – повторяющиеся кризисы создают опасность для здоровья больного и семьи, а провал энергетики и иммунодепрессия такова, что даже для гомеопатии – самого щадящего метода, основанного на иммунокоррекции и способного излечивать даже самые тяжелые состояния, остается очень, очень и очень мало практических оснований. Поскольку гомеопатия не вносит, как я уж неоднократно указывал, дополнительной энергетики, а способна лишь оптимально расходовать остаток сил, черпая их из «неприкосновенного запаса» – тех самых нереализованных возможностей, которые у человека есть всегда, и которые, кстати, нужны не для демонстрации разного рода «чудес», а на самый крайний случай, который мы с вами и рассматриваем.

Возможно, кто-то захочет задать вопрос (а хотя бы один такой всегда найдется) – если гомеопатия все может, то почему она не лечит? Ответ будет вполне очевидным для сколь-нибудь внимательного читателя: эффективность гомеопатического лечения определяется причинностью, воздействуя на которую, мы можем добиться полного исцеления – и только в этом случае. Таково уж положение дел, что если в случае маниакально-депрессивных психозов можно назначить гомеопатическую терапию, достаточно близкую к причине заболевания, то, к сожалению, уровень исследования этиологии шизофренических состояний в целом явно недостаточен.

О чем тогда может идти речь? Во-первых, психиатрия способна эффективно купировать эксцессы и обострения – это ее основная задача, но это все. В экспериментальном плане следует заметить, что уже сейчас можно говорить о практической возможности полной коррекции маниакально-депрессивных состояний, при этом речь идет о полном восстановлении без всякого намека на бывшие заболевания.

С состояниями шизофреническими намного сложнее. Ясно, что они развиваются эндогенным образом, и причина находится, по крайней мере, на очень глубоком уровне обменных процессов, включающих схему ферментации организма, которая создает своеобразную химическую базу для психических процессов. При этом, имеющиеся результаты в области «эффекта серотонина» и аминокислот показывают, что «эта идея базового низкоуровневого обмена» вполне соответствует реалиям. Но, конечно же, этого слишком мало для полного исцеления. Другое дело, что методы гомеопатии способны обеспечить уже сейчас стабильную компенсацию, при этом, по крайней мере, не допускать развития вторичной хроники – в области общей клиники, развитие которой существенно усугубляет психическое состояние. А в ряде экспериментальных наблюдений возможны значительные и значительные улучшения. Так что с гомеопатической точки зрения, как, впрочем, с точки зрения любой медицинской школы, главная диагностика – знание причины и схемы развития заболевания, поскольку при этом условии любая медицина, находящаяся на научной базе, способна предложить те или иные варианты компенсации и коррекции.