Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия и политология Филос и логика Курс лек...doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
466.43 Кб
Скачать

2. Русская философия 2-й пол. XIX – XX вв. : основные направления и проблемы

Революции, прокатившиеся в сер. XIX в. по всей Европе, и общественные проблемы в самой России порожда­ют консервативное, либеральное и радикальное направления в со­циально-политической мысли. Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские круж­ки, разрабатывавшие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский). В этот период творит А.И. Герцен, обосновывавший роль гегелевской диалектики как инструмента познания и революционного преобразования мира. Анализ европейской культуры привел его к постановке проблем перспектив развития общества в связи с научно-техническим прогрессом, соотношения философии и науки, их места в обществе и культуре. Под влиянием позитивизма и марк­сизма работают такие философы, как Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лав­ров, Н.К. Михайловский. Всегда сохраняла органическую связь с традицией философской мысли литература: русский романтизм, религиозно-философские искания позднего Гоголя, творчество Достоевского и Л. Толстого. Метафизические идеи и проблемы («проклятые вопросы») наполняют жизнь героев Достоевского, становятся неотъемлемым элементом сюжетной ткани его произведений. Основной смысл религиозного философствования Толстого заключался в опыте своеобразной этизации христианства, сведения этой религии к сумме определенных этических принципов, допускающих рациональное и доступное не только философскому разуму, но и обычному здравому смыслу обоснование.

Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой – «цельное знание». Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей, начиная с А. С. Хомякова и В. С. Соловьева (1853- 1900). Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также - что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге. Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология). Оно не может носить только теоретический характер, а должно отвечать всем потребностям духа, удовлетворять высшим стремлениям человека в воле, разуме и чувстве. Вл. Соловьев разработал целую философскую систему. В его «философии положительного всеединства» рассматривались вопросы метафизики, гносеологии, антропологии, эстетики, космологии (учение о «Софии»). Софийность, соборность, всеедин­ство на долгие годы становятся главными идеями русской филосо­фии. Соловьев мечтал о создании «Свободной вселенской теократии» как гармоническом единстве власти церковной (первосвященник синтетической православно-католической церкви), государственной (монарх) и пророческой, во главе которого будет «Папа Римский, он же Государь Московский и всея Земли». После построения Царства Божия на Земле человечество должно освоить Вселенную, став Богочеловечеством. Однако в «Трех разговорах» - последней книге Соловьева - идея «земного рая» подвергается радикальнейшей критике и окончательно преодолевается всяческий, в том числе и собственный, утопизм.

В начале XX века получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм (Д.С. Мережков­ский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов), антропологическое направление (кня­зья С. и Е. Трубецкие), трансцендентальная метафизика (П.Б. Стру­ве, П.И. Новгородцев). Философия права, соотношение права, морали и нравственности, роль насилия в общественной жизни, своеобраз­ная критическая переработка гегелевского наследия – проблемы, стоявшие в центре внимания оригинального русского мыслителя И.А. Ильина. И наконец, разрабатываются проблемы феноменоло­гической философии в работах Г.Г. Шпета и А.Ф. Лосева. Особое место занимает в данный период такое направление в русской фило­софии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин – С.Л. Франк, П.А. Флоренский – С.Н. Булгаков).

В рамках развития идей Лейбница строит свою метафизику И.О. Лосский, давая собственное представление о роли интуиции в человеческом познании. Русское неокантианство реали­зуется в работах И.И. Лапшина, А.И. Введенского, которые разра­батывают гносеологические аспекты данного течения. Позитивизм в России проявляется в трудах В.И. Вернадского и И.И. Мечникова. При этом Вернадский создает свое учение о биосфере, смысл и значение которого становятся понятными лишь в наше время.

Новой версией «русской идеи» явилось евразийство, усматри­вавшее единое будущее народов, населяющих пространство Евразии. Это интеллектуальное и социально-философское учение оформилось в 20—30-е гг. XX в. главным образом в среде российской эмиграции. Его основателями выступили Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, В. И. Вер­надский. Значимую роль в процессе возрождения идей евразийства в кон­це XX в. сыграло творчество Л. Н. Гумилева.

Оригинальный характер русской философии проявился в так назы­ваемом «русском космизме». Человек в рус­ском космизме наделялся особым статусом, приобретал особые полно­мочия. Он представлялся «устроителем и организатором Вселенной». Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии XIX века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна - это космизм либо с некоторой примесью фантастики, либо опирающийся на теологию (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев) . В философии «общего дела» Н. Ф. Федорова (1829-1903) центральной стала тема постоянного расширения, под влиянием внутренних импульсов эволюции, поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Федоров, люди, объединившись, смогут так регулировать природные процессы, что обретут бессмертие и возвратят к жизни, "воскресят" ушедшие поколения. Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями (Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский), широко известным стало учение о ноосфере Вернадского.

Философия XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот пери­од происходит становление философии диалектического и истори­ческого материализма (см. тема 5, вопрос 2). Попыткой свое­образного ухода от идеологии явилось развитие прежде всего исто­рико-философской проблематики, а также вопросов эпистемоло­гии, логики и философии науки. В российской эмиграции возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья», представителя­ми которого был внесен существенный вклад в развитие мировой фи­лософской мысли.

Отличительные особенности классической русской философии — ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической на­правленности, стремление к обоснованию синтетических форм миросо­зерцания, космологический и социокультурный синкретизм, глубокая связь с православием, выражение философских идей не только в нормативном, но и литературном жанре.