Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
343.26 Кб
Скачать

3. В п. 1 ст. 449 гк рф предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Однако в законодательстве не содержится четкого определения круга лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в признании торгов недействительными.

Эту заинтересованность можно определить только с учетом характера нарушения и с учетом того, затрагивает ли допущенное нарушение интересы конкретного заявителя. Наличие или отсутствие интереса в признании торгов недействительными и права на иск в каждом конкретном случае должен устанавливать суд.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие права или интереса, защищаемого с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут служить основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы не затрагиваются данными нарушениями.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 02.12.93 № 32 разъяснил, что с требованиями о признании недействительными результатов конкурса или аукциона в арбитражный суд могут обращаться не только их участники, но и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе).

4. Актуален вопрос о том, кто выступает в качестве продавца по сделке, совершаемой в процессе принудительной реализации имущества должника. В судебной практике и юридической литературе нет однозначного мнения.

В свое время известный русский цивилист Д. И. Мейер высказал суждение, что продавцом может быть только собственник имущества (должник)6. По мнению современных авторов, при принудительной продаже имущества «должник никак не может быть тем лицом, которое намерено продать имущество, и на самом деле никогда не совершает продажи на торгах. Продавцом выступает орган власти (судебный пристав-исполнитель) как организатор торгов, действующий от собственного имени и не имеющий своего имущественного права на вещь»7.

Эту точку зрения разделяет Л. А. Новоселова, полагая, что продавцом в заключенной на публичных торгах сделке является уполномоченный государственный орган8. Мало чем отличается в данном вопросе позиция М. И. Брагинского и В. В. Витрянского, которые считают, что при заключении договора купли-продажи путем проведения публичных торгов продавцом, подписывающим договор, признается организатор торгов9.

• Отдельные дела, рассмотренные Президиумом ВАС РФ, позволяли сделать вывод, что в качестве стороны сделки при принудительной продаже имущества должника нужно рассматривать должника по исполнительному производству, а не организатора торгов или судебного пристава-исполнителя. Последний действует в рамках исполнительного производства по обязательствам собственника продаваемого имущества в интересах взыскателя, т. е. не является стороной в этих сделках. Сторонами в сделке выступают должник и покупатель (постановления от 04.12.2001 № 2434/01, от 20.03.2002 № 8924/01).

ФАС Центрального округа, поддерживая позицию ВАС РФ, в постановлении от 20.09.2006 по делу № А14-21091 -2006/656/17 указал, что сторонами сделки являются должник и покупатель.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства»содержится совершенно противоположное разъяснение: должник не является стороной договора купли-продажи, заключенного с лицом, выигравшим публичные торги. Стороной является специализированная организация, выступающая в качестве организатора торгов.

Ранее в юридической литературе отмечался сложный характер отношений по принудительной продаже имущества для погашения задолженности по исполнительным документам. Изъятое у должника имущество или дебиторская задолженность в силу закона и на основании публичных, административно-правовых действий переходит во владение государству в лице судебного пристава-исполнителя.

Не будучи собственником имущества, представитель государства наделяется полномочиями на заключение гражданско-правовой сделки по принудительной реализации имущества в целях погашения долга той организации, которой по праву собственности принадлежит данное имущество. При этом судебный пристав-исполнитель заключает договоры с организацией, осуществляющей оценочную деятельность, на оказание услуг по определению рыночной цены имущества, подлежащего принудительной реализации, а с организацией, уполномоченной на реализацию арестованного имущества, на оказание услуг по продаже имущества.

В ходе осуществления публичных действий и ряда гражданско-правовых сделок при принудительной реализации имущества право собственности на последнее переходит к покупателю — третьему лицу10.

На основании изложенного можно сделать вывод, что особенность принудительной реализации имущества в рамках исполнительного производства заключается в том, что продавцом имущества является не его собственник или лицо, им уполномоченное, а лицо, которому такое право предоставлено законом и гражданско-правовыми сделками на оказание услуг.

5. Согласно ст. 449 ГК РФ последствием признания торгов недействительными является признание недействительным договора купли-продажи, заключенного с победителем торгов. Договор купли-продажи аннулируется (лишается юридической силы) автоматически при признании недействительными торгов, поэтому не требуется заявлять самостоятельное исковое требование о признании недействительным этого договора, если оспариваются торги.

Договор, заключенный по результатам торгов, может быть признан недействительным не только в случае признания недействительными проведенных торгов. Такие договоры могут быть признаны недействительными судом как оспоримые сделки или являться ничтожными по общим правилам, установленным законом, независимо от того, имеются ли основания для признания недействительными самих торгов.

Например, сделка по продаже имущества судебным приставом-исполнителем при отсутствии судебного акта об обращении взыскания на имущество должника признается недействительной в соответствии с общими нормами ГК РФ о недействительности сделок; договор купли-продажи изъятого из оборота имущества, заключенный на торгах, является ничтожным (п. 10, 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 101).

Последствия недействительности договора купли-продажи предусмотрены ст. 167 ГК РФ, п. 1 которой устанавливает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Аннулирование торгов приводит к ничтожности сделки купли-продажи с момента ее совершения.

В силу п. 1 ст. 449 ГК РФ с иском о признании недействительными публичных торгов могут обратиться заинтересованные лица. Однако не указано, кто вправе требовать применения последствий недействительности заключенного по итогам торгов договора. В практике правоприменения и в юридической литературе нет единого подхода к решению этого вопроса.

По мнению профессора Л. А. Новоселовой, если закон допускает возможность признания недействительными торгов только по иску заинтересованного лица, то и применение последствий недействительности торгов возможно лишь по иску заинтересованного лица11. Данная точка зрения не вызывает сомнений и должна быть поддержана, ибо она вполне соответствует таким принципам арбитражного процесса, как процессуальное равенство сторон, состязательность процесса, диспозитивность12.

По мнению некоторых практических работников, одновременно с признанием торгов и договора недействительными суд должен решать вопрос о применении последствий недействительности заключенного договора. Предполагается, что, если суд признает недействительным исполненный договор и не применяет при этом последствия его недействительности, значит, суд не выполняет своего главного предназначения — разрешить на основании закона возникший между сторонами спор. Такое решение суда будет половинчатым, после этого решения стороны вновь вынуждены обращаться в суд уже за разрешением вопроса о применении последствий недействительности сделки13.

В логике рассуждения таким авторам отказать невозможно. Но кто лишает логики и последовательности истца по делу, который защищает свои интересы, в то время как суд не должен выходить за рамки заявленных требований?

Статья 166 ГК РФ предусматривает, что суд по собственной инициативе может применить последствия недействительности лишь ничтожной сделки.

Что касается вопроса: в отношении кого применяются последствия недействительности сделки, предусмотренные ст. 167 ГК РФ, то на него дан ответ в Информационном письме Президиума ВАС РФ № 101. Обязанность возврата денежных средств покупателю при применении последствий недействительности заключенного по итогам публичных торгов договора купли-продажи имущества должна возлагаться на лицо, действующее в качестве организатора торгов и заключающее договор купли-продажи от собственного имени. Должник не является стороной в сделке, поэтому последствия недействительности сделки, предусмотренные п. 2 ст. 167 ГК РФ, в отношении него не могут быть применены.

То обстоятельство, что на торгах продается имущество, принадлежащее должнику на праве собственности, не делает последнего стороной по сделке.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024