Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тексты для изложений 11 класс.pdf
Скачиваний:
8866
Добавлен:
09.03.2016
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Суд в облаках

Два «ягуара» прошли над аэродромом. Появившись из-за гор, они сразу взяли мористее. На командном пункте гвардейского полка, у трофейного приемника, ясно были услышаны слова из эфира на чистом русском языке: «До свидания, мальчики. Полковник Отто Ханзен». Резкий стук зениток замолк, вылетели последние дымные гильзы. Командир полка Иван Степанович Рубинов вышел из палатки командного пункта вместе со своим командиром дивизии, полковником. Они смотрели на ясное небо, где еще висела дорога дымкой от пролетевших «ягуаров».

Полковник Отто Ханзен, — сдерживая внутреннее волнение, сказал Рубинов, — тогда он был только капитаном.

Да, ты знаешь его, — сказал командир дивизии.

Я всегда буду помнить тот день, когда он оторвал мне ногу под Ищунью. Давненько

яне встречал его. Фашисты писали, что он работал на Средиземном. Теперь снова здесь появился. Разрешите, товарищ полковник, срубить его. Лично срубить.

Нахальный и очень опытный летчик, одно слово — ас. Ну что же. Постарайся срубить его завтра. Только сделай все аккуратно.

Утром следующего дня «ягуары» вновь появились в районе аэродрома. Рубинов поднялся в небо.

Все были заняты поединком двух машин — Рубинова и Хан-зена. Двухместный «ягуар» уступал в скорости машине Рубинова, но зато он был более маневрен и, самое главное, ему нечего было опасаться атак с хвоста, так как задняя его полусфера была защищена, чего не было у одноместки Рубинова. Ввиду того, что . «ягуар» пилотировался опытным летчиком, шансы выигрыша были равны. Поэтому мы поймем волнение командира дивизии, видевшего, что «ягуар», вначале решивший уходить, вдруг принял бой.

Ханзен? — спросил комдив начальника штаба. — Это действительно Ханзен?

Отто Ханзен! — ответил начальник штаба.

Рубинов никогда не теряет чувства меры, не зарывается, — сказал командир дивизии. — Я полковника Ханзена не знаю, но Рубинов его хорошо изучил. Он решил ослепить его, смотрите.

Приняв бой, «ягуар» пошел прямо на Рубинова. Его машина, серая и острая, не сворачивая, неслась навстречу «ягуару». Первым открыл огонь «ягуар». Но его снаряды не успели дойти до Рубинова. Скользнув вниз, Рубинов пронесся по длинному полукружию и, набрав высоту, зашел противнику в хвост и бросился в атаку так, чтобы поставить стрелка «ягуара» против солнца. Трассы, похожие днем на шов, строченный белой ниткой, пролетели справа от Рубинова.

Теперь давай! Давай! — закричал командир дивизии, сжимая кулаки.

Рубинов, выждав, когда «ягуар» заложил вираж, чтобы снова попасть на лобовой курс, открыл огонь. Красные шары снарядов побежали вперед, и до слуха наблюдавших с земли долетел рокот авиапушки. Рубинов провел первую огневую атаку.

«Ягуар» нырнул, но следом за ним понеслась злая, с поджатыми ногами машина Рубинова. На секунду мелькнули блестки ее скошенных крыльев, сигарообразное тело и высокий хвост, потом вспыхнули опять шарики снарядов и нити пуль крыльевых пулеметов. «Ягуар» пыхнул дымком. Язычок пламени пролизал левую плоскость, дымные полоски восьмеркой повисли в воздухе. «Ягуар» хотел сбить с себя пламя, но его снова настиг Рубинов. «Ягуар» стал

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

стремительно валиться. Рубинов летел вслед, добивая противника. Наконец «ягуар» перевернулся и резко нырнул в море, выбросив вверх кипящий столб воды.

Рубинов сделал короткий замкнутый круг над местом гибели «ягуара» и понесся к аэродрому на посадку.

Командир дивизии снял фуражку, вытер пот и восхищенно воскликнул:

— Дал дрозда! А?

Через проволочные заграждения на аэродром прыгали моряки, бежали летчики соседних полков, мотористы, техники.

Так окончился поединок, который летчики фронта назвали «судом в облаках». (513 слов)

По А. Первенцеву

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Расскажи, ветеран

Где-то в столе у моего отца, может, и сейчас еще хранятся старые погоны фронтовых лет с тремя звездочками старшего лейтенанта. Помню, в детстве, когда он уходил на работу, мы иногда тайком доставали сверток, бережно разворачивали его и осторожно прикасались к этим звездочкам. И старший брат (он уже был школьником) с какой-то настороженностью произносил слово — «война». Он уже знал, что это такое.

То ли по рассказам старших, то ли из первых обрывков собственной памяти почти отчетливо представляю себе, как в доме зажигали на столе по вечерам дымящую коптилку из старой снарядной гильзы и мать принималась за трудную работу — разрезать на несколько частей, по числу пар глаз, жадно глядевших на ее руку, ломоть хлеба.

Отец, конечно, должен помнить это лучше, ведь он тоже сидел за тем столом. Он вернулся издалека, усталый, потушив огонь войны. И теперь сидел здесь, едва успев смахнуть с сапог пыль, принесенную из самого Кенигсберга.

Не так просто заживает память о войне. И не так просто заживает боль. В отцовском столе среди других наград лежит медаль «За взятие Кенигсберга». И ноет у отца старая рана. Так ноет, что как-то почти весь год пришлось ему пролежать в постели. Попробуй, забудь те дни.

Потому и помнятся небогатый послевоенный ужин и лепешки из свеклы, испеченные матерью, когда не хватало хлеба, коптящий светильник из гильзы. Все помнится.

А время мчится вперед. У тебя, ветеран, внучка в школу пошла. Зайди к ней в класс, расскажи, что такое война и победа. Обо всех говори: о живых и мертвых. Пусть слушают. Пусть знают и помнят. Пусть допоют песню павших и подтянут молодыми голосами припев вашей песни ветеранов «Идет война народная».

Всем людям говори, ветеран. Венграм — о том, как спасал их белорус Лисюк из полесского села Жичин, сапер, оставивший там, на их озере Балатон, оба своих глаза и обе руки. Болгарам, румынам и австрийцам — о том, как гнал врагов с их земли танкист Николай Хотько. Рассказывай, ты имеешь на это право.

Жаль, что в нашем маленьком Мстиславле даже 9 Мая не бывает салюта. Но я знаю, отец, что ты включаешь в этот день свой телевизор и смотришь, как полыхают огни праздничного салюта в небе столицы. Это в честь тебя, отец. И в честь братьев твоих и товарищей, тех, что вернулись и не вернулись. Пройдись же по родному городу, как тогда шел в сапогах, пропыленных под крепостью Пилау и Кенигсбергом. Вспомни дорогу, по которой спешил домой, вспомни обгоревшие трубы и пустынную, без домов, улицу нашу. А ведь как отстроился город! Был ли он когда-нибудь таким красивым, молодым! Посмотри на него из той далекой поры, отец. Иди по чистым улицам, и пусть весело и почтительно здоровается с тобой детвора.

Только достань и прикрепи на выходной костюм награды. И орден свой, и медали: «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга». (454 слова)

По В. Легонькову

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.

Исповедь

Земля наша... Ты вечно будешь учить нас справедливости и мудрости жизни. Ибо все живое взлелеяно, вскормлено тобой. Ты даришь нам радость и счастье. Злак взрастишь — ешь, человек. Птицу поднимешь в поднебесье — замри и слушай. Цветок зажжешь красками радуги — подари любимой. Земля наша... Ничто не может быть таким ласковым и добрым, ничто не может вызвать такого нежного сыновнего чувства, как твое луговое разнотравье, весенняя березка при дороге, речной обрыв с сотами-гнездами стрижей, седой лог в капельках росы.

Но главное для крестьянина в тебе — это та твоя часть, которую называют старинным русским словом пашня. С отцовским терпением и упорством она втолковывает нам самую трудную и важную науку хлебопашца. И если по легкомыслию или в юношеской запальчивости мы искривляем пласт, она по-матерински прощает все обиды и раны.

Я никогда не забуду начало своего жизненного пути по родной земле. За небольшим городком стояла густая рожь, и мы, босоногие сверстники, шли проторенной через нее тропкой к Поклонной горе. С пазухами, набитыми щавелем и такими же кислыми яблоками, мы сидели под невесть кем вкопанным у десятка заброшенных могильных холмиков железным крестом, смотрели на утонувший в зелени садов городок и пытались представить, как смерды, прадеды наших прадедов, останавливали на этой горе свои обозы, чтобы поклониться князю Мстиславу. Мы избивали босые ноги, выбираясь из Челядьего рва, карабкаясь по крутым склонам Троицкой, Замковой и Дивьей гор, и долго пили студеную воду из Кагального колодца, и целыми днями напролет барахтались в удивительной воде Святого озера. А по весне, когда Вихра несла над широким заливным лугом свои синие льдины, мы провожали их в далекий путь.

Не те ли далекие половодья заслоняли мне красоты Днепра, Буга, Тиссы, Дуная, Темзы и других больших и малых рек, которые довелось впоследствии видеть?

Мне изрядно пришлось побродить по дорогам моей Беларуси, земле наших отцов. И когда даже ненадолго случалось разлучаться с ней, как много хотелось отдать, чтобы скорее был тот последний поворот, за которым — ее белесое небо, ее птицы и гнезда и ее певучая и ласковая речь. Разве можно забыть эти дороги, старинные большаки с убегающими по обе стороны березами, проселки, пахнущие хлебом, на которых самый частый путник — молоденький тракторист, идущий на зорьке домой с первого свидания. Разве можно забыть шум грибного бора, густые заросли орешника и лозняка, безымянную речушку, ржаной колос на ее берегу, распаханном и ставшем полем, которое уж никак не может быть для крестьянина безымянным. И разве можно забыть встречи с теми людьми, что взрастили для себя этот колос и, выходя на жатву, думают о еще более богатом будущем посеве для детей и внуков. Земля моя... Я готов без устали шагать и шагать твоими дорогами-тропками, лишь бы ты говорила со мной голосами людей, подружившихся с плугом. Может ли быть на свете что-нибудь более величественное, более значительное и прекрасное, чем их труд?

Туда, к ним, ведут все дороги моей жизни. Уже встал рассвет над широкой нивой, вот-вот упадет на Дивью гору первый солнечный луч — пора и в путь. (475 слов)

По В. Легонькову

Загружено с учебного портала http://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.