Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рауль ПРЕБИШ.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
474.62 Кб
Скачать

6. Особенности демографического роста

Достижения технического прогресса, способствующие охране здоровья и увеличению продолжительности жизни, приводят к снижению уровня смертности в центрах. А связанные с этим изменения в их социальной структуре и социальной психологии, в свою очередь, способствуют снижению уровня рождаемости. Между тем быстрое распространение той же техники на периферии происходит в условиях

с. 208 >>

иной социальной структуры, для которой характерны повышенные уровни рождаемости, особенно в низших слоях общества. Отсюда необычайно высокий рост населения на периферии в последние четыре десятилетия.

Этот феномен является еще одной характерной особенностью периферии. Он серьезно осложняет проблему недостаточного накопления капитала, поскольку, с одной стороны, возрастает избыток рабочей силы, с другой обостряется нехватка инвестиций, которые необходимо осуществить для создания новых рабочих мест, в частности для молодежи трудоспособного возраста.

7. Бедность и производственная структура

Приведенные выше рассуждения с сельском хозяйстве помогут нам понять проблему бедности в общем контексте развития, как еще одну характерную особенность периферии, поскольку бедность в деревне, как и в городах, где сосредотачивается вытесняемое из сельского хозяйства население, приобрела впечатляющие масштабы.

Вокруг этой проблемы бурлят страсти и выдвигаются различные соблазнительные проекты ее решения, которые являются, однако, не . столько результатом усилий многочисленной когорты экономистов из развивающихся стран, сколько продуктом, доведенным к нам - и скорее всего по ошибке - северных стран. Оттуда нам теперь рекомендуют с апостольским пафосом бороться с бедностью, уделять первостепенное внимание насущным потребностям общества. Поздновато обнаружили бедность в развивающемся мире, и теперь нам указывают, что это безобразное социальное явление существует в наших странах!

Разумеется, игнорируется ЭКЛА, и по правде говоря, не знаю, что же лучше: когда ее игнорируют или когда ей приписывают то, что она никогда не говорила и не предлагала, а это случается частенько. В центрах не знают работ ЭКЛА или же получают о них представление по суждениям лиц, не всегда доброжелательных, а то и вовсе презрительно относящихся к нашему образу мыслей. Уже давно ЭКЛА заявляла о наличии феномена бедности и о неотложной необходимости повысить темпы накопления, чтобы обеспечить занятость низших слоев при растущей производительности труда и более высоких доходах. Иными словами, ЭКЛА энергично выступала за динамичное перераспределение доходов, о чем мы уже говорили раньше.

Однако обычно те, кто намеревается искоренить бедность, предлагают свои рецепты без ясного объяснения способа их применения. Идет ли речь о простом, непосредственном перераспределении? Мож-

с. 209 >>

но ли решить проблему социальной справедливости, не затрагивая основ системы? Понятно, что этого можно достигнуть в странах, где уже давно имеется большой потенциал накопления капитала при относительно небольших масштабах бедности. В периферийных же странах, где условия явно иные, следовало бы сделать все необходимое с тем, чтобы максимально повысить темпы накопления. Но нам уже известие, что за определенней чертей это становится несовместимым с динамикой развития общества привилегированного потребления.

Если же, напротив, речь идет о динамичном перераспределении доходов, если признается необходимость глубокого преобразования системы, следовало бы сказать об этом во всеуслышание и без обиняков. Но не тут-то было.

В центре внимания изобретателей рецептов борьбы с бедностью стоят рассуждения о том, какие насущные потребности надо удовлетворить для устранения бедности. Ясно, что, следуя столь обнадеживающим путем, можно предаваться эйфории довольно долго - пока не будет, наконец, составлен полный перечень насущных потребностей всего человечества, а не только бедных стран.

Я, однако, признаю, что под давлением конкретных, осязаемых фактов, некоторые исследователи допускают необходимость изменений в производственной структуре. Но дальше этого они не идут, полагая, возможно, что такие перемены произойдут сами собой, особенно если ответственность за это возьмет на себя государство.

Приношу извинения за то, что я не написал здесь увлекательную главу по вопросу о насущных потребностях. Это я, наверное, мог бы сделать, но я предпочел направить свои умственные усилия, какими бы скудными они ни были, на критику системы и поиск путей ее преобразования.

Я иногда думаю о том - и да простят мне некоторую мою подозрительность - что некоторые из тех, кто в центрах предлагает вышеупомянутые рецепты периферии, делают это для того, чтобы уклониться от решения проблем нового международного экономического порядка. В самом деле, не лучше ли, вместо того, чтобы выслушивать шумную риторику периферия по этому поводу, взять бедность приступом. Не проще ли, иначе говоря, выделить периферии некоторые финансовые ресурсы на цели борьбы с бедностью?

Было бы несправедливо, однако, утверждать, что этой точки зрения придерживаются все. Некоторые искренне верят в такой путь решения проблемы бедности. В то время как другие, не питая особенных иллюзий, считают все же, что лишь путем широкого ознакомления общественности центров с такими бедствиями периферии, как недоедание, болезни, неграмотность, можно пробудить притуплённое

с. 210 >>

чувство совести и ответственности центров за судьбы развития периферии.

Предположим на минуту, что с помощью такой белой магии удалось бы искоренить бедность, не прибегая к интенсивному накоплению капитала в целях производительного использования рабочей силы, В лучшем случае были бы несколько сглажены кричащие контрасты в условиях жизни, но не устранен сам конфликтный характер системы. Скорее, наоборот, он мог бы усилиться.

Конечно, есть более удачливые страны, располагающие другой магией - большими финансовыми ресурсами, которые они получают от использования своих невозобновляемых природных богатств. Если бы вместо того, чтобы растрачивать эти ресурсы на привилегированное общество потребления, их можно было бы направлять, в максимальной мере на накопление, расширились бы возможности борьбы с бедностью. Более высокая доля излишка могла бы направляться на удовлетворение неотложных нужд малоимущих социальных слоев. Однако стало теперь очевидным и доказанным фактом, что не только нехватка ресурсов, но и крайне высокая концентрация доходов и потребления придают развитию иррациональный характер.

Нельзя путать две тенденции, присущие системе - тенденцию к воспроизводству обездоленности и конфликтности развития. Надо постоянно иметь в виду, что кризис системы вызывается не столько давлением средних слоев, возможности которых влиять на распределение излишка гораздо шире. Очевидно, что если и низшие слои обретут возможность более активно влиять на его перераспределение, спираль конфликтности будет раскручиваться и дальше со всеми вытекающими из этого последствиями.

Итак, бороться нужно одновременно против двух зол, тесно связанных между собой. Однако одни сосредотачивают все свое внимание на проблеме бедности, другие же - на нарастающей конфликтности системы. Все зависит от того, через какую призму рассматриваются данные явления. И те и другие обычно воздерживаются, от глубокого анализа обоих зол. Думаю, что, если бы они это сделали, им не удалось бы избежать вывода о том, что необходимо изменить существующую систему.

8. СПЕЦИФИКА И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ

В свете того, что мы изложили выше в сжатом виде, можно понять возникающее желание исследовать возможные, пути трансформации периферийного капитализма.

с. 211 >>

Мы решительно отошли от неоклассических учений. Не находим мы и в теории марксизма ключ к преобразованиям экономической системы. Согласно первым, проблема накопления решается стихийно под действием свободных рыночных отношений. И для Маркса накопление было стихийным результатом капиталистического развития. Периферия выпадала из его поля зрения.

Осознанное накопление на основе участия государства в развитии было, однако, и имело место в практике ортодоксального социализма - социализма, строившегося на обобществлении производства и государственном управлении средствами производства. В этом была своя логика, определявшаяся условиями реальной действительности и отразившая стремление построить социалистическое общество, отличное от того, которое было подвергнуто критике в марксистской теории. Но это было сделано на основе политических принципов, весьма отличных от тех, к которым стремимся мы.

Существует также насущная необходимость в поиске адекватных форм преобразования системы и на периферии. Именно поэтому мы и стремились обратить особое внимание на особенности существующего здесь капитализма.

Что бы, однако, ни происходило в мире, следует остерегаться очередных имитативных иллюзий. Многому можно научиться на опыте других и использовать его для достижения синтеза социализма и либерализма. Такой синтез и мог бы быть ответом периферии на ее специфику и потребность в преобразованиях.

с. 212 >>