Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рауль ПРЕБИШ.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
474.62 Кб
Скачать

1. Динамика центров

c. 42 >>

... историческая эволюция капитализма стихийно приводит к тому, что периферия как бы остается за рамками индустриализации

Причина данного явления состоит не столько в намерении центров исключить периферию из процесса промышленного развития, сколько в действии рыночных законов в международном масштабе.

c. 44 >>

Рыночные законы не могут устранить ни дефектов в отношениях центр-периферия, ни острых противоречий, свойственных развитию самой периферии.

Необходимо сочетание индивидуальных действий в рамках рынка с коллективными внерыночными решениями, независимыми от интересов господствующих групп. И при этом нужен широкий взгляд, реформаторский подход как к развитию периферии, так и к ее отношениям с центрами, подход, продиктованный долгосрочными моральными, социальными, экономическими и политическими соображениями.

2. Внутренняя динамика периферийного капитализма

Динамика центров не оказывает большого влияния на социальную структуру периферии: это ограниченная динамика. В то же время центры передают на периферию свою технику, формы потребления и стиль жизни, свои институты и идеологию. Периферийный капитализм во многом развивается по образу и подобию центров.

Это имитативное развитие оказывает воздействие на социальную структуру периферии, которая существенно отличается от высокоразвитой структуры центров.

Новая техника проникает на периферию благодаря накоплению капитала и повышению уровня профессиональной подготовки рабочей силы. По мере развития этого процесса происходят постоянные изменения в социальной структуре, при этом меняется ряд тесно связанных отношениями взаимосвязанности общественных структур: технических, производственных, структур занятости, власти, распределения. Анализ этих изменений необходим для понимания внутренней динамики развития периферийного капитализма.

Структурные изменения, излишек и накопление.

-------------------------------------------

Проникновение новой техники на периферию привносит в ее техническую структуру слои повышенной производительности и эффективности, которые накладываются на предыдущие слои с меньшей производительностью и эффективностью, а в глубине этой технической структуры существуют раннекапиталистические и докапиталистические слои. Изменения технической структуры сопровождаются модификациями структуры занятости, поскольку рабочая сила постепенно перемещается из слоев с меньшей производительностью в верхние слои. Структура доходов, однако, не эволюционирует в соответ-

c. 45 >>

ствии с изменениями в технике и занятости, и у большей части рабочей силы, работающей с растущей производительностью, зарплата в силу игры рыночных сил не повышается соответствующим образом.

Это объясняется регрессивной по характеру конкуренцией со стороны рабочей силы, занятой в секторах с низшей производительностью, а также наличием безработицы. Лишь часть плодов технического прогресса достается ограниченному слою трудящихся, который благодаря прежде всего своему общественному весу, может приобрести квалификацию, необходимую для работы с новой техникой. Часть плодов растущей производительности, которая не достается рабочей силе, составляет излишек, который присваивается главным образом высшими социальными слоями, концентрирующими основную часть капитала в форме товаров производственного назначения и земельной собственности. Речь идет о явлении структурного и динамического характера, поскольку излишек не исчезает при снижении цен вследствие конкуренции, даже неограниченной, между предприятиями, он сохраняется и удерживается ими.

Рост производства готовых изделий в связи с постоянным накоплением капитала требует заблаговременного расширения производственных мощностей, на что предприятия расходуют часть своих возрастающих доходов. Так возникает большой спрос, препятствующий понижению цен на инвестиционные товары и поглощающий их предложение, которое увеличивается благодаря росту производительности. В этом состоит динамическая сторона излишка.

На практике доходы, которые таким образом расходуются на последовательных этапах данного процесса (включая излишек), благодаря дополнительной эмиссии денег превышают суммы, необходимые для того, чтобы цены не снижались. Это объясняется тем обстоятельством, что лишь часть этих доходов немедленно преобразуется в спрос на товары. Кроме затрат на факторы производства, предприятия расходуют свои доходы на импорт товаров, и страны, откуда эти товары поступают, возмещают свои затраты на производство, а кроме того и получают соответствующий излишек. При экспорте же товаров происходит нечто обратное этому.

Между спросом на товары и предложением последних нет точного соответствия; возникающие дисбалансы корректируются или спонтанно, или путем вмешательства органов, ответственных за регулирование денежного обращения, если в обществе еще не сформировались другие силы, способные перераспределять излишек в свою пользу.

c. 46 >>

Неравномерное распределение доходов в пользу высших слоев способствует тому, что они имитируют формы потребления, присущие центрам. Таким образом возникает привилегированное общество потребления, что ведет к потерям потенциала накопления капитала.

В процессе накопления капитала периферия несет не только количественные, но и качественные потери. Поскольку наряду с техникой, повышающей производительность и доходы, применяется техника, предназначенная для постоянной диверсификации товаров и услуг. Связанные с этим формы инвестиций ведут к изменению производственных структур, повышая в них долю непродуктивного капитала, который не способствует росту производительности и занятости, а это происходит в ущерб репродуктивному капиталу, необходимому для развития.

Указанные явления, присущие внутренней логике развития капитализма в центрах, в еще большей степени свойственны периферии вследствие огромного неравенства в распределении.

Еще один фактор, негативно воздействующий на процесс накопления, чрезмерное выкачивание доходов из периферии центрами, в первую очередь через функционирование ТНК, что связано с их техническим и экономическим превосходством над местным капиталом и их монопольной мощью.

Такое недостаточное и ущербное накопление репродуктивного капитала, усугубляемое тенденцией к гипертрофии государства и чрезмерным ростом населения на периферии, ведет к тому, что система периферийного капитализма не способна интенсивно интегрировать низшие слои социальной структуры и поглощать избыточную рабочую силу. В этом проявляется отторгающий эффект, характерный для данной системы.

В сельском хозяйстве низшие социальные слои преобладают, и поскольку спрос на сельскохозяйственные товары диверсифицируется слабо, рабочая сила стремится к перемещению в другие отрасли экономики. Однако из-за недостаточной способности системы поглощать эту рабочую силу обостряется проблема безработицы, что ведет к относительному снижению уровня доходов в сельском хозяйстве.

До тех пор, пока существует эта недостаточная поглотительная способность системы, технический прогресс в сельском хозяйстве не может повысить доходы или помешать их снижению. Больше того, он способствует ухудшению соотношению цен на сельскохозяйственные и промышленные товары, поскольку производство сельскохозяйственных товаров начинает опережать спрос на них. Указанная тенденция проявляется прежде всего в сельскохозяйственном экспорте, она

c. 47 >>

препятствует его расширению, а тем самым и затрудняет развитие периферии.

Изменения в структуре власти и кризис системы

---------------------------------------------

С проникновением на периферию новой техники в ее социальной структуре происходят изменения, в свою очередь отражающиеся на структуре власти. Расширяются средние слои, и по мере прогрессирующего процесса демократизации, развития профсоюзного движения, усиливается их политическая мощь, которая все больше противостоит экономической мощи, концентрируемой высшими слоями благодаря собственности на средства производства. Именно в средних слоях представлена та часть работников, которая обладает общественным весом. Изменения в соотношении сил между средними и высшими слоями проявляются как на рынке, так и в государственных сферах. Усиливается борьба за раздел плодов повышающейся производительности. В ходе такого раздела имитация форм потребления центров имеет тенденцию к распределению на средние слои, но в первую очередь она присуща именно высшим слоям.

Борьба за распределение проявляется, с одной стороны, в повышении оплаты трудящихся, в возрастающем их участии в результатах роста производительности, а с другой в повышении налогообложения трудящихся - прямого или косвенного, - посредством которого государство противостоит этой тенденции.

Деятельность государства, а с ней и бюрократия, военная и гражданская, развивается, расширяя и диверсифицируя услуги и способствуя поглощению избыточной рабочей силы. Причем это происходит в гораздо большей степени, чем это диктуется соображениями экономической целесообразности. Таким образом, государство посредством увеличения занятости и предоставления услуг пытается скорректировать недостаток поглотительной способности системы, а также присущую ей неравномерность в распределении доходов, что и приводит к его гипертрофии.

Все сказанное выше можно кратко сформулировать следующим образом: распределение результатов растущей производительности - это итог изменяющегося соотношения сил между основными социальными слоями, что, конечно, не исключает специфических различий в доходах индивидуумов, обусловленных их неодинаковыми способностями и динамизмом.

По мере того, как усиливается способность трудящихся к участию в процессе распределения доходов, рост зарплаты имеет тенденцию опережать снижение других издержек производства предприятий, связанное с увеличением производительности. Но такое опережение

c. 48 >>

затем сводится на нет вследствие роста цен. А это вызывает новое повышение зарплаты, порождая так называемую инфляционную спираль.

В этих условиях для того, чтобы предложение товаров и услуг, возрастающее за счет роста цен, покрывалось спросом, необходимо, чтобы соответствующим образом повышались доходы.

Если органы, регулирующие денежное обращение, противятся дополнительному выпуску денег с тем, чтобы предотвратить развитие инфляционной спирали, рост спроса оказывается недостаточным по сравнению с предложением. Так возникает экономический спад, который продолжается до тех пор, пока власти не изменят свою политику и не позволят ценам подняться в соответствии с издержками. Повышение цен дает возможность вновь возрасти излишку благодаря новому повышению производительности, но лишь на какое-то время, поскольку последующее повышение зарплаты снова его уменьшит. Таким образом замедляется процесс накопления капитала, что неблагоприятно сказывается на процессах развития, не говоря уже об отрицательных политических последствиях чрезмерно острой борьбы за распределение доходов.

Следует отметить, что эти явления происходят в условиях, когда благодаря процессу демократизации усиливается профсоюзное движение и возрастает политический вес трудящихся, а их расходы постоянно увеличиваются. Поэтому спираль оказывается имманентно присущей развитию периферии, и обычными мерами регулирования денежного обращения устранить ее невозможно.

Подобные меры бывают действенными, когда способность трудящихся к перераспределению доходов в свою пользу слаба или вообще отсутствует. Это наблюдается в условиях неразвитой или манипулируемой правящими классами демократии.

Такова природа кризиса системы в условиях развитой борьбы за перераспределение доходов. Это обычно происходит на высших стадиях развития периферии. Кризис может быть отсрочен на какое-то, более или менее продолжительное время в том случае, если страна располагает крупными финансовыми средствами, связанными с эксплуатацией невозобновляемых природных ресурсов.

Политическая власть высших слоев, которая выглядит ослабленной в условиях прогресса демократии, может обрести новую силу, когда спровоцированные инфляционным кризисом диспропорции выливаются в экономический хаос и социальную дезинтеграцию. В этих условиях применяется сила и ликвидируются социальные и политические завоевания трудящихся.

Возникает вопрос: если те, в чьих руках находится военная сила,

c. 49 >>

непосредственно не зависят от высших слоев, почему они вмешиваются и встают на сторону общества привилегированного потребления? В данном случае действует сложный комплекс факторов; определяющий же момент состоит в том, что, поскольку высшие слои играют заглавную роль в данной системе, иначе говоря, обладают способностью к накоплению капитала, им предоставляется возможность восстановить сбалансированное развитие. Но это предполагает социальные и политические уступки указанным слоям. В итоге демократический либерализм уступает место экономическому, ложному либерализму, который усиливает социальное неравенство.

Демократический либерализм не смог укрепиться даже на латиноамериканской периферии. Хорошо известны его многообещающие успехи и болезненные провалы. Но невозможно все объяснить, исходя из прошлого опыта: с изменениями в социальной структуре возникают новые сложные элементы, и применение силы приобретает теперь новое значение по сравнению с прошлыми временами: оно приводит к полному разрыву между демократическим и экономическим либерализмом, несмотря на то, что оба они произошли от одного философского направления.

Парадокс излишка

----------------

Из приведенных выше соображений вытекают весьма важные выводы, возможно, решающие для нашей интерпретации периферийного капитализма.

Излишек подвержен влиянию двух противоположных тенденций. С одной стороны, он увеличивается вследствие повышения производительности. С другой - сокращается под влиянием распределения, происходящего либо стихийно - под действием рыночных механизмов, либо при участии государства. Система функционирует нормально до тех пор, пока излишек в общем возрастает под действием той и другой тенденций.

Благодаря этому росту высшие слои, сосредоточивающие в своих руках основную часть производства, могут ускорять процесс накопления и осуществлять привилегированное потребление, играя главную роль в данной системе.

Указанное условие выполняется до тех пор, пока распределение излишка происходит при постоянном повышении производительности. Важно, чтобы излишек увеличивался, хотя бы и при снижающихся темпах. Распределение не должно переходить порог, за которым излишек начинает снижаться.

У этого порога излишек достигает высшей величины по отношению к валовому продукту. Почему же нельзя и дальше продолжать распре-

с. 50 >>

деление в ущерб величине излишка? Именно здесь кроется критический момент процессов распределения и накопления, так как, если распределение пойдет в ущерб накоплению, рост издержек производства заставит предпринимателей повышать цены.

Если бы предприниматели, получая излишек, частично передавали его трудящимся, невзирая на рост издержек, тогда можно было бы говорить о возрастающем участии трудящихся в излишке. Но система функционирует иначе. Повышение оплаты труда, не связанное с ростом его производительности, повышает издержки со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вместе с тем не всякое перераспределение приводит к повышению зарплаты. Как уже говорилось, государство облагает трудящихся налогами и таким образом вынуждает их бороться за повышение заработков. Между тем государство имеет возможность облагать налогами и непосредственно излишек, то есть доходы высших слоев. Эти налоги не отражаются на издержках, но они уменьшают излишек и потому замедляют процесс накопления, а следовательно, и экономический рост, усугубляя присущие периферийному капитализму противоречия и конфликты.

В рамках существующей системы эта проблема не имеет решения, поскольку в условиях демократизации так или иначе перераспределительные тенденции усиливаются. При этом или возникает инфляционная спираль, если распределение ведет к повышению издержек производства (что, помимо усиления инфляции, влечет за собой также и снижение излишка), или непосредственно забирается часть излишка, что рано или поздно также приводит к инфляционным явлениям. Таким образом, правила игры периферийного капитализма не позволяют устранить два его крупнейших дефекта: во-первых, его отторгающий эффект, который можно было бы скорректировать лишь путем более интенсивного накопления капитала за счет сокращения потребления привилегированных слоев и уменьшения доходов, переводимых в центры, и во вторых, его конфликтный характер, его противоречивость, усиливающуюся вследствие изменения соотношения сил в борьбе за власть между основными социальными слоями.

Во всем этом заключен крупный парадокс. Когда излишек возрастает, достигая своего максимума, а затем начинает сокращаться вследствие его перераспределения, система реагирует на это тем, что стремится вновь увеличить излишек. И для достижения этой цели прибегает к применению силы. Но и это не решает проблемы, ибо действительное ее решение лежит в русле преобразования самой системы.

c. 51 >>

Кризис системы и применение силы

--------------------------------

Природа данной системы такова, что на высших стадиях развития периферии и процесса демократизации предотвратить назревание кризиса оказывается невозможным. Внутренняя логика ее развития приводит к тому, что в долгосрочном плане никакими методами нельзя устранить негативное влияние распределения на динамику излишка и инфляционный процесс.

Восстановление динамики системы, чего пытаются достичь путем применения силы, сопровождается серьезными беспорядками, теоретическими и практическими промахами.

Тем не менее при достаточно умелом манипулировании системой, особенно при благоприятных внешних условиях, можно достичь высоких темпов накопления и экономического развития, а также высокого благосостояния высших социальных слоев, но за счет ограничения доходов значительной части трудящихся.

Но и в этих условиях невозможно устранить отторгающий эффект и конфликтный характер данной системы. Рано или поздно с возобновлением процесса демократизации распределение будет вести систему к новому политическому циклу, осложненному деформациями, которые будут навязываться производственной структуре ради укрепления привилегированного общества потребления.