Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рауль ПРЕБИШ.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
474.62 Кб
Скачать

7. Различия в индивидуальных особенностях и социальная мобильность

c. 90 >>

... даже при полной свободе конкуренции часть плодов растущей производительности - весьма значительная при периферийном капитализме - накапливается и концентрируется в руках узких социальных слоев. В этом и состоит особенность структурной привилегии.

... именно в устойчивости этой привилегии коренится фундаментальный порок имитационного капитализма...

<...>

c. 92 >>

Структурное распределение доходов является результатом игры властных отношений, которые изменяются по мере перемен в социальной структуре.

Глава III. НЕРАВЕНСТВО В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ И ЕГО УГЛУБЛЕНИЕ

1. Углубление неравенства.

<...>

2. Функциональные различия.

<...>

3. Значение гипертрофированной силы государства

<...>

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И КОРРУПЦИЯ

c. 102 >>

... целесообразно вспомнить еще один аспект проблемы распределения доходов - неравенство, возникающее в результате противозаконных действий.

... коррупция обретает особый размах, практикуется особенно откровенно и влечет за собой тяжелые последствия.

Наблюдение за жизнью привилегированных слоев и примеры финансового обогащения нередко соблазняют тех, кто, занимая в государственном аппарате соответствующие посты, может их использовать в корыстных целях, принимая те или иные решения, выгодные для отдельных индивидуумов и их групп, например, в виде предо-

c. 103 >>

ставления им субсидий, заключения прибыльных контрактов или издания регламентов, облегчающих коммерческую деятельность.

<...>

На другом общественном полюсе коррупция порождается социальной приниженностью. Те, кто занимают низшее положение в государственном аппарате или в частном секторе и плохо оплачиваются, часто пытаются повысить этим путем свои скромные доходы. В итоге, достигнув значительных масштабов в высших эшелонах власти, коррупция незамедлительно распространяется на всех его низших звеньях.

Этика любой общественной системы неделима. Порочность этики распределения, характерной для периферийного капитализма, -пусть даже если эта этика опирается на закон, - стимулирует откровенно противоправные поступки, которые, получив распространение, трудно искореняются.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРИСВОЕНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И КРИЗИС СИСТЕМЫ

Глава I. Удержание возрастание и циркуляция излишка

1. Производственный процесс

2. Рост денежной массы, присущий производственному процессу

3. Ограничение конкуренции

Глава II. Распределение плодов производства и критическая граница системы

1. Значение данной главы.

2. Излишек и его критическая граница

3. Прямое участие государства в распределении

4. В защиту ортодоксальной теории.

5. Повышение цен, не связанное с влиянием социальных сил на распределительный процесс

Глава III. Инфляция в условиях авторитарного режима и восстановление реальной величины излишка

1. Структурные и коньюнктурные кризисы

2. Излишек и инфляция

3. Кредитная рестрикция в условиях авторитарного режима

4. Отклонения в борьбе с инфляцией.

Приложение. Сущность экономической политики, направленной на восстановление излишка (Комментрарий Рейнальдо Бахрах)

Глава IV. К неортодоксальной теории денег.

1. Ортодоксальная теория в прошлом

2. Трансформация и ортодоксия

Глава V. Субъекты процесса развития и кризис системы

1. Роль различных субъектов

2. Субъекты развития и инфляция.

3. Сознательное действие субъектов развития

4. Система и ее составные элементы

5. Технобюрократия и планирование

6. Лидеры популизма

7. Деятели экономического либерализма

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. СТРУКТУРНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ МЕЖДУ ЦЕНТРАМИ И ПЕРИФЕРНИЕЙ

Глава I. Характер отношений между центрами и периферией

1. Центростремительный характер развитого капитализма

2. Периферийная индустриализация и товарообмен в центрах

3. Транснациональные корпорации и индустриализация.

4. Периферийный протекционизм и взаимность

5. Уязвимость периферии

ГЛАВА II. ГЕГЕМОНИЯ ЦЕНТРОВ И ПЕРИФЕРИЙНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

1. ХАРАКТЕР ГЕГЕМОНИИ

с. 191 >>

Выше мы уже говорили о том, что присущая капитализму центростремительная тенденция явилась причиной задержки в развитии периферии. Были проанализированы и ее основные последствия, кроме тех, которые связаны с проблемой соотношения сил, к рассмотрению которых мы теперь и приступаем.

Тогда как центры постоянно усиливают свою технологическую, экономическую и политическую мощь, периферия все время плетется в хвосте. Усиление господства центров сопровождается появлением новых идей, идеологий и новых культурных ценностей, которые в ходе процессов интернационализации распространяются по всему миру, захватывая и периферию. И мы придаем этому большое значение при рассмотрении динамики развития периферии.

В конечном счете речь идет о крупном историческом феномене - экономической, политической и стратегической гегемонии центров, и прежде всего главного динамичного центра, который превратился в капиталистическую сверхдержаву.

В прошлые времена, когда главным динамичным центром было Соединенное Королевство, в политической борьбе еще не был задействован фактор фундаментальных различий в экономических и социальных системах. Теперь же он приобрел большой вес, и социалистическая сверхдержава находит в гегемонии противоположной ей капиталистической сверхдержавы, как и в деформациях периферийного капитализма, важное слабое место - предмет для идеологических нападок на капиталистическую сверхдержаву.

В утверждении и защите своих интересов, центры-гегемоны капитализма используют самые разнообразные факторы воздействия на других: торговые уступки, финансовые ресурсы, будь то на двусторонней или на многосторонней основе, военную помощь, определенные способы прямого или косвенного влияния на общественное мнение и на правительства других стран, а время от времени прибегают даже к карательным мерам, которые иногда завершаются применением военной силы.

с. 192 >>

Центры, и особенно капиталистическая сверхдержава, применяют эти различные формы воздействия таким образом, что периферийные страны, хотя и в весьма неодинаковой степени, либо напрямую зависят от решений, принимаемых в самих центрах, либо вынуждены принимать решения, которые при других условиях не были бы ими приняты, либо, наконец, вовсе отказываются от принятия решений, если даже речь идет о решениях, отвечающих их интересам. Таков феномен зависимости, и его не следует путать с другими элементами в отношениях центр периферия.

Нам хорошо известна важная роль, которую играют во всем этом транснациональные корпорации. Вокруг них формируется в центрах системы целый комплекс интересов, у которых есть общий знаменатель - солидарность. Хотя он не всегда заметен, зато четко выступает, когда время от времени возникают конфликтные ситуации в отношениях центра с периферией.

Давление ТНК на правительства центров всегда сказывается на глубине этих отношений. Благодаря этому, а также вследствие экономического и технологического превосходства влияние ТНК на периферию обычно бывает значительным. Они обретают и большой политический вес внутри страны, даже если и открыто не участвуют в борьбе партий. И этот политический вес подчас превосходит влияние компаний самих периферийных стран и оказывает существенное давление на решения правительств этих стран. Помимо этого, ТНК оказывают сильное давление на прессу и другие средства массовой информации.

Влияние ТНК распространяется и на сферу экономических интересов периферийных стран. Оно иногда используется для достижения или защиты определенных политических интересов и стратегических целей, особенно капиталистической сверхдержавы, заходит ли речь об открытой поддержке или о заглушении нежелательной критики в ее адрес. И все это делается, разумеется, в сотрудничестве с международными информационными агентствами, весьма искусными в подборе и подаче информации, в умении прокомментировать ее нужным образом.

Что касается экономических интересов ТНК, то наиболее важные решения по этому поводу принимаются в центрах с учетом их глобальных интересов, которые могут совпадать либо нет с интересами развития периферии. Допустим, что, с точки зрения интересов периферии, экономически было бы целесообразно развивать определенные отрасли производства или экспорта в какой-то одной стране, хотя есть и другие страны с более благоприятными условиями. Не трудно понять, что ТНК остановят свой выбор на этих последних именно в силу

с. 193 >>

глобального характера своих интересов, пренебрегая интересами данной периферийной страны.

Есть случаи, когда решения принимаются не самими ТНК, а правительствами центров, которые руководствуются своими собственными интересами без учета того, как они могут отразиться на интересах периферии. На память приходят случаи запрещения экспорта в отдельные страны или запретов на использование сырья стран, в отношении которых главный центр капитализма, примеру которого могут последовать либо нет другие, применяет карательные санкции. Нельзя также забывать и те инструкции, изданные под влиянием финансовых трудностей, в которых настаивалось на репатриации прибылей, полученных на периферии.

Крупные страны с обширными рынками, как и страны, имеющие в избытке природные ресурсы, редко встречающиеся в остальном мире, находятся в лучшем положении с точки зрения возможностей ограничения деятельности ТНК определенными областями и ведения с ними переговоров об условиях их допуска. Тем более, если руководство таких стран хорошо осознает национальные интересы и способно освободиться от доктринерских концепций, превозносящих ТНК и приписывающих им роль, весьма отличную от той, которую они в действительности играют в периферийном развитии.

Общеизвестны усилия правительств центров по поощрению экспансии транснационалов на периферии. Они превозносят их динамичную роль как в так называемой модернизации стран, так и в интернационализации производства.

Благодаря своему экономическому и технологическому превосходству в ходе использования концессий на эксплуатацию минеральных или нефтяных ресурсов, транснационалам удалось завладеть значительной частью экономического излишка. И хотя периферийные страны стечением времени приобрели опыт в ведении переговоров с ТНК, которого прежде почти не было, мнение о транснационалах в общественных кругах по-прежнему остается неблагоприятным, идет ли речь об использовании природных ресурсов или о внедрении ТНК в промышленность и другие сферы национальной экономики.

В промышленности, где и без того прибыли особенно высоки, ТНК получают дополнительные выгоды от протекционизма или субсидирования, хотя применение того и другого в отношении ТНК менее оправдано, чем в отношении национальных предприятий ввиду более высокой производительности первых.

Уже сам факт использования своих собственных инноваций позволяет этим компаниям ограничивать конкуренцию и повышать прибыли. Распространение же их операций на многие страны открывает

с. 194 >>

возможность заключения всякого рода соглашений или применения такой практики, которая порождает массу вполне понятных вопросов, поскольку все это негативно сказывается на развитии периферии. Ко всему этому добавляется секретность, которой окружены такие операции и которая вызывает недоверие к ТНК. Причем такое недоверие становится тем больше, чем шире масштаб деятельности транснационалов.

Мы уже говорили, что инновации способствуют ограничению конкуренции на внутренних рынках. Помимо этого, во внешней торговле обычно имеют место откровенные или скрытые договоренности между компаниями относительно цен или объемов производства с целью повышения прибылей.

Было бы ошибочно думать, что периферия воспринимает эти и другие проблемы как неотвратимую реальность, в которой нужно жить. Происходит ли это под влиянием национализма или нет, но факт остается фактом - осознание собственного достоинства и независимость принимаемых решений полнее проявляется тогда, когда периферия продвигается по пути демократизации. Но совсем не просто претворить это сознание в конкретные действия. Здесь не место систематическому анализу данной проблемы. Поэтому ограничимся лишь ссылкой на отдельные наиболее яркие примеры, как, скажем, пример стран, которые стремятся привлечь ТНК в определенные отрасли своей промышленности, закрепляя в то же время за госсектором добычу некоторых природных ресурсов или базовые отрасли хозяйства. Следует также отметить позитивный результат, достигнутый в случае установления определенной экспортной квоты для ряда ТНК с тем, чтобы остальная часть производимой ими продукции реализовывалась на расширяющихся и перспективных внутренних рынках.

Ясно, что разобщенность периферии представляет собой серьезное препятствие для политики такого рода, точно так же как и для реализации той эффективной роли, которую могли бы сыграть ТНК в развитии некоторых важных направлений взаимной торговли.