Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дж.С. Милль - Т1.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
2.34 Mб
Скачать

Глава VII продолжение той же темы

§ 1. Прежде чем приступить к рассмотрению воздейст­вия крестьянской собственности на основные экономиче­ские интересы трудящихся классов, а также воздействию на увеличение населения, давайте определим в общих чер­тах моральные и социальные последствия такого террито­риального устройства, которые можно считать вполне установленными — либо сущностью дела, либо фактами и свидетельствами авторов, процитированными в предшест­вующей главе.

Читатель, малосведущий в данном предмете, поражен, должно быть, сильнейшим впечатлением, произведенным на всех упомянутых мною авторов, трудолюбием крестьян-собственников, которое один швейцарский автор назвал «почти сверхчеловеческим» *. По крайней мере в этом вопросе мнение всех крупных специалистов единодуш­но. Люди, видевшие только одну сторону в крестьян­ской собственности на землю, обычно считают, что крестьянеясобственники самые трудолюбивые на свете. Столь|Ь?е мало сомнений среди наблюдателей вызывает и ответ на вопрос о том, с какой особенностью положения крестьянства связано это исключительное трудолюбие. Это та «магическая сила собственности», которая, по словам Артура Янга, «обращает песок в золото». Однако идея собственности вовсе не предполагает отсутствие арендных платежей, ка|к не предполагает и отсутствие налогов. Она только означает, что плата за аренду должна быть фикси­рованной, а не подверженной тенденции возрастать в ущерб владельцу земли в результате осуществленных им же самим или по воле помещика улучшений. Арендатор, являющийся наследственным или пожизненным держате­лем своей земли и уплачивающий за нее твердую сумму, в сущности, является собственником земли; копигольдер в но меньшей мере является таковым, чем фригольдер.

;'Der Canton Schaffhausen". Op. cit., p. 53.

447

Что необходимо, так это постоянное владение землей па фиксированных условиях. «Дайте человеку в гаран­тированное владение холодную, открытую всем ветрам скалу, и он превратит ее в сад; сдайте ему в аренду на девять лет сад, и он обратит его в пустыню».

Приведенные выше подробности и другие, еще более детальные, которые можно найти у тех же авторитетных авторов относительно искусной системы обработки земли, и тысячи способов, посредством которых крестьянин-соб­ственник заставляет каждый лишний час и каждый свобод­ный момент служить делу некоторого будущего увеличе­ния продукта и стоимости своей земли, объяснят то, что было 'Сказано в одной из предыдущих глав * по поводу гораздо большего объема валовой продукции, получаемого при любом подобии равенства агрономических знаний с земель такого же качества на мелких фермах — по край­ней мере в тех случаях, когда эти мелкие фермы являются собственностью земледельцев. Трактат «Фламандское зем­леделие» особенно поучителен в отношении ihocooob, посредством которых неутомимое трудолюбие более чем восполняет недостаток ресурсов, несовершенство орудий и незнание научных теорий. Утверждают, что земли, воз­деланные крестьянами во Фландрии и Италии, дают более богатые урожаи, при равных почвенных условиях, нежели земли в районах наилучшего возделывания в Шотландии и Англии. Несомненно, что обработка земли крестьянами дает более богатые урожаи благодаря такому количеству труда, какое, будь оно оплачено нанимателем рабочей си­лы, обошлось бы дороже, чем извлеченная -выгода; но для крестьянина это не издержки: это — посвящение времени, которое ему удается сберечь, любому занятию, если не сказать — господствующей страсти **.

* См. выше, кн. I, гл. IX, § 4.

** Прочтем данное историком Мишле образное описание чувств, питаемых крестьянином-собственником к своей земле.

«Если бы мы захотели узнать сокровенные помыслы, главную страсть французского крестьянина, это очень легко сделать. Да­вайте прогуляемся в воскресный день по сельской местности и последуем за крестьянином. Смотрите, вот он идет впереди нас. Два часа дня; его жена пошла к вечерне; на нем воскресный на­ряд; полагаю, он собирается навестить свою возлюбленную.

Какую возлюбленную? Свою землю.

Я не говорю, что он прямо к ней и направляется. Нет, сегод­ня он отдыхает — может пойти на свое поле, может и не пойти.

448

1 Мы видели также, что напряжение усилий не явля­ется единственной причиной преуспеяния фламандских земледельцев в деле получения блестящих результатов. Тот же мотив, который сообщает такую энергию их тру­долюбию, ранее предоставил в их распоряжение объем агрономических знаний, лишь гораздо позднее достигну­тый в странах, где сельское хозяйство ведется всецело силами наемного труда. Де Лаверпь * дает равно высо­кую оценку агрономическому искусству мелких собствен­ников в тех частях Франции, где petite culture (мелкое землевладение) действительно существует. «На богатых равнинах Фландрии, на берегах Рейна, Гаронны, Шаран-ты, Роны все увеличивающие плодородие земли и произ­водительность труда способы известны самим мелким земледельцам, которые практикуют эти способы, каких бы значительных первоначальных затрат и усилий они ни требовали. Используемые собственником обильные удоб­рения, собранные с превеликими издержками, восстанав­ливают и непрестанно увеличивают плодородие почвы, несмотря на интенсивность земледелия. Породы крупного рогатого скота превосходны, хлеба великолепны. Табак, лен, рапс, сахарная свекла в одних местах, виноград, оли­вы, сливы, тутовые деревья — в других в изобилии прино-

Разве он не ходит туда каждый будний день? Поэтому он свора­чивает в сторону, идет другой дорогой, у него есть дело в другом месте. И все же — он пришел к своему полю.

И правда, он прошел рядом — вот удобный случай. Он смотрит на поле, но явно не желает зайти на него. И все же он заходит.

Вероятно, он не будет работать; на нем воскресный наряд: чи­стые рубаха и блуза. А все же невредно выдернуть вот этот сор­няк и выкинуть вон тот камень. Вот, на самой дороге, еще и пень; но у крестьянина нет с собой орудий, он выкорчует его завтра.

Затем он складывает руки и смотрит — пристально, серьезно, внимательно. Он окидывает свою землю долгим, очень долгим взглядом и, похоже, погружается в раздумье. Наконец, если он чувствует, что за ним наблюдают, если видит прохожего, он мед­ленно уходит. Отойдя шагов на тридцать, он останавливается, оборачивается и бросает на свою землю прощальный взгляд, мрач­ный и глубокий,— но для тех, кто способен понять этот взгляд, он исполнен страсти, любви, преданности»—"Le Peuple" by J. Mi-chelet, lre partie, ch. 1.

1 [Этот абзац был внесен в 5-е издание (1862 г.)]

"Essai sur I'Economie Rurale de 1'Angleterre de 1'Ecosse, et de 1'Irlande", 3me ed., p. 127. [Ср. со с. 116 английского перевода. "Rural Economy of Great Britain and Ireland" (1855).]