Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Березкин_Глава-3.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
307.71 Кб
Скачать

Торговцы

Помимо перечисленных, в империи существовали еще две группы населения, не получившие, однако, официального признания и сохранявшиеся как своего рода реликт более раннего состояния общества.

Во-первых, оставались этносы, не вполне инкорпори­рованные в государственную систему. В основном они были расселены по окраинам империи, но рыбаки уру жили в самом ее центре на озерах Титикака и Поопо. Более близкие из таких народов выплачивали регуляр­ную, а более далекие — нерегулярную — дань натурой. Широко известна легенда, будто бы то или иное дикое племя за неимением ничего лучшего обязано было соби­рать и отправлять в Куско вшей.

Вторая группа также зафиксирована источниками лишь в относительно периферийных районах. Речь идет о профессиональных торговцах. Те из них, кто жили в долине Чинча на южном побережье Перу, были заняты исключительно во внешней морской торговле, осуще­ствляя связь империи с прибрежным Эквадором. Другие действовали в горном Эквадоре, их называли миндала. Миндала образовывали замкнутую корпорацию и поль­зовались правом экстерриториальности, безопасно пере­секая государственные и племенные границы от запад­ной Амазонии до Тихоокеанского побережья. Собствен­ной сетью зарубежных контактов располагал Пачакамак и, быть может, другие крупные храмы, но об этом наши сведения слишком скудны.

Положение эквадорских миндала и торговцев долины Чинча не было одинаковым. Первых инки, по всей ви­димости, лишь терпели, постепенно подавляя их дея­тельность. По данным Ф. Саломона, много лет изучав­шего архивные материалы по индейцам Эквадора, чем раньше та или иная провинция этой страны вошла в состав империи, тем меньшую роль в ее экономике про­должал играть свободный обмен. На полное искоренение торговых корпораций на юге горного Эквадора у инков ушло сорок лет. В районе Кито миндала к приходу ис­панцев уже были сильно стеснены, а в Пасто близ ко­лумбийской границы еще процветали. По-видимому, ми­ндала постепенно переходили в число зависимых от го­сударства людей типа камайок или янакона. Получить статус крестьянских общин они вряд ли могли, так как не имели собственных родовых подразделений с вождями-курака и не занимались ранее сельскохозяйственным трудом40

Что касается торговцев Чинча, то их высокий статус был, по-видимому, определен в момент вхождения доли­ны в состав Тауантинсуйю.41 Чинча принадлежали к числу тех этносов, которые решительно поддержали ин­ков и обеспечили себе привилегированное положение в империи. Если в прединкский период наиболее высоким культурным уровнем на южном побережье Перу отлича­лась долина Ика, то расцвет Чинча начинается как раз с середины XV века. Союз инков и чинча был также обусловлен совпадением их экономических интересов. Нуждаясь в заморских товарах (прежде всего в эквадор­ских раковинах), инки не могли их добыть без помощи прибрежных торговцев, а чинча извлекали выгоду из своего монопольного положения на внешнеторговых пу­тях. В определенном смысле торговцы чинча напомина­ют голландских купцов в их отношении к Японии вре­мен ее самоизоляции, сохранивших право заходить в Нагасаки, несмотря на закрытые границы сёгуната То­кугава.

Внешнеторговые операции чинча не были, вероятно, свободны от государственного контроля, ибо ввозимые культовые и престижные предметы являлись той особой «валютой», свободное хождение которой в империи за­прещалось самым строгим образом. Скорее всего, чинча обладали статусом торговых агентов на государственной службе и были близки к камайок высших категорий.