Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конспект_ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
969.73 Кб
Скачать

6. 2. Коллизионные вопросы наследования

Обычно наследственные отношения с иностранным элементом решаются с помощью двух привязок: закон места нахождения вещи и личный закон наследодателя.

Закон места нахождения вещи применяется в отношении недвижимого наследуемого имущества. Личный закон дифференцируется на закон гражданства и закон домицилия. Большинство стран Западной Европы в коллизионном праве следуют привязке "закон гражданства наследодателя в момент смерти". Республика Беларусь, Российская Федерация и другие страны СНГ придерживаются привязки "постоянное место жительство наследодателя".

В ГК коллизионные нормы о наследовании содержаться в статьях 1133-1135.

Основная привязка "последнее постоянное место жительства наследодателя". По ст. 1133 она регулирует основные вопросы, возникающие в отношениях по наследованию с иностранным элементом. Отступление от нее возможно в трех случаях:

  • наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а имущества, которое зарегистрировано в РБ по белорусскому праву (ст. 1134),

  • способность лица к составлению и отмене завещания, форма завещания и акт его отмены определяются по праву страны, где наследодатель имел постоянное место жительства в момент составления акта (первое предложение ст. 1135),

  • наследодатель может избрать в завещании право страны, гражданином которой он является (ст. 1134).

Коллизионные вопросы формы завещания в МЧП вызывают сложные вопросы. Национальное право государств очень разниться в этой области. Так, например, в некоторых странах признается олиграфическая форма завещания (акт составленный от руки наследодателем). С тем, чтобы обеспечить признание актов, закрепляющих волю наследодателя, которые не соответствуют императивным требованиям государства места рассмотрения дела, в законы о МЧП вводятся соответствующие положения. Так, в ст. 1135 ГК сказано, что завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места составления акта или требованиям права Республики Беларусь.

6. 3. Международно-правовое регулирование наследственных отношений

В рамках Гаагских конференций по международному частному праву было заключено очень много конвенций по вопросам наследования. Однако Республика Беларусь не является их участницей. В основном Гаагские конвенции регулируют коллизионные вопросы: Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений 1961 г., Гаагская конвенция о праве подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества 1989 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к имуществу. распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности и о его признании 1985 г.

Есть также международные универсальные конвенции, содержащие материальные нормы о наследовании с иностранным элементом. К ним относятся Гаагская конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц 1973 г. и Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме м6ждународного завещания 1973 г.

Для Республики Беларусь наибольший практический интерес представляет применение норм договоров о правовой помощи в отношении наследований с иностранным элементом.

В Кишиневской конвенции этим вопросам посвящена глава V, содержащая семь статей. Основная коллизионная привязка, закрепленная ст. 48, отсылает к праву государства-участника, на территории которого наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Исключение сделано для наследования недвижимости: оно определяется по месту нахождения. Согласно ст. 50 способность лица к составлению и отмене завещания, а также его форма и порядок его отмены определяются по законодательству государства-участника, где завещатель имел место жительства в момент составления акта, однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям законодательства государства-участника, где составлено завещание. Таким образом, коллизионное регулирование по Кишиневской конвенции и ГК базируется на одинаковых принципах.

Наибольший интерес в договорах о правовой помощи представляют положения о распределении компетенции между органами государств-участников, вовлеченных в процесс оформления наследственных отношений с иностранным элементом.

По ст. 51 Кишиневской конвенции производство по делам о наследовании движимого имущества осуществляется учреждениями государства-участника на территории которого имел место жительства наследодатель в момент своей смерти. Из этого общего правила есть исключение. Производство по делам о наследовании недвижимого имущества осуществляется учреждением государства-участника, на территории которого находится имущество.

В договорах о правовой помощи учитывается необходимость эффективного осуществления мер для охраны наследства. В ст. 53 Кишиневской конвенции говорится об обязанности государства-участника предпринимать меры, необходимые для охраны наследства, оставленного на их территориях гражданами других государств-участников, или для управления им. О принятых мерах безотлагательно уведомляется дипломатическое представительство или консульское учреждение государства-участника, гражданином которой является наследодатель.