Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конспект_ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
969.73 Кб
Скачать

3. 2. Особенности национально-правового правового регулирования сделок

Общие принципы права о сделках во всех правовых системах схожи, однако в деталях много несовпадений. Различия между РГП и ОП в отношении сделок довольно значительны. Кроме того, право бывших социалистических стран, несмотря на отнесение их в настоящий момент к РГП, продолжает сохранять довольно жесткий императивный подход, не признающий в полной степени свободу договора и свободу формы.

Форма договора. Белорусское право (а также право практически всех бывших республик СССР) очень строго подходит к вопросу о письменной форме, поскольку она требуется в большинстве случаев (ст. ст. 160-163 ГК РБ). Кроме того, продолжают оставаться дискуссионными вопросы об обязательности скрепления письменной сделки печатями, подписями (закон РБ "О бухучете и отчетности"). Право развитых стран более лояльно в этом отношении, что особенно важно в свете развития международных электронных сделок. Одно дело, когда сделка, совершенная с помощью электронных средств связи нуждается в письменной форме, другое, когда она должна удовлетворять критериям устной сделки.

Интерпретация и конструирование контрактов. ОП исходит из того, что контрактные обещания понимаются согласно разумным ожиданиям (объективный стандарт), а в РГП, которое построено на свободе воли, необходимо действительное согласие (субъективный стандарт).

Предвидимые договорные убытки. В РГП недостаточно того факта, что убытки являются прямым и немедленным последствием неисполнения, они должны быть предвидимыми в момент заключения договора, за исключением тех случаев, когда налицо умысел или грубая неосторожность.

Освобождение от ответственности. ОП исходит из доктрины тщетности договора: в ЕТК США говорится об освобождении от ответственности вследствие коммерческой неосуществимости. РГП: во французском праве господствует концепция освобождения от ответственности в случае форс-мажора (в Республики Беларусь закреплен тот же подход, что и во Франции, - стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств, если такое неисполнение явилось следствием форс-мажора (непреодолимой силы); германское законодательство указывает на отпадение основы сделки. Невозможность исполнения прекращает обязательство без возмещения убытков, когда она вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает. Различные национально-правовые системы в этом совпадают, но разнятся в перечислении соответствующих обстоятельств. Так изменения в правовой регламентации внешней торговли и валютного регулирования может явиться основанием для освобождения от ответственности в ОП, но в РБ риск этого лежит на сторонах.

3. 3. Общие положения о сделках, проблемы сделок в мчп

Независимо от различий в национально-правовом регулировании правовой институт сделок характеризуется следующими основными элементами. Сделки – это действия (а не события или обстоятельства), которые:

  • являются правомерными (т. е. не запрещены законом),

  • направлены на достижение правовых последствий (а не поступки, лишенные определенной целенаправленности).

Сделки представляют собой сочетание внутренних и внешних факторов. Внешнее проявление состоит в волеизъявлении в определенной объективированной форме. Выражение воли может быть прямым и косвенным через соответствующее поведение, называемое иначе конклюдентными действиями.

Важнейшим условием наличия сделки является ее действительность. К недействительным относят сделки с пороками:

  • в субъекте,

  • содержания,

  • воли,

  • формы.

В МЧП обращает на себя внимание императивность предписаний о недействительности сделок. Суд, рассматривающий сделку должен учесть и применить императивные предписания права страны суда, применимого права, а также права государства, с которым отношения по сделке тесно связаны.

Кроме того, ничтожные сделки (т. е. недействительные ipso facto, а не оспоримые, которые недействительны на основании решения суда), скорее всего, будут отнесены к вопросам публичного порядка. Следовательно, по вопросам ничтожных сделок возможно применение механизма оговорки о публичном порядке.

В МЧП также с недействительностью сделок связана такая проблема как обход закона. Например, нормы об обходе закона, позволяют признавать недействительными сделки, которые по содержанию не соответствуют праву страны суда, но являются законными в рамках юрисдикции по месту совершения.

Таким образом, учитывая различия в национально-правовых системах, механизмы МЧП могут оставить очень мало оснований для действительности сделки с иностранным элементом. Поэтому коллизионное право всех стран мира вводит нормы, способствующие признанию сделки действительной и оставлению ее в силе.

Чаще всего недействительность связана с пороками в субъекте и по форме.

1. Пороки в субъекте (совершение сделок частично дееспособными, недееспособными, малолетними, лицами, не имевшими полномочий на совершение такого рода сделок, выход представителя юридического лица за рамки своих полномочий при совершении сделки от имени юридического лица, совершение сделки юридического лица, не соответствующей объему его правоспособности). В отношении правомочий лица на совершение сделки применимое право определяется по принципу "личный закон" с возможностью применить закон суда для сохранения действительности сделки. Так, согласно п. 3 ст. 1104 ГК РБ гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок, совершаемых в Республике Беларусь, определяется по законодательству Республики Беларусь. По п. 2 ст. 1112 ГК РБ иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой орган или представитель иностранного юридического лица совершил сделку.

2. Пороки формы. Как правило, в отношении формы действует принцип "закон места совершения". Однако, с тем чтобы сохранить действительными сделки, совершенные за границей, в коллизионное право вводятся правила, позволяющие считать отечественному суду сделки, несоответствующие требованиям иностранного права о форме, если соблюдены требования права страны суда (п. 1 ст. 1116 ГК РБ). Проблема в том, что в различных государствах очень специфические требования: в одних странах преимущество отдается устным сделкам, в других требуется письменная форма в большинстве случаях; сама письменная форма может пониматься очень неоднозначно (подпись, факсимиле, печать и т.д.).