Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книги для рефератов.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
830.46 Кб
Скачать

Глава 9. Налоговая политика советской власти в 19г7— 1920 гг. 225

Общее инструктирование местных Советов по проведению в жизнь этого декрета было поручено НКФ РСФСР. Поскольку декрет не содержал никаких инструкций о раскладке налога, Департамент окладных сборов, которому принадлежала инициатива его введения, учитывая обширность территории республики и многообразный состав населения, ограничился лишь подробными указаниями о порядке образования раскладочных комиссий. За основу раскладки налога между уездами, городами, волостями и селениями предлагалось взять сведения по подоходному и промысловому налогам, данные страховых оценок, земских и городских оценок земельных и других недвижимых имуществ и т.п. Тем самым НКФ доверил разработать подробный порядок проведения сбора этого налога местным властям, оставив за собой функцию контроля за организацией раскладки налога и методами ]ёго взимания. Контроль осуществлялся как посредством рассылки j на места анкет с конкретными вопросами о ходе работ, так и командированием из центра уполномоченных эмиссаров. i ( Практическое осуществление декрета о чрезвычайном налоге по-•' требовало от работников НКФ решения ряда оперативных вопросов Ik в связи с этим специальных разъяснений и дополнительных распоряжений. В циркуляре НКФ от 15 января 1919 г., опубликованном в газете «Экономическая жизнь» за то же число, указывалось, что декрет о чрезвычайном налоге преследовал две цели: одна (непосредственно фискальная) — получить на нужды социалистического и военного строительства несколько миллиардов рублей, другая — ускорить то экономическое и политическое расслоение, которое переживает деревня. При этом было подчеркнуто, что вторая — классовая — цель чрезвычайного налога не менее важна, чем чисто фискальная.

По существу, введение единовременных чрезвычайных революционных налогов представляло собой организованное в общегосударственном масштабе налогообложение имущих слоев населения. Иначе говоря, это были контрибуции с буржуазных элементов. И основная цель названного декрета как раз и заключалась в том, чтобы регламентировать их взимание на местах, т.е. осуществлять учет имущественного состояния отдельных лиц и хозяйств, проводить обязательную регистрацию владельцев текущих счетов и вкладов во всех кредитных учреждениях. Причем НКФ по согласованию с НКВД было предоставлено право не только уменьшать сумму установленного Советом налога, но и вносить изменения в его раскладку.

Однако общие финансовые результаты от проведения чрезвычайного налога оказались не вполне удачными.

8 Ушак

226 Раздел II. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Главные причины общего неуспеха этого налога были следующими:

♦ произведенные ранее местными Советами в сепаратном порядке контрибуции значительно сократили количество плательщиков;

♦ вследствие принятия декрета о национализации торгово-промышленных предприятий сократилось число объектов обложения, которые в момент исчисления налога были приняты на учет;

♦ проведенная в крайней спешке разверстка налога по губерниям на основании устарелых данных 1916 и 1917 гг. была заведомо нереальной;

♦ взимание налога было поручено неопытным, недавно созданным местным финансовым органам.

В тактическом отношении этот налог, как считали власти, оказался полезным, ибо позволил покончить с самовольством местной власти, злоупотреблявшей сбором контрибуций и тем самым нарушавшей бюджетный план центрального правительства.

Натуральный налог. 30 октября 1918 г. был издан декрет ВЦИК об обложении сельских хозяев в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов. В своем обращении к губфинотделам от 21 октября 1919 г. НКФ так объяснял попытку власти перейти от денежного обложения к натуральному: во-первых, недостаток продовольствия негативно сказывается на всех сторонах жизни республики; во-вторых, с расширением натурального обложения постепенно сойдет на нет денежное хозяйство, которое уступит место натуральному.

Крестьянскую бедноту освободили от этого налога. Размеры натурального налога и нормы, освобождающие от его уплаты, определялись на основе размеров посевной площади (десятин посева) и числа голов скота.

Натуральный налог вносился по выбору самого плательщика — рожью или другими зерновыми и иными продуктами сельского хозяйства и животноводства, причем их количество взамен ржи исчислялось по специальной таблице, приложенной к декрету. Скоропортящиеся продукты (свекла, картофель, фрукты и т.п.) в уплату налога не принимались. При оповещении о размерах налога плательщику заявлялось, что причитающееся с него количество продуктов является собственностью государства; оно считается сданным плательщику на хранение и за умышленную порчу или растрату этих продуктов плательщик будет подвергнут наказанию.

На губисполкомы была возложена обязанность устанавливать в пределах губернии порядок передачи поступивших в уплату налога продуктов продовольственным и другим организациям.