Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Новосёлов М.И.Право социального обеспечения Рос...doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
1.55 Mб
Скачать

1.2. Основные этапы становления системы социального обеспечения в дореволюционной России

Возникновение социального обеспечения как определенной формы жизнеобеспечения имеет реальные предпосылки, состоящие в том, что люди во все времена нуждались в помощи, поскольку не могли в силу объективных обстоятельств своими усилиями приобретать источник средств своего существования.

Социальная поддержка в России существует более тысячи лет, а ее простейшие формы в виде благотворительности были известны уже древним славянам. Широкое распространение помощь нуждающимся получила после крещения Руси в 988 году. Христианство призывало заботиться о ближних. В основе христианской идеи лежит милосердие и забота о ближних: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Первоначально помощь нуждающимся состояла лишь в кормлении нищих1. По свидетельству начальной летописи князь Владимир Святой повелел: «Всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанья, житье и денег из казны». Наряду с этим для тех, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости или болезни, продукты развозили на телегах2. В 996 г. князь Владимир издал Устав (закон), в соответствии с которым забота о нищих и калеках была поручена духовенству. При монастырях, церквах создавались различные благотворительные учреждения, финансировавшиеся в основном за счет особого налога – «десятины» – «десятой части от всякого суда, из торгу десятая неделя по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля».

Становление государства на Руси сопровождалось и быстрым ростом нищенства. При этом, по словам В.О. Ключевского, «нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека»1.

Князь Ярослав своей «Русской Правдой» стал автором первого славянского закона, в котором закреплялось подобие социальной программы. «Русская правда» явилась основой всех последующих сводов законов и заложила в российской юридической практике основы социальной политики2.

Особой заботой о бедных и убогих отличается Владимир Мономах. В своем Завещании детям он говорит: «Если поедете по землям своим, не давайте отрокам обижать народ ни в селах, ни в поле, чтобы вас потом не кляли. Куда пойдете, где станете, напоите, накормите бедняка, больше чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел».

Развитие практики общественного призрения было прервано татаро-монгольским нашествием. В новых исторических условиях единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей-убогих, престарелых и нищих становится Русская Православная церковь. С тех пор она сохраняет эти традиции и в разные периоды нашей истории оказывает социальную помощь обездоленным.

В последующие века сформировались такие понятия, как призрение, милостыня, милование, милосердие. Благотворительность развивалась в двух взаимно дополняющих направлениях:

– личные благодеяния князей и бояр по отношению к сиротам, престарелым и другим нуждающимся;

– усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности.

Благотворительность, поддерживаемая церковью и общественным мнением, укреплялась и развивалась во все последующие века. Усложнение социальных проблем в стране обуславливало необходимость появления различных способов борьбы с нищенством и показывало ограниченность частной благотворительности и сложившихся форм церковного и монастырского призрения. Поэтому стали развиваться и совершенствоваться формы и масштабы государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.

Идея развития государственной системы общественного призрения получила практическую реализацию в указе Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.

Поддерживалась и расширялась система общественного призрения при Борисе Годунове. Так, во время неурожая он повелел перевезти много хлеба из сопредельных государств и окрестностей Волги, а все архиереи, монастыри, бояре должны были продавать царю излишки хлеба для раздачи бедным.

Дальнейшее сосредоточение для призрения в государственных учреждениях началось после воцарения Романовых в 1613 г. на русский престол. Был учрежден Аптекарский Приказ, а затем при царе Алексее Михайловиче – приказ строения богаделен. По указу царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя. В этом указе обращалось внимание на то, что среди действительно нищенствующих и убогих много таких, которые могут работать, поэтому такие «нищие должны будут «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».

Петр I приказал Святейшему Синоду, Камер Конторе, Главному магистрату и воеводам «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатосощих и им подобных».

В то же время Петр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние. Так, в Указе от 30 ноября 1691 г. «О забирании нищих, претворяющихся увечными, и о наказании их» сказано, что «известно им, Великим Государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Таких людей Указ требовал ловить и расспрашивать, а в случае обмана – посадских людей отсылать по месту жительства. При повторной поимке «за притворное лукавство» этим людям полагалось жестокое наказание – битие батогами и кнутом и ссылка «в дальние сибирские города».

Следует отметить, что Петр Великий, видя в призрении бедных обязанность общества, в то же время относился резко отрицательно к древнейшей форме благотворительности – к безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться1. При Петре I введены были пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами – так называемое «открытое призрение». В целом Петру Великому удалось в известной мере создать систему общественного призрения.

Однако достаточно действенной государственной системы социального обеспечения создано не было как в эпоху Петра Великого, так и в послепетровскую эпоху2.

История социальной помощи в России свидетельствует, что в ней существовали две тенденции – государственная система призрения и благотворительность.

Общественное призрение как отрасль государственного управления не отрицало благотворительность как проявление религиозного и морального настроения. Государство признавало ее законность и видело в ней важнейший источник финансирования призрения3. Важно при этом отметить, что конец царского периода нашей истории завершается новой (государственной) мыслью, что помощь общества в деле призрения – не только добровольна, но и обязательна.

Во второй половине XVIII складываются условия в России для реорганизации всей социальной сферы.

В Манифесте Екатерины II от 1 сентября 1763 г. «Об учреждении Воспитательных домов» подчеркивалось, что призрение бедных – это главное для верховной власти, что в Москве будет выстроен Воспитательный дом для приносимых детей, с особым госпиталем для неимущих родительниц и определяется он как государственное учреждение.

При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств. При Николае I появились инвалидные дома для значительного числа призреваемых. К инвалидам в этот период относили тех, кто был не способен ни к каким работам и не мог обходиться без посторонней помощи.

В 1827 году принимается Устав о пенсиях и единовременных пособиях крупным чиновникам и тем, кто занимал военные чины. Пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи1.

С зарождением капиталистического производства источником существования вместо труда в семейном хозяйстве становится труд на работодателя, который покупает рабочую силу, не гарантируя работнику возможность его обеспечения в случае наступления старости, нетрудоспособности, а его семье – в случае потери кормильца.

Во второй половине ХIХ в. резко обострились противоречия между трудом и капиталом, и в ряде капиталистических государств принимаются законы о социальном страховании на случай болезни и несчастных случаев на производстве (1881–1883 гг.) и в России в период с 1901 по 1903 г. были приняты соответствующие нормативные акты.

Таким образом, в докапиталистический период в России основными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали опека и попечительство, гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений, государственное презрение для беднейших слоев населения, коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и некоторые другие. Что касается видов социального обеспечения, то в период развития капитализма сложились и функционировали следующие виды: пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности; пенсии по инвалидности (от трудового увечья); пенсии по случаю потери кормильца. Для военнослужащих и чиновников предусматривалась пенсия в случае их выхода в отставку.

В это же время создавались специальные фонды, кассы за счет взносов самих застрахованных рабочих и работодателей. Вместе с тем единой государственной системы социального страхования в России в тот период не существовало1.