Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русский язык сборник.doc
Скачиваний:
1961
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
1.88 Mб
Скачать

Ярославль

Кто никогда не бывал в Ярославле, пусть приедет и убедится, что это город, не уступающий по красоте никакому другому волжскому городу.

Уже подъезжая к Ярославлю снизу, вы издали увидите высокий правый берег, обсаженный липами. На месте старинного крепостного вала разбит прекрасный липовый бульвар. Набережную недавно удлинили вдоль левого берега Которосли. В июльские вечера опьяняющий медвяный аромат липы поглощает все другие запахи города.

Здесь, у Стрелки, обращенной острием к югу, в Волгу впадает Которосль, берущая начало в озере Неро под Ростовом. Золотисто-желтым пляжем стал теперь этот берег. Отсюда хорошо видна панорама Заволжской стороны, Нижний остров и уходящие вдаль синие хвойные леса за поселком Ляпином.

В центре города – широкая площадь1, охваченная полукольцом административных зданий. Ее украшает очень интересная по архитектуре церковь Ильи-пророка – памятник русского зодчества. Входишь в эту церковь, как в картинную галерею, где выдающиеся произведения живописи развешаны2на стенах и колоннах. Удивительны фрески церкви, то есть роспись, выполненная по свежей штукатурке.

Когда любуешься ажурным деревянным балдахином, вырезанным с помощью перочинного ножичка, то невольно снимаешь шапку перед этим произведением искусства, которому безымянный мастер-резчик посвятил не один год жизни.

Много красивых зданий в городе. Одно из лучших – Государственный драматический театр имени Ф.Г. Волкова. Оно украшено четырьмя колоннами, скульптурной группой и полукруглыми ротондами по бокам. Реконструировано здание бывшего гостиного двора.

За последние годы кварталы новых домов выросли в разных районах города.

На площади Труда, известной прежде только пожарной каланчой, поднимается монументальное здание цирка. На углу улицы Свободы, асфальтированной и благоустроенной, возвышается четырехэтажное здание, увенчанное вышкой с большой пятиконечной звездой. Выстроено много домов для рабочих асбестового и шинного завода, речного порта.

Законно гордятся ярославцы вокзалом, связанным с центром троллейбусной линией. На верху здания – красивый бельведер, внутри – просторный вестибюль, залы ожидания, ресторан. Этот вокзал – остановочный пункт на дальних магистралях. Недавно участок дороги от Ярославля до Александрова электрифицирован, и теперь в течение каких-нибудь трех-четырех часов электропоезд доставит вас в Москву.

Приезжайте в Ярославль поездом или на теплоходе – вы не пожалеете об этом.

Упражнение 84.

По Владимирской земле

Прихотливо извивающаяся линия маршрута ползет по карте вслед за нами и врезается в глубь Владимирских земель.

Два паренька лет по двенадцати едут с нами за возчиков. Одного зовут Коля, другого – Николай. Так они просили называть их, чтобы не было путаницы. Они ровесники, одного росточка, оба русоголовые, бойкие, смышленые. Кажется, и разница вся между ними только в произношении их тоже одинаковых имен. Чувствуется, что Коля и Николай нетвердо знают дорогу и волнуются, как бы не завезти чужих людей куда не надо.

«Устраивайтесь как следует», – по-хозяйски предлагает Коля. Мальчонки уходят в кусты и возвращаются с двумя охапками недавно накошенной травы, перемешанной с цветами. Они разравнивают ее по телеге.

Едем не спеша. На подъеме в гору я спрыгнул с телеги и пошел потихоньку сзади, Коля с Николаем тоже соскочили.

Так и едем: по ровному месту на телеге, в гору пешком, а с горы трусцой и даже вскачь. Плывут навстречу перелески, осталась позади старинная роща, и вскоре мы въезжаем в самый настоящий лес, перепутанный настолько, что без топора и не пробраться. Это, в сущности, не просто лес, а поле битвы, не прекращающейся ни днем, ни ночью.

Чем дальше мы ехали в глубь леса по узкой дороге, по которой до нас вряд ли кто проехал в предыдущие два месяца, тем тревожней перешептывались Коля и Николай. Неожиданно перед нами возникла неширокая, но глубокая канава, из которой торчали два обломанных скользких бревна.

Обязанности распределились так: я тянул лошадь под уздцы, Коля правил, а Николай понукал упирающуюся лошадь.

«В сторону!» – вдруг не своим голосом закричал один из мальчиков. Инстинктивно я отпрянул в сторону, и в то же мгновение на уровне моего лица мелькнуло в воздухе кованое лошадиное копыто.

Нужно было обладать отнюдь не мальчишеской опытностью, чтобы предугадать прыжок лошади и вовремя предупредить о нем.

А лошадь уже как ни в чем не бывало стояла на том берегу, утопая в разноцветье и разнотравье.

Через полчаса мы въехали в Дубки, то есть попали на мощеную дорогу, соединяющую Владимир с Кольчугином. Отсюда хорошо было оглянуться назад. До горизонта сплошь расстилались леса, черные вблизи и темно-синие вдали.

Там, позади, протянулась незримая ниточка пройденного нами пути.