Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданско-правовая ответственность.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
170.83 Кб
Скачать

3.2. Вред как условие гражданской правовой ответственности

В тех случаях, когда результатом противоправного поведения становится причинение потерпевшему лицу имущественного вреда, либо убытков, наличие их - необходимое условие возложения имущественной ответственности на причинителя. Под вредом в гражданском праве понимается всякое умаление личного либоимущественного блага. С этой точки зрения различается моральный и материальный вред.

Материальный вред представляет собой имущественные потери - уменьшение стоимости поврежденной вещи, уменьшение либо утрата дохода, необходимость новых расходов и т. п. Он может быть возмещен в натуре (например, путем ремонта поврежденной вещи либо предоставлением взамен вещи того же рода и качества) либо компенсирован в деньгах. Однако натуральная компенсация, предпочтительная с позиций закона (ст. 1082 ГК), не всегда возможна по обстоятельствам конкретного дела. Поэтому чаще используется денежная компенсация причиненного вреда, которая именуется возмещением убытков. Возмещение убытков - установленная законом мера гражданской правовой ответственности, применяемая как в договорных, так и во внедоговорных отношениях.

Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда).89 Они складываются,

• во-первых, из расходов, которые потерпевшее лицо либо произвело, либо должно будет произвести в целях устранения последствий правонарушения.

В современном российском праве существует возможность наступления преддоговорной ответственности, т. е. ответственности за нарушение обязанности добросовестного поведения по отношению к партнеру по переговорам о заключении договора, которая выражается в возмещении причиненных этим убытков при отсутствии (незаключении) договора90

К таким расходам, в частности, относятся: суммы санкций, подлежащих уплате третьим лицам по вине своего контрагента, нарушившего договорные обязательства, стоимость необходимых и разумных расходов по выполнению обязательства за счет должника-нарушителя иным лицом либо самим потерпевшим (ст. 397 ГК), в том числе приобретение покупателем товара вследствие нарушения обязательств продавцом у иного продавца по более высокой, но разумной цене либо продажа продавцом товара вследствие нарушения обязательств покупателем иному покупателю по более низкой, но разумной цене (п. 1 и 2 ст. 524 ГК) и т. п

  • во-вторых, в состав убытков включается стоимость утраченного либо поврежденного имущества потерпевшего.

  • в-третьих, к ним же относятся неполученные потерпевшей стороной доходы, которые она могла бы получить при отсутствии правонарушения (п. 2 ст. 15 ГК).

Затраты потерпевшего и нарушение его собственности охватываются определением реального ущерба, т. е. наличных убытков. Не получение пострадавшим прибыли составляют его упущенную выгоду. Объем ее в согласовании с законом обязан формироваться "обыкновенными критериями гражданского оборота" (а не в теории c вероятными особо подходящими ситуациями) и действительно предпринятыми мерами с целью ее извлечения (п. 4 ст. 393 ГК), таким примером может послужить неполучение предпринимателем дохода из-за ставшего вследствии правонарушения неисполнения заключенных им договоров. В случае если правонарушитель приобрел доход вследствии своего преступления (например, вопреки заключенному ранее соглашению реализовал продукт другому покупателю), объем упущенной выгоды, подлежащей взысканию в качестве части пострадавшего в пользу доли понесенных им убытков, не имеет возможность являться наименьшим, чем подобные доходы (абз. 2 п. 2 ст. 15ГК).

Гражданский закон исходит из принципа полноты возмещения убытков (п 1 ст. 15, п. 1 ст. 1064 ГК) и дозволяет ограничение имущественной ответственности лишь в исключительных, прямо предусмотренных им (но не подзаконным актом) либо договором случаях (ст. 400 ГК). В условиях инфляции цены, с учетом которых исчисляется размер убытков, могут меняться. В связи с чем размер убытков должен исчисляться с учетом цен, существовавших на момент исполнения обязанности, в случае ее неисполнения - на момент предъявления требования, если только закон, иной правовой акт либо соглашение самих участников не предусмотрено иное (п. 3 ст. 393 ГК), к примеру расчеты по ценам, существовавшим в момент заключения договора.

Гражданская правовая ответственность за нарушение договорных обязанностей иногда может наступать и независимо от наличия вреда (либоубытков). Так, просрочка в передаче товара по договору может повлечь применение предусмотренного им штрафа независимо от того, появились ли в результате убытки у приобретателя товара либо нет. Однако такие случаи являются исключительными, ибо компенсаторная направленность и имущественный характер ответственности в гражданском праве предполагают ее применение главным образом в случаях возникновения имущественного вреда (убытков).

Моральный вред представляет собой физические либонравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных прав либо умалением иных личных (нематериальных) благ - посягательствами на его честь и достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т. д. Моральный вред может влечь имущественные потери (т. е. быть источником материального вреда), например причинение увечья может препятствовать дальнейшей трудовой либопредпринимательской деятельности. В этом случае он возмещается с помощью компенсации имущественного вреда (убытков).

Однако он может и не причинять прямых материальных потерь, не становясь от этого менее ощутимым в целях потерпевшего (например, при умалении его чести, причинении вреда здоровью, неизгладимом обезображении лица, незаконном применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде и др.). Такой вред сам по себе не может быть компенсирован гражданско-правовыми (имущественными) способами, ибо не поддается точной материальной оценке. Однако в случаях, прямо предусмотренных законом, он может быть возмещен в приблизительно определенной либосимволической денежной сумме с учетом требований разумности и справедливости, а также индивидуальных особенностей потерпевшего и других фактических обстоятельств (ст. 151,1101 ГК).

Так, к примеру, при причинении вреда здоровью на причинителе ущерба всегда лежит ответственность по возмещению морального вреда. Решением Советского районного суда удовлетворены исковые требования о взыскании компенсации морального вреда гражданке Г., которая в обоснование иска указала, что Ответчик К., открывая пинком дверь в общем коридоре, объединяющим ее квартиру и квартиру ответчика, ударил ее дверью по голове, в результате чего она получила закрытую черепно-мозговую травму и долго находилась на лечении, ей были причинены большие нравственные страдания в связи с причинением вреда здоровью средней тяжести со стороны ответчика. Просила суд взыскать в ее пользу в счет компенсации морального вреда 120 000 рублей.

Суд, полагая заявленные требования подлежащими удовлетворению, сходил из следующего: В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические либонравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая фактические обстоятельства дела, доводы Истца о перенесенных физических и нравственных страданиях в результате действий ответчика, положения ст. ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"91, с учетом требований разумности и справедливости, установленных правилами статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд определил ко взысканию с ответчика К. в пользу С. в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.92

Таким образом, изучив данный параграф можно сделать следующие выводы, о том, что наличие в гражданском законодательстве существенно отличающихся процедур возмещения вреда, невзирая на общую правовую природу понятия вред, можно сделать умозаключение о выделении вреда в широком смысле и вреда как условия гражданско-правовой ответственности. Это подтверждается и тем, что даже при применении мер деликтной ответственности судопроизводство встречается с кардинальными отличиями одного вида вреда от другого. Как мы видим, в отношении морального вреда в судебной практике как правило применяется презумпция такого вреда, в то время когда в отношении других видов данное положение не применяется, что говорит о вреде как о понятии не однозначном.

Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день уже заложена база для формирования единой концепции вреда в гражданском праве, поскольку в отношении почти всех видов вреда существуют вышестоящие разъяснения судов высших инстанций.