Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Освобождение от уголовной ответственности-3.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
199.99 Кб
Скачать

Глава 1. Юридическая сущность и значение освобождения от уголовной ответственности

§1.1. История развития института освобождения от уголовной ответственности в России

История развития института освобождения от уголовной ответственности берет свое начало с десятого века и условно подразделяется на следующие этапы. Первый этап начинается со времен создания Русской Правды (около 1072 года) и завершается Великой Октябрьской революцией 1917 года. Второй этап начинается с 1918 года и оканчивается в 1958 году вступлением в силу Основ уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик 1958 года. Третий этап, соответственно, начинается с 1958 года и оканчивается 01 января 1997 году вступлением в силу Уголовного кодекса РФ1.

Рассмотрим первый этап. Русская Правда является первым кодифицированным сводом законов на Руси, её возникновение относят к десятому веку Киевской Руси. Русская Правда различает три вида убийства: неумышленное, которое произошло во время ссоры, умышленное убийство, а также убийство, совершенное в разбое. Различалось причинение тяжкого или слабого ущерба, а также действия, наиболее оскорбительные для пострадавшего. Также лицо при порче имущества освобождалось от наказания и платы в случае смерти2.

Согласно содержанию Русской Правды, лицо, совершившее преступление, освобождалось от ответственности в случае недоказанности его вины. Так, в статье 2 указывается, что, если в результате побоев на потерпевшем не окажется следов, он должен будет представить свидетеля, но если свидетеля не будет, то «делу конец». Однако данное положение не распространялось на «мужей» - свободных мужчин, поскольку в статье 28 говорится о том, что мужу не нужно искать свидетеля, если он придет в крови или в синяках.

Поскольку по Русской Правде основным видом наказания были финансовые санкции за «обиду», то своеобразным видом освобождения от наказания финансового характера являлось отмщение потерпевшим виновному лицу в случае побоев, однако, если потерпевший не мог этого сделать, то виновный должен был заплатить потерпевшему3

Следующим памятником русского уголовного права является Судебник 1497 года. В Судебнике вводится понятие ведомого лихого человека, которым, как это трактует Е.И. Колычева, мог быть признан любой, хотя бы и не совершивший никакого конкретного деяния, но сочувствовавший требованиям народа, поддерживавший их и в силу этого являющийся лицом опасным для господствующего класса4.

Признание человека лихим основывалось на показаниях «добрых людей». Виновность оговоренного подтверждалась не представлением доказательств, а крестным целованием (присягой) оговаривающих, которыми должны были быть 5-6 людей «добрых христиан» или «детей боярских»5.

Для того, чтобы привлечь к ответственности ведомого лихого человека, не требовалось доказывать, что им совершены конкретные преступления, нужно лишь было указание добрых людей на то, что виновные лица являются таковыми. Мера ответственности при этом за одни и те же преступления была различная. Так, за одни и те же деяния ведомого лихого человека казнили, а остальные, не признанные таковыми, могли быть казнены только за вторую кражу и ряд преступлений против государства и религии6.

В Судебнике 1497 года за совершенное впервые воровство предусматривалась торговая казнь и взыскание убытков в пользу истца. За то же деяние, но выраженное в форме обвинения со стороны пяти-шести добрых людей, подкрепленное присягой, наступала ответственность лишь в форме удовлетворения исковых требований истца без разбирательства дела по существу. За повторное совершение кражи уже наступала смертная казнь7.

Развивая в дальнейшем дифференцированный подход к вопросу ответственности, в зависимости от личности виновного, количества совершенных им аналогичных преступлений, Судебник 1550 г. устанавливал различную меру наказания за одно и то же преступление, смотря «по человеку», а также в зависимости от наступивших в результате преступления последствий – смотря по «увечью». Чем выше было общественное положение потерпевшего и чем ниже - преступника, тем суровее была ответственность за содеянное8.  

В Судебнике 1550 года впервые появляется такой вид освобождения от уголовной ответственности, как примирение сторон. Так, в статье 31 говорится о том, что если в случае совершения избиения, оскорбления или займа, стороны помирятся, то они могут не приходить в суд, а только сообщить судье о примирении.

В Судебнике 1550 года сохраняется дифференциация видов ответственности за содеянное по принципу, является ли виновный лихим человеком или добрым. Так, согласно статье 56 для лихого человека, обвиняемого в повторном воровстве, наказанием является нахождение его в тюрьме до смерти, а для доброго человека - передача его на поруки или содержание в тюрьме9.

Соборное Уложение 1649 года по-прежнему содержало в своих нормах принцип дифференцированной ответственности за содеянное в зависимости от принадлежности виновного к тому или иному сословию.

Впервые за время развития института освобождения от уголовной ответственности, Уложение 1649 года закрепило такое основание для освобождения от ответственности, как самооборона хозяина дома. Если при этом совершено убийство разбойника, виновный в убийстве к ответственности не привлекался. При этом устанавливалась ответственность лиц, совершивших убийство задержанного или нанесших ему ранение, который в связи с этим уже перестал быть опасным10.

Следующим кодифицированным источником уголовного права, содержащим положения об уголовной ответственности, является Воинский Устав Петра I, изданный в 1715 году. Устав впервые указал такое основание освобождения от уголовной ответственности, как психическое состояние лица. В отношении душевнобольных стало применяться более мягкое наказание или полное освобождение их от уголовной ответственности.

Воинский Устав назвал такое основание освобождения от уголовной ответственности, как совершение лицом преступления в состоянии сильного душевного волнения, при условии, что виновное лицо попросит прощения у потерпевшего. Воинский Устав закрепил возраст привлечения к уголовной ответственности. Не достигшие десятилетнего возраста освобождались от уголовной ответственности, однако они должны быть наказаны своими родителями или помещиком11.

В 1845 году было издано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. В Уложении указывались следующие основания для освобождения от уголовной ответственности: примирение с потерпевшим (оно допускалось лишь по отдельным видам преступлений), истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (они зависели от максимального наказания, определенного за преступление), смерть виновного лица (в этом случае родственники преступника обязаны были возместить потерпевшему имущественный ущерб или выплатить пени), помилование12.

В статье 98 Уложения указаны следующие основания для освобождения от уголовной ответственности: малолетний возраст виновного лица, в силу которого оно не могло осознавать характер своих действий и предвидеть наступление опасных последствий; психическое состояние виновного лица, а именно – безумие, сумасшествие и припадки болезни, приводящие в умоисступление или совершенное беспамятство; совершение преступления вследствие обмана; совершение преступления вследствие принуждения от непреодолимой силы; совершение преступления в состоянии необходимой обороны13.

В 1903 году было подготовлено новое Уголовное уложение, в котором были конкретизированы возрастные границы уголовной ответственности, разграничивались критерии вменяемости на юридический и медицинский, сформулированы различные степени вменения для дифференциации уголовной ответственности, а также обстоятельства, служащие основанием освобождения лица от уголовной ответственности. Уголовное уложение 1903 года императором Николаем II хоть и было изначально утверждено, но после утверждения было введено в действие лишь частично14.

Далее, после Великой Октябрьской революции 1917 года, в России начинается второй этап становления института освобождения от уголовной ответственности. В отдельных Декретах Советской власти предусматривались различные основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания. Так, согласно Декрету о суде от 15 февраля 1918 года таким основанием являлся несовершеннолетний возраст виновного лица15.

В статье 6 Декрета «О взяточничестве» 1918 года предусматривалось освобождение от уголовной ответственности отдельной группы виновных лиц – взяткодателей, при условии, что они сообщили о данном преступлении властям. В данном Декрете устанавливался трехмесячный срок, в течение которого взяткодатель обязан был сообщить органам власти о преступлении. В дальнейшем положение об указанном сроке было исключено, и в статье 4 Декрета СНК РСФСР «О борьбе со взяточничеством» от 16 августа 1921 года говорится о том, что взяткодатель был обязан своевременно заявить о вымогательстве взятки16.

Постановлением Совета Рабочей и Крестьянской обороны «О мерах к искоренению дезертирства» от 3 июня 1919 года было предусмотрено такое основание для освобождения от уголовной ответственности, как явка с повинной по отдельным категориям преступлений – при уклонении от мобилизации и дезертирстве. В 1921 году была введена норма об освобождении от уголовной ответственности, в случае, если виновное лицо выдаст в установленные сроки оружие и взрывчатые вещества, поскольку их хранение образовывало состав преступления17.

В 1922 году был принят Уголовный кодекс РСФСР, в котором законодательно был закреплен институт освобождения от уголовной ответственности.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года определил в статьях 17 - 20 следующие основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания:

- наличие у виновного лица хронической душевной болезни или временного расстройства душевной деятельности. Также освобождались от уголовной ответственности и наказания лица, находящиеся в состоянии душевного равновесия на момент совершения преступления, но к моменту вынесения судом приговора страдающие душевной болезнью. При этом состояние опьянение не подпадало под указанную категорию;

- малолетний (до 14 лет) либо несовершеннолетний возраст виновного лица (от 14 до 16 лет). В отношении данной категории применялись меры медико - педагогического воздействия по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

- совершение преступления в условиях необходимой обороны при условии отсутствия превышения её пределов;

- совершение преступления для спасения жизни, здоровья или иного личного или имущественного блага своего или другого лица от опасности, которая была неотвратима при данных обстоятельствах другими средствами, если причиненный при этом вред является менее важным по сравнению с охраненным благом;

- истечение сроков давности при условиях, указанных в статье 20 УК РСФСР от 1922 года.

Впоследствии в УК РСФСР от 1922 года была введена статья 114а, которая предусматривала возможность освобождения от наказания взяткодателей при условии, что они немедленно и добровольно сообщат о преступлении, будут активно способствовать его раскрытию18.

Принятый в 1926 году УК РСФСР в статье 8 впервые предусматривал такое основание для освобождения от уголовной ответственности как утрата характера общественной опасности деяния в результате изменения уголовного закона либо изменения социально - политической обстановки19.

Третий этап развития института освобождения от уголовной ответственности начинается со вступления в силу 25 декабря 1958 года Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Так, в статье 43 предусматривалось освобождение от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки, когда совершенное деяние утратило характер общественно опасного или лицо перестало быть общественно опасным. Для того, чтобы лицо перестало быть общественно опасным, его поведение должно было быть безупречным, а отношение к труду – честным, на момент рассмотрения дела в суде 20.

Далее, 01 января 1961 года вступил в силу Уголовный кодекс РСФСР, утвержденный 27 октября 1960 года, который предусматривал следующие основания для освобождения от уголовной ответственности.

Так, по УК РСФСР 1960 года уголовной ответственности не подлежали лица, совершившие преступление в возрасте до шестнадцати лет. Но из данного правила имелись исключения: в случае совершения преступлений, указанных в статье 10 УК РСФСР, виновные лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет подлежали уголовной ответственности. При наличии определенных условий, указанных в части 3 статьи 10 УК РСФСР, несовершеннолетний мог быть освобожден от уголовной ответственности с последующей передачей его комиссии по делам несовершеннолетних с применением к нему принудительных мер воспитательного характера21.

Согласно статье 11 УК РСФСР 1960 года, не подлежали уголовной ответственности лица, находившиеся на момент совершения преступления в состоянии невменяемости. К данному состоянию относилось наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия, а также лица, совершившие преступления в состоянии вменяемости, но до вынесения приговора заболевшее душевной болезнью. К данному состоянию не приравнивалось нахождение лица на момент совершения преступления в состоянии опьянения.

В статье 13 УК РСФСР 1960 года указывается такое основание освобождения от уголовной ответственности, как защита от нападения, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны22.

УК РСФСР 1960 года предусматривал совершение преступления в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам Советского государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан в качестве основания освобождения от уголовной ответственности.

В статье 48 указано истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности как основание для освобождения от уголовной ответственности, с соблюдением указанных в законе условий применительно к определенным категориям преступлений23.

В статье 50 УК РСФСР 1960 года перечислены следующие основания для освобождения от уголовной ответственности:

- вследствие изменения обстановки деяние либо утраты лицом характера общественной опасности;

- в случае совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности, при условии, что исправление и перевоспитание лица возможно без применения уголовного наказания. В этом случае лицо привлекается к административной ответственности; либо дело передается на рассмотрение товарищеского суда или на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних; либо лицо передается на поруки общественной организации или трудовому коллективу.

В Особенной части УК РСФСР 1960 года предусматривались специальные виды освобождения от уголовной ответственности. Так, согласно статье 174, взяткодатель освобождался от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки или если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о случившемся24.

В статье 48 Основ уголовного законодательства Союза ССР и Республик, принятые 02 июля 1991 года говорилось, что лицо, совершившее преступление, может быть освобождено судом от уголовной ответственности лишь в случаях, предусмотренных уголовным законом Республик25.

В начале 1990-х годов в нашей стране произошли масштабные политические и общественно-экономические изменения, вследствие которых и основные положения УК РСФСР 1960 г. не соответствовали новому политическому и социально-экономическому строю государства и общества. Реформа уголовного законодательства внесла существенные изменения в основополагающие принципы института освобождения от уголовной ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом 13 июня 1996 года предусмотрен самостоятельный раздел «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания», при этом упразднены такие виды освобождения от ответственности, как освобождение с привлечением к административной ответственности, с передачей дела в товарищеский суд, с передачей виновного на поруки, с передачей дела в комиссию по делам несовершеннолетних26.

Таким образом, институт освобождения от уголовной ответственности на Руси начал зарождаться с принятием Русской Правды. Судебник 1497 года предусматривал различные меры ответственности за одно и тоже преступление, совершенное впервые либо повторно. В Судебнике 1550 года появляется такой вид освобождения от уголовной ответственности, как примирение сторон. Уложение 1649 года закрепило в качестве основания для освобождения от ответственности самооборону хозяина дома, даже в случае убийства нападавшего. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года были названы следующие основания для освобождения от уголовной ответственности: примирение с потерпевшим, истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, смерть виновного лица, помилование; малолетний возраст виновного лица; психическое состояние виновного лица, приводящее в умоисступление или совершенное беспамятство; совершение преступление вследствие обмана; совершение преступления вследствие принуждения от непреодолимой силы; совершение преступления в состоянии необходимой обороны. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года определил следующие основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания: учет психического состояния виновного лица, его возраста; необходимая оборона; совершение преступления для спасения жизни, здоровья или иного личного или имущественного блага; истечение сроков давности; явка с повинной, активное способствование раскрытию преступлений о взяточничестве. Уголовный кодекс РСФСР от 1926 года дополнил вышеуказанные основания таким основанием как утрата общественной опасности содеянного в силу изменения уголовного закона либо изменения социально - политической обстановки. УК РСФСР 1960 г. изменил основные формулировки для освобождения от уголовной ответственности, установив возможность передачи дела в отдельных случаях на рассмотрение нового органа или общественной структуры (общественной организации и трудового коллектива). УК РФ 1996 года предусмотрел самостоятельный раздел освобождения от уголовной ответственности, установив в нем новую систему оснований для такого освобождения.