Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Освобождение от уголовной ответственности-3.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
199.99 Кб
Скачать

§ 3.3. Специальные виды освобождения от уголовной ответственности, не связанные с деятельным раскаянием

К специальным видам освобождения от уголовной ответственности, не связанным с деятельным раскаянием, относятся такие виды освобождения от уголовной ответственности, которые закреплены в примечаниях к соответствующим статьям особенной части Уголовного кодекса РФ и не содержат в себе необходимых признаков деятельного раскаяния, предусмотренных ч.1 ст. 75 Уголовного кодекса РФ.

В юридической науке такие специальные виды освобождения от уголовной ответственности, не связанные с деятельным раскаянием, называют также специальными видами освобождения от уголовной ответственности «чистого компромисса», поскольку они носят компромиссный характер108.

К рассматриваемым видам освобождения от уголовной ответственности следует отнести примечание к ст. 126 Уголовного кодекса РФ, согласно которому лицо, которое добровольно освободило похищенного, должно быть освобождено от уголовной ответственности. Также условием такого освобождения является то, что в действиях виновного лица не содержится иного состава преступления.

Похищение человека относится к категории тяжких преступлений, а в случае, если оно совершено совершенное при особо отягчающих обстоятельствах - к категории особо тяжких.

Законодателем в данном случае освобождение похищенного расценивается как единственное и достаточное основание для освобождения виновного лица от уголовной ответственности. При этом для освобождения виновного лица от уголовной ответственности не требуется ни явки с повинной, ни наличия других признаков деятельного раскаяния, предусмотренных частью 1 ст. 75 Уголовного кодекса РФ.

Определяющим условием освобождения от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 126 Уголовного кодекса РФ является то, возвращение похищенного должно быть добровольным. От уголовной ответственности на основании примечания к вышеназванной статье Уголовного кодекса РФ не может быть освобождено лицо, которое отпустило похищенного в случае, если предвидело неизбежное разоблачение, а также в случае недостижения преступной цели, для реализации которой было совершено преступление (к примеру, вследствие неполучения выкупа за освобождение потерпевшего)109.

Аналогичный вид освобождения от уголовной ответственности предусмотрен в примечании к ст. 206 Уголовного кодекса РФ, согласно которому лицо, которое добровольно или по требованию властей освободило заложника, будет освобождено от уголовной ответственности. Также условием такого освобождения является то, что в действиях виновного лица не содержится иного состава преступления.

Преступление, предусмотренное ст. 206 Уголовного кодекса РФ, также относится к категории тяжких, а в случае, если оно совершено совершенно при отягчающих обстоятельствах - к категории особо тяжких.

При этом конструкция примечания к данной статье существенно отличается от конструкции примечания к ст. 126 Уголовного кодекса РФ тем, что виновное лицо не только добровольно, но даже по требованию властей может освободить заложника и даже в этом случае будет освобождено от уголовной ответственности.

В примечании к ст. 206 Уголовного кодекса РФ содержатся два нереабилитирующих основания для освобождения виновного лица: это, во-первых, добровольный отказ от продолжения преступной деятельности; во-вторых - подчинение требованию властей о прекращении преступной деятельности. Два вышеназванных основания являются уникальной конструкцией нового вида освобождения от уголовной ответственности, которые были предусмотрены законодателем исключительно для освобождения заложника и ликвидации угрозы для его жизни и здоровья110.

Как следует из содержания примечания к ст. 205 Уголовного кодекса РФ, лицо, которое принимало участие в организации террористического акта, должно быть освобождено от уголовной ответственности при условии, если оно своевременно предупредит властные органы о готовящемся преступлении либо другим способом будет способствовать предотвращению террористического акта.

Для освобождения от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к вышеназванной статье также необходимо, что в действиях виновного лица не содержалось другого состава преступления. С правоприменительной точки зрения, в зависимости от результата действий виновного лица, могут возникнуть две ситуации с различной юридической оценкой.

Если действия лица, принимавшего участие в подготовке к акту терроризма, достигли своего положительного результата и террористический акт не был осуществлен, то возникает реабилитирующее основание для освобождения от уголовной ответственности - добровольный отказ от совершения преступления, что предусмотрено ст. 31 Уголовного кодекса РФ. В данном случае действия виновного лица подлежат квалификации в соответствии с положениями ст. 31 Уголовного кодекса РФ.

В случае если акт терроризма, несмотря на все предпринятые виновным лицом действия по его предотвращению, остановить не удалось, данное лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности по не реабилитирующему основанию, а предпринятые им действия внешне имеют признаки деятельного раскаяния и квалифицируются в соответствии с примечанием к ст. 205 Уголовного кодекса РФ111.

В данном примечании к ст. 205 Уголовного кодекса РФ отсутствуют признаки деятельного раскаяния, предусмотренные положениями ст. 75 Уголовного кодекса РФ. Так, в данном случае преступления, предусмотренные ст. 205 Уголовного кодекса РФ, относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений, для освобождения лица от уголовной ответственности не требуется, чтобы данное преступление было совершено впервые, а также отсутствует такое условие общих положений деятельного раскаяния, как явка с повинной, поскольку в данном случае от виновного лица достаточно лишь сообщения правоохранительным органам о готовящемся преступлении, что также не может быть расценено правоприменителем и как активное способствование раскрытию и расследованию преступления, и как явка с повинной.

Таким образом, для лиц, виновных в совершении столь тяжкого преступления как террористический акт, законодателем предусмотрены наиболее поощрительные условия для освобождения от уголовной ответственности. Такая позиция государства обусловлена высокой криминогенной обстановкой относительно терроризма не только в нашей стране, но и во всем мире. Предусматривая тем самым такие условия компромисса для освобождения от уголовной ответственности преступников-террористов, государство старается предотвратить смерть десятков, а иногда и сотен граждан своей страны.

Аналогичная позиция законодателя содержится и в примечании к ст. 205.1 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которым лицо, виновное в вовлечении другого лица в совершение преступных деяний, за которое ст. 205.2, ч.1,2 ст. 206, ст. 208, ч.1-3 ст. 211, ст.ст. 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность, а также лицо, виновное в террористического акта, может быть освобождено от уголовной ответственности при выполнении им следующих условий: лицо добровольно и своевременно сообщило правоохранительным органам о готовящемся преступлении или же другим способом содействовало предотвращению либо пресечению преступления, и при условии, что в действиях этого лица не содержится другого состава преступления112.

Согласно примечанию к ст. 337 Уголовного кодекса РФ, военнослужащий, впервые самовольно оставивший часть или место службы может быть освобожден от уголовной ответственности, если данное преступное деяние было совершено им в результате стечения тяжелых обстоятельств.

В данном случае органами следствия и суда наиболее распространенными случаями стечения тяжелых обстоятельств, как правило, признаются дедовщина, несправедливость командиров, тяжелая ситуация дома.

Названное в примечании к ст. 337 Уголовного кодекса РФ условие о том, что деяние должно быть совершено впервые, отчасти перекликается с положениями ч.1 ст. 75 Уголовного кодекса РФ о совершении преступления впервые. Однако под данным условием подразумевается совершение впервые только преступления, предусмотренного санкцией ст. 337 Уголовного кодекса РФ, что также является поощрительной мерой государства.

Так, если лицо ранее уже было привлечено к уголовной ответственности, при этом преступление, предусмотренное ст. 337 Уголовного кодекса РФ, совершило впервые, оно все равно будет освобождено от уголовной ответственности, также с оговоркой, что преступление было совершено им в результате стечения тяжелых обстоятельств.

При этом законодателем указывается, что освобождение виновного лица от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 337 Уголовного кодекса РФ является правом, а не обязанностью органов следствия и суда, в отличие от примечания к другим вышеназванным статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ113.

Аналогичная конструкция условий освобождения от уголовной ответственности сформулирована и в примечании к ст. 338 Уголовного кодекса РФ, санкция которой устанавливает уголовную ответственность за дезертирство.

Как следует из содержания примечания к ст. 338 Уголовного кодекса РФ, военнослужащий, который впервые совершил дезертирство, может быть освобожден от уголовной ответственности, если деяние, предусмотренное ч.1 ст. 338 Уголовного кодекса РФ, совершено им впервые и в результате стечения тяжелых обстоятельств.

Требования законодательства к освобождению от уголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст. 337, 338 Уголовного кодекса РФ, не имеют отношения к позитивному посткриминальному поведению виновного лица, как того требуют условия деятельного раскаяния.

Примечания к ст. 337, 338 Уголовного кодекса РФ не относятся ни к «чистому компромиссу», ни к деятельному раскаянию. Законодателем примечания к вышеназванным статьям были предусмотрены в связи с достаточно сложной обстановкой в армии, что выражается в наличии неуставных отношений в военной среде114.

К специальным видам освобождения от уголовной ответственности, носящим характер компромисса, также следует отнести примечания к ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которыми виновное лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ, если оно в полном объеме выплатило суммы недоимки и пеней, а также штрафа, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Представляется, что никаких общих условий деятельного раскаяния в примечаниях к рассматриваемым статьям не имеется. Если лицо, которое ранее уже ранее было привлечено к уголовной ответственности, но преступление, предусмотренное ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ, совершило впервые, оно все равно будет освобождено от уголовной ответственности. Необходимым условием для освобождения от уголовной ответственности на основании примечаний к вышеназванным статьям Уголовного кодекса РФ является выплата всей суммы долга перед государством, а также штрафа, что выгоднее самому государству, поскольку, таким образом пополняется государственная казна115.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что специальные виды освобождения от уголовной ответственности, не связанные с деятельным раскаянием были введены законодателем для предотвращения наступления наиболее неблагоприятных последствий как для жизни отдельного гражданина, так и для общества в целом.

Данные меры законодательной власти, представляющие собой примечания к соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ, являются поощрительными мерами, мерами «чистого компромисса». Для того, чтобы избежать уголовной ответственности виновному лицу нужно лишь добровольно прекратить совершение общественно опасного деяния, впервые совершить именно данное преступление, совершить преступление в результате стечения тяжелых обстоятельств, либо погасить всю сумму долга перед государством.

Таким образом, специальные виды освобождения от уголовной ответственности содержат в себе лишь определенные элементы деятельного раскаяния, которые становятся условиями того или иного специального вида освобождения, наряду с этим существуют определенные специальные виды, не имеющие отношения к деятельному раскаянию.

Под специальными видами освобождения от уголовной ответственности необходимо понимать предусмотренные нормами Особенной части Уголовного кодекса РФ виды освобождения от уголовной ответственности, условия которых вытекают как из ч. 2 ст. 75 Уголовного кодекса РФ, так и из иных предусмотренных законодателем оснований, которые направлены на поощрение поведения виновного лица, которое выгодно отдельному гражданину, обществу и государству.