Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кривельская Н.В. - Секта - угроза и поиск защиты. - 1999.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
794.62 Кб
Скачать

Угроза безопасности населения

Установление контроля над сознанием адептов в деструктивных религиозных организациях является одним из многочисленных методов психологической обработки новообращенных, позволяющих контролировать их психику и управлять поведением. Секты оказывают крайне негативное влияние на здоровье граждан на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном уровне (личность) микросоциальном (семья, социальная группа, трудовой коллектив), макросоциальном уровне (все общество).

Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности исследовались комиссией в составе ведущих психиатров, представителей подведомственных Минздравмедпрому России научных центров, включая ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и Московский НИИ психиатрии.

На основании анализа писем и заявлений, направленных в Комитет РФ по спасению молодежи от тоталитарных сект, в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД России и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшим после пребывания в секте, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект комиссия пришла к следующим выводам:

деятельность организаций «Белое братство», «Богородичный центр», «АУМ Синрике», «Сознание Кришны», «Церковь сайентологии» и т.п. сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности;

наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний и для прекращения детородных функций человека;

возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей её вне семьи, общества и государства;

деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями развития личности,

приводя к возникновению у них более тяжелых психических нарушений;

деятельность указанных организаций наносит тяжёлый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации,

 

69 К Джагдши Чапдер Хассиджа. Указ. соч. С. 85. Там же. С. 87. Там же. С. 91.

 

ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массированных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициации, медитаций; ─ деятельность учредителей вышеуказанных религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит статье 17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

К этому следует добавить, что активное применение психотропных средств в сектах нарушает генофонд российских народов. Поскольку методы воздействия на пси-шческое здоровье, используемые сектами, типичны, то можно говорить о том, что перечисленные последствия психологического насилия характерны и для других сект. Крайне опасно и воздействие тоталитарных сект на физическое здоровье своих членов, так как вероучения ряда сект призывают к ограничениям при госпитализации и пользовании медицинской помощью. Как уже отмечалось, секта «Свидетели Иеговы» по религиозным соображениям запрещает своим адептам переливание крови даже в случаях, угрожающих жизни члена секты или его ребенка. В России зарегистрированы многочисленные случаи отказа больных ─ адептов этой религиозной организации от переливания крови по религиозным мотивам, что уже привело к смертельным исходам. В секте Виссариона («Церковь последнего завета»), центр которой находится на юге Красноярского края, насчитывающей в настоящее время более 10 тыс. человек, практикуется «агрессивная» диета по примеру нацистских концентрационных лагерей, при которой даже кормящим матерям запрещается грудное вскармливание детей. По показаниям врачей районной больницы пос. Курагино Красноярского края, в секте зафиксировано несколько смертных случаев от истощения (среди самых фанатичны адептов). Детям в секте не оказывается медицинская помощь, не делаются прививки. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди сектантов. По мнению лиц, изучавших деятельность этой секты, в связи с несостоятельностью проектов Виссариона построить «город избранных» и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства вероятен самый трагический финал очередной псевдорелигиозной авантюры ─ вплоть до коллективного суицида. Такие выводы можно сделать и из «заповедей» Виссариона, по существу оправдывающих самоубийство.

Призывы к убийству и самоубийству и их поощрения часто содержатся в вероучениях целого ряда сект, действующих в России. Так, например, «Церковь сайентологии», основанная Л. Р. Хаббардом и считающаяся одной из наиболее агрессивных тоталитарных сект в мире, в кодексе чести сайентолога призывает: Никогда не бойтесь причинить вред другому по справедливой причине; Ваше самоопределение и ваша честь являются более важными, чем ваша текущая жизнь; Ваша целостность важнее, чем ваше тело. Как легко заметить, вышеприведенны цитаты снимают запреты на совершение как убийства, так и самоубийства. Те же воззвания звучат и в книгах Береславского, руководителя секты «Богородичный центр»: Нельзя ни минуты работать на себя, желать что-то для себя. Надо решиться убить себя. Это именно та жертва, которой призывает Господь.

Члены многих сект систематически недоедают и недосыпают, что также разрушительно воздействует на их здоровье. Из рациона исключаются наиболее ценные продукты. Еда принимается раз в сутки. Сон ограничивается тремя-четырьмя часами. На фоне психического и физического истощения создаются предпосылки для возникновения психических расстройств и соматических заболеваний. Анализ деятельности сект свидетельствует, что они оказывают не только разрушительное воздействие на здоровье личности, но и на здоровье семьи ─ одной из главных опор стабильной жизни общества и государства.

Для изучения последствий деятельности некоторых релиигиозных организаций в Минздравмедпроме России была проведена межведомственная конференция «Тоталитарные секты и психическое здоровье» с широким участием представителей органов исполнительной власти, медиков, психологов, представителей Московской Патриархии и общественных организаций.

С точки зрения ученых и практиков, лица, пострадавшие от тоталитарных сект и других неорелигиозных образований и нуждающиеся в медицинской помощи, подраз-ряются на три группы.

Первую (наименьшую) группу составляют лица, сумевшие самостоятельно или с помощью родственников выйти из секты. Как правило, это люди с глубоко травмирован-юй психикой (с психопатологией по меньшей мере невролгического уровня), которые, с одной стороны, осознают пагубное влияние секты, а с другой ─ не могут полностью его преодолеть и приспособиться к жизни в прежней оциальной среде. Последнее обстоятельство, особенно при известной активности сектантов с целью вернуть «блудного сына» в свое лоно, содержит в себе большой риск возвращения в секту и требует безотлагательных психокоррекционных и реабилитационных мер.

Вторую группу (по некоторым данным, исчисляемую сотнями тысяч человек) представляют лица, полностью находящиеся под влиянием сект, порвавшие прежние со-циальные связи, изменившие место жительства и крайне отрицательно относящиеся к попыткам вернуть их к прежнему образу жизни. При этом такие попытки со стороны родственников или общественности крайне агрессивно встречаются и активистами сект.

Третья группа ─ группа риска быть завербованным в тоталитарные секты (именно из неё вербовались лица, во второй группе). В эту группу входят лица, декомпенсированные изменением стереотипа социальной жизни, не нашедшие в ней своего места, одинокие и надломленные индивидуальными психотравмирующими обстоятельствами, некоторые типы психопатических личностей, а также лица, перенесшие социально-стрессовые травмы (в первую очередь бывшие участники афганской войны и других локальных боевых действий, беженцы). Значительную часть составляет молодежь, внутренне протестующая против меркантилизации современного общества и при этом не имеющая сформировавшихся ценностно-смысловых ориентиров жизни.

Первая из отмеченных групп нуждается в оказании психотерапевтической (нередко и медикаментозной), а так же реадаптационной помощи. Для этого должна был широко распространена информация о том, что такая помощь возможна. Должны быть известны адреса, куда следует обращаться за помощью, необходимо обеспечить возможность получить совет, консультацию, разрядить психологический стресс в срочных случаях, что поможет осуществить система типа «телефона доверия».

Но главное, для этого должны быть созданы соответствующие (вне стен психиатрических учреждений) центры психолого-психиатрической помощи с деликатно подобранным названием, желательно с религиозным оттенком. В этих центрах должен быть специально подготовленной персонал, знакомый, как с позитивным, так и с негативным (во избежание многих уже имевшихся ошибок) опытом аналогичных зарубежных учреждений. Ряд специфических причин быстрого распространения тоталитарных сект в России, психологические особенности человека постсоветского периода, своеобразие общественного менталитета и конкретных условий внутрироссийской жизни требуют специальной аналитической работы для выработки более адекватных возможностей оказания как оперативной, так и пролонгированной помощи. Необходимы методики и издания соответствующих руководств для работы в таких центрах, а также брошюры-памятки для родственников бывших сектантов. Желательно проводит реадаптационную-работу в контакте (но не под эгидой) с официально зарегистрированными конфессиями. Целесообразна организация сообщества бывших сектантов для вза¬имной поддержки, снятия психотравмирующего чувства одиночества и ненужности, поскольку (как представляется, по аналогии с работой с группами бывших алкоголиков и наркоманов) это повысит эффективность реадаптации.

Второй группе сложнее оказать необходимую помощь. При контакте могут возникнуть юридические коллизии между правом отдельного человека на свободу совести (утвержденным «Всеобщей деклараций прав человека» и исходящими от неё нормативами) и аргументами в пользу запрета деятельности секты.

Свобода покинуть культ в некоторых деструктивных религиозных организациях обычно гарантируется только на словах. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие члены сект предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследование со стороны руководителей секты доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств. Известны случаи убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. Правда, эти данные имеются лишь по зарубежным странам.

Правовая неурегулированность рассматриваемой проблемы приводит к прямому столкновению между родителями сектантов и руководителями сект, усиливает напряжённость в отношениях между сектантами и обществом. Когда близкий человек пропадает в недрах секты, тем более изуверской, философские размышления отходят на второй план. Например, студент С. уходит в секту. Забросив учёбу и распродав часть домашних вещей, он исчезает. В дело вступают частные детективы, нанятые родителями студента. Профессионалы разыскивают его, совершают «обратное похищение» и возвращают родителям, а сектантов предупреждают о том, что если человек вновь пропадет, то всплывут кое-какие факты. Что здесь закон¬но или незаконно ─ долго нужно разбираться, а горе родителей ─ вот оно, требует помощи и вмешательства властей! И понять горе родителей не способны лишь мнимые «правозащитники», чьи разглагольствования о защите верующих давно набили всем оскомину. Пострадавшие от деятельности изуверских сект тоже, кстати, являются верующими и имеют право на защиту. Однако правозащитники защищают только права руководителей сект.

Бывали случаи, когда в секту попадали дети далеко всегда законопослушных, скажем так, родителей. И к офису (явке, штаб-квартире) секты подъезжала пара «шестисотых мерседесов», из которых выходили и удивительно быстро убеждали руководителей секты бесперспективности нахождения данного чада в их ceкте. Случалось, что после подобных действий секты лично уговаривали своего адепта вернуться домой.

Операции «спасателей» и контрдействия сект — вне всяких правил. Эта «линия фронта» окутана мраком, В нем циркулируют деньги и компроматы, демонстрируются мускулы и даже «бряцает» оружие. Известен случай, когда руководители опасной американской секты заключили с мужем своей последовательницы соглашение, по которому тот перестает вести информационную войну против них, а те в свою очередь выгоняют из организации и возвращают ему жену.

Влияние некоторых деструктивных религиозных opганизаций таково, что после выхода из секты даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов человек чувствует себя чужим в социуме. При этом личными проблемами такого человека являются:

— нарушение идентичности;

— депрессия;

— зависимость в принятии решений;

— потеря свободной воли и контроля над своей жизнью

— расстройства, связанные с посттравматическим стрессом

— замедленное психологическое развитие;

— потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности) или чувства юмора;

— ухудшение психологического состояния, включая галюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентацию, паранойю, расщепление сознания личности; неспособность поддерживать близкие, дружественные отношения вне секты; расстройства сна, кошмары; сексуальные проблемы.

После выхода из деструктивной религиозной организации бывший адепт находится в диссоциирующем («плавающем») состоянии. Известны случаи, когда вышедшие из деструктивного культа, в частности из «АУМ Синрике», возвращались обратно, вновь уходили и вновь возвращались. По мнению экспертов, если деструктивная религиозная организация очень заинтересована в возвращении покинувшего её конкретного адепта, то существует высокая вероятность того, что человек будет вновь рекрутирован организацией.

Возникает резонный вопрос: является ли нашествие деструктивных религиозных сил на Россию стихийным или имеются какие-то координирующие элементы и меха-измы, способствующие их распространению? Создается впечатление, что в нынешних условиях активность разрушительных религиозных и псевдорелигиозных структур, деформирующих сознание людей, подмывающих и без того зыбкий фундамент общественной морали и нравственности, далеко не случайна.

Что можно противопоставить этим структурам? На наш взгляд, по отношению к их разрушительному воздействию нужно выработать осторожную, взвешенную позицию. её основные ориентации: профессионализм, защита, нтеллектуальное и правовое обеспечение. Необходима поэтапная индивидуальная работа по изучению конкретной деятельности каждой отдельной секты. Такая работа не может быть осуществлена без соответствующего правового обеспечения. Необходимы четко отработанные показания, по которым возможно юридическое ограничение или ─ в отдельных случаях ─ даже запрещение деструктивных групп, деятельность которых противоречит российскому законодательству, нарушает права и свободы раждан, прежде всего право на жизнь, охрану здоровья, или угрожает общественной безопасности.

В случае таких ограничений или запрета отдельньных сект встает не менее сложный вопрос о судьбе их членов, которым после запрещения деятельности секты требуется активная помощь по реабилитации. Нужно сделать все возможное, чтобы адепты той или иной деструктивной группы не ушли в подполье, не стали искать новых путей возвращения в сектантство. Понятно, что такие люди нуждаются в психотерапевтической, а некоторые из них и в реадаптационной помощи. А то, что подобная помощь возможна и имеются адреса, куда следует обратиться советом и консультацией, важно довести до каждого приверженца секты, до их родных и близких.

Подчеркнем: дилетантское вторжение в тонкую сферу человеческой души абсолютно неприемлемо. Только высокий профессионализм, культура, развитая духовность, все, что этому способствует, могут преодолеть заторможенность личности, восстановить её жизненные силы, способность к самостоятельному выбору, подчиненному велению совести.

Защитники сект постоянно говорят о том, что гораздо большее количество семей разрушается и без влияния деструктивных религиозных организаций. Да, но разрушительное воздействие этих организаций на миллионы российских семей через влияние на детей в стенах школ в настоящее время становится все более массированным!

Не случайно в настоящее время возникла необходимость рекомендовать Правительству Российской Федерации организовать специализированную службу помощи пострадавшим от деструктивных религиозных организаций. Предполагается предусмотреть методологическое, материальное обеспечение этой службы, которая по типу наркологической ─ должна осуществлять свою деятельность на условиях доступности, вневедомственности, широкой информированности населения о своем существовании.

А пока эту функцию взяли на себя антисектантские центры, общественные организации и эксперты ( адреса телефоны см. в Приложении 2 на с. 183-184).